Введение
1 Теоретические основы изучения особенностей самоэффективности у подростков с разным локусом контроля
1.1 Самоэффективность как качество личности
1.2 Понятие «локус контроль» в психологии
1.3 Взаимосвязь самоэффективности и локуса контроля в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование особенностей самоэффективности у подростков с разным локусом контроля
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Результаты исследования локуса контроля у подростков
2.3 Анализ результатов исследования особенностей самоэффективности у подростков с разным локусом контроля
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе в условиях социальных преобразований особенно важными становятся внутренние ресурсы личности, ее устойчивость, самоопределение, самоорганизация и самоэффективность. Одной из важнейших психологических характеристик личности выступает степень активности человека в достижении своих целей, мера независимости и самостоятельности его поведения. Уровень развития чувства личной ответственности за происходящие с человеком события играет важную роль в разрешении разнообразных жизненных ситуаций: формировании межличностных отношений, способе разрешения конфликтных ситуаций семейного и производственного характера, в отношении к болезни. Ощущение человеком себя как неспособного изменить ситуацию, быстро приспособиться к меняющимся условиям окружающего мира вызывает стресс, синдром хронической усталости, депрессию, формирует чувство беспомощности и неэффективности. Возможность контроля, наоборот, связана с умением принимать эффективные решения и достигать цели, находить в себе возможности преодоления негативных последствий.
Проблема изучения локуса контроля занимает одно из центральных мест в психологических исследованиях и является актуальной и социально значимой. Это связано с тем, что степень ответственности влияет на всю жизнедеятельность человека. Ответственность личности за свою жизнь является важной характеристикой общей жизненной позиции. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации.
Особый интерес представляет изучение особенностей самоэффективности у подростков с разным локусом контроля. В подростковом возрасте особую роль играет развитие регуляторных процессов и механизмов самосознания, позволяющих выступать подлинным субъектом собственной деятельности, самостоятельно определять пути своего развития, успешно функционировать в обществе. Самоэффективности принадлежит важное место в процессе становления личности подростка как субъекта деятельности. Низкая самоэффективность может выступать одной из причин психологических проблем и дезадаптации подростков.
Проблема самоэффективности широка разрабатывалась зарубежными психологами (А.Бандура, Дж.Капрара, Д.Сервон и др.). В отечественной психологии только начинается процесс теоретического осмысления данного феномена и его эмпирическая разработка (Р.Л. Кричевский, М.В. Чистова, Т.М. Маланьина, Т.О. Гордеева и др.).
1 Теоретические основы изучения особенностей самоэффективности у подростков с разным локусом контроля
1.1 Самоэффективность как качество личности
В Психологическом словаре термин «самоэффективность» определяется как 1) чувство самоуважения, собственного достоинства, компетентность (способность, умение) личности решать жизненные проблемы; 2) интегральная способность быть компетентным, соответствовать требованиям среды [1, с. 569].
Впервые понятие «самоэффективность» было введено в работах американского психолога А.Бандуры в 70-х годах ХХ века в рамках социально-когнитивной теории личности, основанной на принципе взаимного детерминизма поведения, личностных факторов и окружения, и означает уверенность человека в собственной конкретно обозначенной компетентности, в своих способностях организовать и исполнить действия, необходимые для определенных достижений в той или иной деятельности [2, с. 162].
С помощью этого понятия А. Бандура оценивал способность людей к осознанию своих способностей и к использованию этих способностей наилучшим образом. А. Бандура отмечал, что даже при наличии скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала автоматически не гарантирует и высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике [2, с. 163].
Концепция самоэффективности опирается на многочисленные экспериментальные данные, полученные в рамках других подходов, таких как теория ожидаемой ценности Дж. Аткинсона, теория каузальных атрибуций Б. Вайнера, теория локуса контроля Дж.Роттера, различные исследования Я-концепции и др., но самоэффективность как конструкт существенно отличается от понятий, лежащих в их основе.
Дж. Капрара, Д. Сервон уделяли большое внимание изучению феномена воспринимаемой самоэффективности. Под воспринимаемой самоэффективностью понимается оценка человеком своей способности совершить какие-либо действия в определенных условиях. Авторами было установлено, что оценки самоэффективности позволяют спрогнозировать не только общий уровень достижений, но и успех/неудачу на уровне отдельных действия [3, с. 106].
Самоэффективность как качество личности оказывает влияние на эффективность деятельности. Так, А. Стайкович и Ф. Лутанс установили, что неуверенность в собственной эффективности не только ухудшает результативность, но и вызывает бездеятельность.
2 Эмпирическое исследование особенностей самоэффективности у подростков с разным локусом контроля
2.1 Методики и организация исследования
С целью выявления особенностей самоэффективности у подростков с разным локусом контроля было проведено эмпирическое исследование.
Объект исследования – самоэффективность у подростков с экстернальным и интернальным локусом контроля.
Предмет исследования – особенности самоэффективности у подростков с разным локусом контроля.
Задачи эмпирического исследования:
1) изучить локус-контроля у подростков;
2) исследовать уровень самоэффективности у подростков с экстернальным и у подростков и интернальным локусом контроля;
3) определить особенности самоэффективности у подростков с разным локусом контроля.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 11 г. Бреста». Всего в исследовании приняли участие 46 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет. После проведения первой методики выборку исследования составили 15 подростков с экстернальным и 15 подростков с интернальным локусом контроля.
Методы исследования: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации; эмпирические методы: психодиагностический метод.
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Методика «Локус контроля» Дж. Роттера [9].
Назначение методики: изучение интернальности – экстернальности.
Методика направлена на изучение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени индивид ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств.
Опросник включает 29 пар утверждений, которые описывают полярные варианты отношения к ситуации. Испытуемому предлагается в каждой паре выбрать одно утверждение.
Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы особенностей самоэффективности у подростков с разным локусом контроля позволяет сделать следующие выводы:
Самоэффективность представляет собой комплекс личностных особенностей, воплощенный в чувстве собственной компетентности в разных сферах деятельности и общении, убежденности в своей способности контролировать собственную жизнь. Самоэффективность формируется в течение жизни под воздействием различных факторов личного и косвенного опыта, вербальных убеждений, эмоциональных реакций. Существует два вида самоэффективности – самоэффективность в деятельности и самоэффективность в общении.
Локус контроля представляет собой склонность индивида приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствами (экстернальный или внешний) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний). В зависимости от локализации контроля человек обладает определенными личностными особенностями. Формирование локуса-контроля происходит в соответствии со стадиями интеллектуального развития, процессами развития схем каузальной атрибуции, опытом познания и объяснения причин поведения другого человека, соотносится с этапами социализации личности. На становление локуса-контроля оказывают влияние когнитивные, личностные, мотивационные и ситуативные факторы.
В подростковом возрасте на фоне значительных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений происходит становление самоэффективности и локуса контроля. На развитие самоэффективности и локуса контроля в этом возрасте оказывают влияние: повышение потребности в независимости, потребность в аффилиации, потребность в самостоятельной деятельности самооценка, волевая активность. В подростковом возрасте школьники, как правило, еще не достигают зрелости личности, что указывает на невысокую самоэффективность подростков. Подростки полагают, что их действия не могут изменить окружающую действительность, отрицают свой вклад в собственное личностное развитие, проявляют неспособность оказывать влияние на ход своей жизни. У подростков еще не сформировались предпосылки для принятия ответственности за ход своей жизни и использования своих знаний и опыта для достижения целей, что объясняет наличие экстернального локуса контроля у подростков.
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
2. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб. : Евразия, 2014. – 320 с.
3. Капрара, Дж. Психология личности. / Дж. Капрара, Д. Сервон ; пер. с англ. – СПб. : Питер, 2003. – 212 с.
4. Кричевский, Р. Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности / Р. Л. Кричевский // Акмеология. – 2001. – № 1. – С. 47-52.
5. Кови, С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей / С. Р. Кови. – М. : Альпина Паблишерз, 2013. – 240 с.
6. Гончар, С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов / С. Н. Гончар // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. науч. конф. – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 250-253.
7. Гордеева, Т. О. Тендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вестник Моск. ун-та. – 2006. – № 3. – С. 78-85.
8. Гайдар, К. М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов / К. М. Гайдар // Психология – XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве / науч. ред. К.М. Гайдар. – Воронеж : ВГУ, 2007. – С. 4-14.
9. Методика «Локус контроля» Дж. Роттер // Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. – СПб., 2003. – С. 413-417.
10. Быков, С. В. Самоконтроль как фактор формирования ответственности у подростков / С. В. Быков // Вестник Самарской гум. Академии. – 2012. – № 2. – С. 11-18.
11. Леонтьев, Д. А. Современная психология мотивации / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2002. – 343 с.
12. Додова, Л. М. Особенности становления локуса контроля у подростков, получающих кадетское образование / Л. М. Додова // Психология в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 76-79.
13. Обманова, Г. С. Становление интернальности как условие развития жизненных перспектив личности на этапе школьного обучения : автореф. дис. канд. психол. наук / Г. С. Обманова. – М. : МГУ, 2007. – 19 с.
14. Бажин, Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд. – М. : «СМЫСЛ», 1993. – 16 с.
15. Бичерова, Е. Н. Ситуационно-специфические показатели интернального локуса контроля подростков с разной самооценкой / Е. Н. Бичерова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2019. – № 1. – С. 51-60.
16. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – М. : Мастера психологии, 2011. – 512 с.
17. Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2017. – 286 с.
18. Тарасова, Е. О. Влияние локуса контроля на самоотношение людей среднего возраста / Е. О. Тарасова // Вестник СГТУ. – 2007. – № 2. – С. 93-99.
19. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
20. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
21. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б. И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 149-153.
22. Калитеевская, Е. Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 49-55.
23. Додова, Л. М. Особенности становления локуса контроля у подростков, получающих кадетское образование / Л. М. Додова // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 76-79.
24. Гончарова, Т. Н. Взаимосвязь локуса контроля и самоотношения в старшем подростковом возрасте / Т. Н. Гончарова // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 6. – С. 1-7.
25. Осницкий, А. К. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 42-51.
26. Ушакова, В. Р. Особенности личностной самоэффективности авиадиспетчеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://rrpedagogy.ru/journal/article/1693/.
27. Абзалова, Е. А. Представление об успехе у лиц с разным уровнем интернальности / Е. А. Абзалова. – Екатеринбург : УГПУ, 2017. – 67 с.
28. Столбова, Н. В. Исследование сформированности смысложизненных ориентаций у старших подростков / Н. В. Столбова // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: материалы научной конференции. – Уфа, 2019. – С. 179-181.
29. Кашапов, М. М. Взаимосвязь локуса контроля с компонентами личности спортсмена/ М. М. Кашапов // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 5. – С. 178-183.
30. Тест определения уровня самоэффективности (Дж. Маддукс, и М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой) // Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи / О. М. Краснорядцева. – Томск, 2014. – С. 38-41.