ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
1.1 Общие подходы к формированию знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности усвоения знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЦЕТКОВЫХ РАСТЕНИЯХ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
2.1 Система уроков по формированию знаний о цветковых растениях у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Методические рекомендации по формированию знаний о цветковых растениях у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Биология является важным предметом в рамках современных коррекционных школ. Программы по природоведению и биологии для 6-10 классов 1 отделения вспомогательной школы представляют собой единое целое. Они формируют у школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности целостное представление о природе во всем ее многообразии.
На сегодняшний день достаточно полно раскрыты проблемы общей методики обучения биологии учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Данная методика в первую очередь отражается в рамках определения системы форм организации и методов обучения, а также в рамках самого процесса формирования знаний у школьников данной категории.
При определении частных проблем изучения биологии в рамках вспомогательной школы необходимо очертить особенности специального обучения. Одной из таких проблем, является проблема, связанная с формированием знаний о цветковых растениях у учащихся старших классов с интеллектуальной недостаточностью.
Последней учебной программой по биологии (2017 г.) расширены рамки изучения данных растений в первом отделении вспомогательной школы. Информация, предлагаемая программами, важна в повседневной практической деятельности человека и учитывается при подготовке к жизни студентов с нарушениями интеллекта.
Изучая растения, грибы, животных, студенты знакомятся с их разнообразием, их ролью в природе и жизни человека. Студенты формируют знания не только об особенностях внешнего вида изучаемых объектов, но и об их адаптации к условиям жизни, об уникальности и неповторимости каждого представителя растительного и животного мира.
Накопление специфических знаний о природных объектах ближайшего окружения имеет большое значение для развития интеллектуальных способностей детей. Принимая во внимание различные познавательные способности учащихся, различные условия, в которых происходит обучение (город или сельская местность, наличие или отсутствие школьного участка, подсобного хозяйства, различные подходы к организации трудового обучения и т.д.), программа направляет учителя к выбору для изучения наиболее актуальных для учащихся объектов дикой природы. Система познавательных заданий при изучении одного или нескольких объектов из представленных в программах групп объектов строится от простого задания на распознавание, выделение признаков в одном изучаемом объекте до более сложного – классификации, сравнения 2-3 изучаемых объектов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
1.1 Общие подходы к формированию знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Знания являются ведущим компонентом содержания школьной биологии. Как показывает анализ программы по данному предмету, у учащихся с интеллектуальной недостаточностью предусматривается формирование таких структурных элементов знаний, как фактов, представлений, понятий и причинно-следственных зависимостей. Важнейшей же дидактической единицей знаний считаются понятия.
Проблема, связанная с формированием понятий в процессе обучения естествознанию школьников этой категории, в свое время исследовалась рядом ученых [26, 5, 13, 20]. В частности, дефектологи рассматривают способы формирования понятий: индуктивный и дедуктивный. Они определяют последовательность формирования понятия индуктивным способом: наблюдение объектов; их сравнение, выделение существенных признаков; обобщение признаков; определение понятия; применение понятий. Ученые раскрывают также очередность формирования понятия дедуктивным способом: определение понятия; организация работы по усвоению его признаков; закрепление признаков; установление связи с другими понятиями; упражнения в различении понятий. Ими особо подчеркивается, что в школьной практике необходимо сочетать оба способа формирования понятий, однако при ведущей роли одного из них.
Некоторые ученые [13, 26] акцентируют внимание на методически правильной организации процесса формирования понятий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, который должен протекать в определенной последовательности:
Во-первых, выяснение у школьников запаса представлений об изучаемом объекте, приобретенных ранее. Проведение вводной беседы, входящей в состав этапа изучения нового материала. Ее сочетание с демонстрацией, прежде всего, образных наглядных пособий. Тщательное продумывание учителем системы вопросов к такой беседе.
Во-вторых, организация наблюдений учащихся за внешним строением изучаемого объекта в два этапа. Первый из них – рассматривание ими сухих семян различных цветковых растений; проведение коллективной работы по выяснению их формы, величины, окраски; подведение класса к обобщающему выводу (семена цветковых растений разные по форме, величине, окраске). Второй этап – рассматривание учащимися сухих семян фасоли; выполнение ими по команде учителя практических действий: отыскание рубчика;
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЦЕТКОВЫХ РАСТЕНИЯХ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
2.1 Система уроков по формированию знаний о цветковых растениях у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Отдельными дефектологами (11,12) раскрывается система уроков по формированию знаний о цветковых растениях у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В частности, эту систему составляют уроки с различным биологическим содержанием:
– Уроки с морфологическим содержанием. Формирование у учащихся представлений и знаний о внешнем строении цветковых растений. Проведение вводной беседы. Доминирование практических методов. Выполнение частично-поисковых лабораторных работ. Предметно-действенный (мысленный) анализ-синтез изучаемых объектов. Преобладание фронтальной формы организации работ. Предъявление классу алгоритмических предписаний.
Рассказ учителя в сочетании с элементами беседы. Демонстрация натуральных объектов: живых и гербарных экземпляров растений, их органов. Применение морфологических коллекций. Упражнения с раздаточным материалом: показ, называние, распознавание, различение, сравнение, определение, группировка, классификация и др. Привлечение результатов наблюдений учащихся. Использование объемных наглядных пособий. Построение несложных аналитических схем. Кропотливая терминологическая работа. Выборочное чтение научно-познавательных статей учебника. Приемы работы с его иллюстративным материалом. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. Применение дидактических игр и занимательных упражнений. Использование хрестоматийного материала.
– Уроки с анатомическим содержанием. Формирование у школьников элементарных представлений и знаний о внутреннем строении отдельных органов цветковых растений. Организация поэлементного усвоения учащимися изучаемого материала. Проведение вводной беседы. Доминирование наглядно-практических методов. Демонстрация натуральных объектов. Привлечение изобразительных пособий. Объяснение учителя в сочетании с элементами беседы и опорой на таблицы. Выполнение иллюстративных лабораторных работ. Предметно-действенный (мысленный) анализ-синтез изучаемых объектов. Фронтальная форма организации работ. Проведение их по команде учителя и в сочетании с обязательным показом. Использование раздаточного и дидактического материала. Составление простейших аналитических схем. Приемы работы по усвоению учащимися специальных терминов. Объяснительное чтение научно-познавательных статей учебной книги. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашем исследовании изучалась проблема формирование знаний о цветковых растениях у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии. Как показал анализ специальных литературных источников, формирование естествоведческих (биологических) знаний – объективно сложный и длительный процесс для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому при его построении учитель должен принимать во внимание специфику формируемых биологических знаний, значительные затруднения и своеобразие их усвоения школьниками данной категории. Кроме того, необходимо придерживаться сформулированных методических условий и определённой последовательности (этапов) в формирование тесно взаимосвязанных между собой важнейших структурных элементов знаний, к которым причисляются представления и понятия. Только такой подход сможет обеспечить более качественную биологическую подготовке учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Что же касается проблемы усвоения естествоведческих (биологических) знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью, то в процессе анализа специальной литературы выяснилось, что методистами:
– разработаны важнейшие критерии и показатели, позволяющие достаточно полно и объективно оценить состояние биологических знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
– выявлены значительные сложности и специфические особенности усвоения школьниками данной категории естествоведческого (биологического) материала (главным образом морфологического и анатомического, а в некоторой степени, – физиологического);
– раскрыты своеобразия овладения школьниками терминологическим языком биологии, разработали дидактические условия и методические приемы, содействующие преодолению трудностей по усвоению ими специальных терминов.
– проанализированы причины недостатков и пробелов в овладении учащимися с интеллектуальной недостаточностью биологическими знаниями; разработаны методические условия, сориентированные на устранение просчетов в их овладении школьниками данной категории.
Основываясь на данных, полученных в процессе теоретического анализа специальных литературных источников и выполненные разработки фрагментов уроков, нами сформулированы методические рекомендации, призванные облегчить процесс формирования знаний о цветковых растений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью:
1. Принятие во внимание как специфики изучаемого биологического материала, так и особенностей его усвоение учащимися с интеллектуальной недостаточностью.
1. Гамаюнова, А. Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А. Н. Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 3. – С. 20–31.
2. Кабелка, И. В. Проблемный подход в обучении биологии учащихся вспомогательной школы / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2009. – № 5.– С. 48–52.
3. Кабелка, И. В. Работа с терминами на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. В. Кабелка. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 24–29.
4. Кабелка, И. В. Формирование приемов умственной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения биологии / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 5. – С. 43–49.
5. Кабелка, И. В. Умственное развитие учащихся школы VIII вида в процессе обучения естествознанию / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 6. – С. 42–49.
6. Кабелка, И. В. Обучение биологии учащихся вспомогательной школы: учеб-метод. пособие / И. В. Кабелка. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2013. – 180 с.
7. Кабелка, И. В. Формирование знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2017. – № 3. – С. 22–29.
8. Ковалева, Е. А. Усвоение биологических знаний и применение их на практике учащимися вспомогательной школы / Е. А. Ковалева // Дефектология. – 1969.– № 5. – C. 41–46.
9. Кручинина, С. С. Активные приемы работы на уроках естествознания во вспомогательной школе: метод. рекомендации / С. С. Кручинина, О. Г. Деркачева, И. П. Макарчик / М-во народного образования БССР, Респуб. ин-т усовер. учителей. – Мн. : РИУУ, 1990. – 53 с.
10. Кручинина, С. С. Использование карточек инструкций на уроках естествознания в 5-6 классах вспомогательной школы: в помощь слушателем курсов / С. С. Кручинина, О. Х. Серединская / М-во народного образования БССР, Респуб. ин-т усовер. учителей.– Мн. : РИУУ,1982. – 16 с.
11. Кручинина, С. С. К проблеме активизации познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы при изучении естествознания / С. С. Кручинина, С. В. Курская // Особенности формирования психологических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития: сб. науч. тр. / М-во просвещения БССР, Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького; редсовет: Т. А. Григорьева (от. ред.) [и др.]. – Мн. : МГПИ, 1987. – С. 85–92.
12. Кручинина, С. С. Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе: учеб.-метод. пособие. / С. С. Кручинина, И. В. Кабелка. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2002. – 102 с.
13. Кручинина, С. С. Особенности усвоения естествоведческого материала учащимися вспомогательной школы / С. С. Кручинина, И. В. Татаркина // Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением умственного и физического развития: cб. науч. тр. / М-во просвещения БССР, Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького; редсовет: Т.А. Григорьева (от. ред.) [и др.]. – Мн. : МГПИ, 1985. – С. 56–60.
14. Кручинина, С. С. Преодоление трудностей при формировании понятий на уроках естествознания во вспомогательной школе / С. С. Кручинина // Дэфекталогiя. – 1998. – № 1. – С. 20–25.
15. Кручинина, С. С. Формирование познавательной самостоятельности умственно отсталых учащихся при усвоении естествоведческого материала / С. С. Кручинина, О. Х. Серединская // Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями умственного и физического развития и ее совершенствование в учебно-воспитательном процессе: сб. науч. тр. / М-во просвещения БССР, Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького; редсовет: Т. А. Григорьева (от. ред.) [и др.]. – Мн. : МГПИ, 1986. – С. 31–36.
16. Леванович, О. А. Формирование знаний о растительном мире у детей с психической субнормальностью / О. А. Леванович // Дэфекталогiя. – 1995. – № 1. – С. 24–30.
17. Лифанова, Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания / Т. М. Лифанова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 80 с.
18. Матвеева, П. В. Состояние представлений о животном мире у умственно отсталых школьников / П. В. Матвеева // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 28–32.
19. Мирончик, М. П. Элементы программирования в обучении естествознанию во вспомогательной школе/ М. П. Мирончик // Дефектология. – 1986. – № 6. – С. 65–68.
20. Серединская, О. Х. Обновление содержания обучения природоведению и биологии в специальной общеобразовательной вспомогательной школе I отделения / О. Х. Серединская // Дэфекталогія. – 2004. – № 1. – С. 10–15.
21. Серединская, О. Х. Обучение биологии в 7-10 классах 1-го отделения вспомогательной школы / О. Х. Серединская. – Мн. : Адукацыя і выхаванне, 2009. – 182 с.
22. Серединская, О. Х. Учебно-методические комплексы – средство повышения качества обучения природоведению и биологии в I отделении вспомогательной школы / О. Х. Серединская // Дэфекталогія. – 2005. – № 3. – С. 21–27.
23. Синев, В. Н. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе / В. Н. Синев, Л. С. Стожок. – Киев: Рад. школа, 1977. – 86 с.
24. Соломина, Е. Н. Формирование естественнонаучных знаний в специальной школе / Е.Н. Соломина // Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин [и др.]; под ред. Б. П. Пузанова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – С. 152–171.
25. Худенко, Е. Д. Изучение курса «Растения» в 6 классе вспомогательной школы / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: М. Н. Перова (от. ред.) [и др.]. – М. : МГПИ, 1986. – С. 49–55.
26. Худенко, Е. Д. Состояние естествоведческих знаний учащихся вспомогательной школы / Е. Д. Худенко // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: М. Н. Перова (от. ред.) [и др]. – М.: МГПИ, 1984. – С. 77–82.
27. Худенко, Е. Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: М. Н. Перова (от. ред.) [и др.]. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72–77.