ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 11 КЛАССОВ
1.1 Понятие проектных технологий
1.2 Применение проектной методики в рамках образовательной технологии
1.3 Особенности проектной деятельности в рамках повышения мотивации к исследовательской деятельности для детей старшего школьного возраста
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 11 КЛАССОВ
2.1 Опыт применения проектных технологий на уроках физической культуры
2.2 Методические рекомендации для педагогов в рамках повышения уровня мотивации старшеклассников к исследовательской деятельности посредством применения проектных технологий на уроках ФК в 11 классе
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе модернизации образования одной из основных задач в преподавании предмета «Физическая культура» становится развитие знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. В процессе реализации мы неизбежно сталкиваемся с рядом противоречий: лишить детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть мимоходом, не сосредотачивая на этом много внимания.
Проектно-исследовательская деятельность становится одним из направлений модернизации современного образования. Данный вид деятельности – это деятельность по проектированию собственных исследований, целью которой является совершенствование мыслительной деятельности, что позволяет сформировать более высокий уровень культуры. Образовательный проект или исследование дает учащимся возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя в группе или индивидуально, показать публично достигнутый результат.
При выполнении исследовательских проектов учащиеся, используя различные методы, проводят собственный эксперимент, на основе которого делаются анализ и выводы, которые могут не совпадать с выраженной гипотезой. Таким образом, эта деятельность является практической, прикладной, интересной и важной для исследователя.
Это заставило исследователей искать новые стратегии в преподавании теоретической части физического воспитания. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение проектного метода. Он позволяет решать несколько задач одновременно: развитие личных компетенций учащихся; интеграция учебного процесса; экономия времени на самом уроке [1, с.33].
Исследованиями в области изучения применения проектных технологий на уроках «физическая культура и здоровье» занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, такие как Е.С. Полат, Е.Н. Ястребцева, О.В. Чуракова, И. Гревцова, Г.Ю. Ксензова, Р.А. Лайшев, Г.Е. Муравьева и т.д. Данные исследователи определяли место проектных технологий в рамках школьного обучения и применение их, в частности, в рамках уроков физической культуры.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 11 КЛАССОВ.
1.1 Понятие проектных технологий
Понятие технологии имеет множество интерпретаций. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и, согласно словарным интерпретациям, представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. В Толковом словаре Даля под технологией понимается «совокупность используемых в конкретном случае приемов, умений, искусства» [2, с.95].
Проект – это совокупность действий, специально организованных преподавателем и самостоятельно выполняемых учениками, где они могут быть самостоятельны в принятии решений и нести ответственность за свой выбор, результат работы и создание творческого продукта. Проект – это «обучение через действие».
Технология проектной деятельности – это личностно-ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение проблемы образовательного проекта. То есть, технология проектной деятельности, в первую очередь, ориентирована на личность, зависит от ее характера и накопленного ранее опыта и предполагает самостоятельную работу над теоретическим и творческим проектом [3, с.11].
Технология была разработана в 20-х и 30-х годах 20-го века американцем Дьюи и У.Х. Килпатриком. В нашей стране метод проектов предложил С.Ф. Шацкий. Он активно занимался с ними творчеством с детьми-сиротами. Исходя из данной интерпретации технология проекта предполагает:
- наличие проблемы, требующей комплексных знаний, и поиск решения на основе исследований. Проблема проекта должна быть социально значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешними заказчиками. Для решения проблемы необходимо иметь определенный объем информации из различных отраслей науки или искусства – то есть интеграция знаний.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 11 КЛАССОВ.
2.1 Опыт применения проектных технологий на уроках физической культуры
Нынешнее состояние физического, психического и морального здоровья учащихся средних школ вызывает у специалистов серьезную озабоченность. В настоящее время многие учащиеся 11 классов не хотят ходить на занятия физкультурой и заниматься спортом. Снижение интереса к занятиям физкультурой и занятиям другими видами физической культуры и спорта не позволяют создать предпосылки для постоянного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни.
Освоив элементы оздоровительных образовательных технологий, преподаватели физкультуры гимназии используют те из них, которые обеспечивают в конкретной ситуации достижение цели – формирование здоровой, спортивно-ориентированной, адаптированной к жизни в обществе личности, обладающей информационными и физкультурно-спортивными методами деятельности, которые позволят учащемуся успешно учиться [19, с.102].
Для достижения этой цели в практической работе применяются следующие технологии: оздоровительные, игровые, информационно-коммуникационные технологии, интегрированное и многоуровневое обучение, совместное обучение, с направленным развитием моторики, инновационная система оценки «портфолио», компетентностный подход, проектный метод.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что что проектные технологии являются важными в процессе обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе. Классификация проектов определяется конкретными критериями и направлены на решение определенных образовательных и воспитательных задач.
Проектные технологии направлены на активизацию обучения и воспитания детей в процессе школьного обучения. Основными чертами метода проектов в обучении являются такие как самостоятельность, инициативность и непосредственное взаимодействие личности учителя и учащегося.
Проектные технологии и исследовательская деятельность имеют много общего в процессе обучения детей и повышение их мотивации к исследовательской деятельности. Эти понятия взаимосвязаны и определяют особенности повышения уровня мотивированности различных категорий учащихся.
Нами было определено, что для того, чтобы применять проектный метод в процессе обучения детей 11 класса занятиям физической культурой необходимо рассмотреть особенности опыта педагогов и учителей в рамках развития данной деятельности. Нами было определено, что применение проектного метода в рамках обучения старшеклассников физической культуры и повышение их мотивации к проектной деятельности.
Нами было определено, что проектные технологии в рамах физической культуры помогают активизировать мотивацию в рамках обучения и воспитания у детей ответственности за свое собственное здоровье.
Для оптимизации уровня использования проектных методов в рамках обучения детей старшего школьного возраста и активизации процесса мотивации нами были разработаны методические рекомендации для педагогов, которые поспособствуют повышению мотивации детей старшего школьного возраста к занятиям исследовательской и проектной деятельностью.
1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. – № 2. – С. 94–117
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2016. – 247 с.
4. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения / В.А. Бухвало. – Рига, 2001. – 278 с.
5. Васильев В. Проектно–исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. – М. – 2000. – № 9. – С.177–180.
6. Вебер С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. – № 1. – С. 16–23
7. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 1. – С. 17–24
8. Гревцова, И. Системно–деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. – 2003. – № 6. – С.11–22
9. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.– 2000.– N 2.– C. 36–43
10. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В.В. Гузеев. – М. – 1995. – № 6. – С.34–47.
11. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонсонс. – М.: Академия, 1986. – 326с.
12. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. – № 1. – С. 36–41
13. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. – № 4. – С. 3 – 7
14. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. – № 11. – С. 20–33
15. Каримуллина, О. В. Развитие проектно–исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. – № 6. – С. 59–65
16. Круглова О.С. Технология проектного обучения //Завуч. – 1999.– №6 – С.22–25
17. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. –224 с.
18. Лайшев Р.А. Методология проектирования системы спортивно–образовательных центров // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: Материалы V Международной научно–практической конференции. – Гомель: ГГУ, 2003. – С. 82–83.
19. Муравьева Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе / Г.Е. Муравьева. – Ярославль, 2003. – 256 с.
20. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
21. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 265 с.
22. Селуянов В.Н. Научные и методические основы разработки инновационных спортивных педагогических технологий // Теория и практика физической культуры. – 2003.– № 5. – С. 9–12.
23. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
24. Чуракова О.В. Компетентностно–ориентированный подход к образованию / О.В. Чуракова. – Самара, 2002. – 236 с.
25. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: из опыта внедрения методических и организационно–педагогических новвоведений» / Е.Н. Ястребцева. – М.: Академия, 1995. – 258 с.