ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Краткая характеристика бега на 400 м с/б
1.2. Особенности скоростно- силовых способностей
1.3 Средства скоростно-силовых способностей
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БЕГУНА НА 400 м С БАРЬЕРОМ
2.1 Сравнительная характеристика скоростно-силовых качеств у бегуна на 400м с/б
2.2 Этапы круглогодичной подготовки в беге на 400 м с/б
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта. Основой легкоатлетических упражнений являются естественно и жизненно важные движения человека – ходьба, бег, прыжки, метания. Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года. Легкая атлетика смогла завоевать свою популярность благодаря тому, что для занятия ее не требуется дорогостоящего оборудования. За счет этого, легкая атлетика смогла стать популярной даже в таких странах как Азия, Африка и Латинская Америка. Именно в связи с широким развитием, большой популярностью этого вида спорта, его постоянно прогрессирующей эволюцией легкая атлетика получила признание, по существу, во всем мире.
Название «легкая атлетика» условное, оно появилось при становлении современных видов спорта, когда упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях были объединены под этим названием в противовес упражнениям в поднятии тяжестей, борьбе и боксе, получившее название – «тяжелая атлетика».
Цель данной работы – проанализировать скоростно-силовые способностей бегуна на 400 м с/б.
Задачи:
– дать краткую характеристику бега на 400 м;
– выявить особенности и средства скоростно- силовых способностей;
– провести сравнительную характеристику скоростно-силовых качеств у бегуна на 400м с/б;
– определить этапы круглогодичной подготовки в беге на 400 м с/б.
Объект исследования – теория и методика спортивной подготовки.
Предмет исследования – проанализировать скоростно-силовые способностей бегуна на 400 м с/б.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью повышения интереса данному виду спорта.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный, экспериментальный.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Краткая характеристика бега на 400 м с/б
Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки и метания. В то же время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной. Она имеет свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики, тренировки, обучения.
Легкая атлетика включает в себя 5 видов упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. В каждом из этих видов имеются свои разноܙвидности, варианты. Правилами соревнований определены дистанции и условия соревнований для мужчин, женщин, спортсменов различных возрастных групп. Основные легкоܙатлетические упражнения включаются в проܙграмму Олимпийских игр, национальных первенств, школьных спартакиад. По этим упражнениям присваиваются спортивные разряды и звания.
Бег является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие легкоатлетические упражнения, такие, как прыжки в длину, высоту и с шестом, метание копья [8, с. 23]
Бег, в зависимости от его характера, различно влияет на организм человека. Медленный длительный бег в парке или лесу (бег трусцой) имеет преимущественно гигиеническое, оздоровительное значение.
Быстрый, спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно-силовых качеств, бег на средние и длинные дистанции – выносливости, барьерный бег – ловкости, способности к высокой координации движений.
Бег подразделяется на гладкий (по дорожке стадиона), с естественными препятствиями (кросс), с искусственными препятствиями и эстафетный. В свою очередь в гладком беге различают: бег на короткие дистанции – от 30 до 400 м; на средние дистанции– от 500 до 2000 м; на длинные дистанции – от 3000 до 10 000 м, на сверхдлинные дистанции – 20 000, 25 000 и 30 000 м, часовой, суточный бег. Кросс по пересеченной местности проводится на
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БЕГУНА НА 400 м С БАРЬЕРОМ
2.1 Сравнительная характеристика скоростно-силовых качеств у бегуна на 400м с/б
В настоящее время большинство специалистов считают, что системообразующим фактором спортивной тренировки является планируемый соревновательный результат, который может выражаться как в определенных измеряемых показателях (сантиметрах, секундах, килограммах), так и характеризоваться успешность выступления спортсменов по итогам занятого места.
Для достижения высоких результатов в беге на 400 метров с/б необходимо придерживаться детальной разработки технологии всей системы подготовки, которая должна быть индивидуализирована применительно к возможностям и особенностям каждого спортсмена. Анализ передовой отечественной литературы и зарубежный опыт подготовки спортсменов высокого класса, научные исследования в беге подтверждают, что с ростом спортивного мастерства возрастает специфика тренировки, обусловленная индивидуальными особенностями данного спортсмена и его резервными возможностями. Что же касается периодизации спортивной тренировки на уровне спорта высших достижений, то она видоизменяется с учётом вида легкой атлетики, целей и задач, которые решаются на определенных этапах и периодах подготовки тренировки, поставленные перед конкретным спортсменом.
Для достижения высоких спортивных результатов в беге на 400м с/б необходимо иметь отличную технику бега, высокий уровень развития скоростных качеств, скоростной и специальной выносливости.
При этом в рамках специальной выносливости бегуна на 400 метров принято выделять такие следующие виды выносливости: силовую, скоростную и координационную. Скоростная выносливость четырёхсотметровика - это способность противостоять утомлению при нагрузках максимальной или близкой к максимальной (субмаксимальной) интенсивности. Это означает, что при выполнении упражнений циклического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Легкая атлетика – массовый вид спорта, не требующий больших финансовых затрат. Легкая атлетика включает в себя 5 видов упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья.
Барьерный бег является одним из наиболее сложных в координационном отношении видов легкой атлетики. Кроме высоких скоростных качеств, спортсмену необходимо обладать достаточным уровнем технической подготовленности, что в свою очередь требует хорошей координации движений, гибкости и подвижности в суставах. Техника барьерного бега на дистанции 400 м имеет свою специфику. Для детальноܙго ее рассмотрения в общей структуре бега с барьерами выделяются фазы: старт и стартовый разбег, бег по дистанции с преодолением барьеров и финиширование. Дистанция 400 м с/б преодолевается с достаточно высокой скоростью (92-96% от скорости бега 400 м без барьеров), поэтому важную роܙль здесь отыгрывают скоростно-силовые спаособности.
Скоростно-силовые способности проܙявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и стремительность движений (бег с препятствиями, прыжки в длину и высоту с места и разбега, метание снарядов т.п.). Скоростные способности спортсмена проявляются в трех основных формах: в латентном времени двигательной реакции, в скорости одиночного движения, в частоте движений. Сочетание этих трех форм и определяет все случаи проявления быстроты. Методика воспитания скоростных способностей – это прежде всего выполнение хорошо освоенного задания на предельных скоростях, что позволяет спортсмену сосредоточить все усилия на скорости, а не на способе выполнения упражнений.
С целью изучения формирования скоростно-силовых качеств бегунов на 400 м с/б было проведено эмпирическое исследование. Цель исследования состояла в исследовании скоростно-силовых качеств у бегуна на 400м с/б. В эксперименте участвовали 2 группы юношей по 10 человек в каждой, которые наряду с общей для всех тренировочной работой применяли различные варианты развития скоростно-силовых качеств.
1. Баранов, В.Н. Анализ тематики диссертаций в сфере физической культуры, спорта и туризма / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. – 2011. – № 3. – С. 9-14.
2. Баранов, В.Н. Научные основы спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов / В.И. Баранов, Б.Н. Шустин. – М. : Мир атлетов, 2008. – 540 с.
3. Баранов, В.Н. Организационные, социально-экономические, правовые и информационные основы развития физической культуры и спорта / В.Н. Баранов, Г.Н. Грец, Б.Н. Шустин. – Смоленск : Принт-экспресс, 2009. – 67 с.
4. Барчуков, И.С. Физическая культура : учебник для студентов вузов / под ред Н.Н. Маликова. – М. : Академия, 2013. – 528 с.
5. Виноградов, Г.П. Атлетизм : теория и методика тренировки / Г.П. Виноградов. – М. : Советский спорт, 2009. – 220 с.
6. Гуськов, С.И. Профессиональный спорт / С.И. Гуськов, В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2000. – 392 с.
7. Жаров, А.А. История становления легкой атлетики / А.А. Жаров // XIX Царскосельские чтения: Материалы международной научной конференции; Под общей редакцией В. Н. Скворцова; Л. М. Кобрина. – Спб, 2015. – С. 213-216.
8. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре : учеб. для вузов по направлению подгот. «Пед. образование», профиль «Физ.культура» / Ю.Д. Железняк. – М. : Академия, 2014. – 256 с.
9. Жилкин, А.И. Легкая атлетика / А.И. Жилкин. – М. : Академия, 2006. – 210 с.
10. Ивочкин, В.В. Легкая атлетика / В.В. Ивочкин. – М. : Советский спорт, 2007. – 180 с.
11. Кноке, А. Справочник легкоатлета / Пер. с англ. Е.Орловой. / А. Кноке, И. Дьюлаи, Н. Дэвис. – М.: Международная Ассоциация легкоатлетических федераций. Московский региональный центр развития ИААФ, 2006. – 50 с.
12. Кузнецов, В. В. Модельные характеристики легкоатлетов / В.В. Кузнецов, В. В. Петровский, Б. Н. Шустин. – Киев : Здоровье, 1979. – 88 с.
13. Макаров, А.Н. Легкая атлетика / А.Н. Макаров. – М.: Просвещение, 2004. – 220 с.
14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для институтов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М. : ФиС, 2001. – 280 с.
15. Международная ассоциация федераций легкой атлетики ИААФ(International Association of Athletics Federations, IAAF) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/olympic/article/olymp. – Дата обращения: 20.11.2016.
16. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. / В.Н. Платонов – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
17. Погорелова, О.В. Скоростно-силовая подготовка спринтеров рудн на основе оптимального распределения объемов тренировочных нагрузок в годичном цикле / О.В. Погорелова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2016. – № 1 (15). – С. 34-40.
18. Сбитый, С.С. Дифференцированная технология развития специальной физической подготовленности у спринтеров : автореф. дис.. канд. пед. наук / Сбитый С. С. -Тула, 2011. – 23 с.
19. Синяева, А.А. ПФСС (Легкая атлетика) / А.А. Синяева. – Брянск, 2002. – 180 с.
20. Табачник, Б. И. Особенности направленности специальной подготовки квалифицированных спринтеров в связи с их индивидуальными особенностями / Б. И. Табачник, И. A. Султанов, В. Н. Ряскина // Теория и практика физической культуры. -1978. -№ 4. -С. 10-18.
21. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Легкая атлетика : учебник для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направ. подготовки «Физ.культура» / В. Грецов и др. – М. : Академия, 2013. – 288 с.
22. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Сов. спорт, 2003. – 260 с.
23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003. – 260 с.
24. Хоменкова, Л.С. Книга тренера по легкой атлетике / Л.С. Хоменкова.– М.: ФиС, 2005. – 180 с.
25. Чёмов, В. В. Технологические основы интеграции двигательных заданий и нетрадиционных эргогенических средств в тренировке легкоатлетов/В. В. Чёмов, Е.Ю. Барабанкина//Физическое воспитание и спортивная тренировка. -2014. -№2 (8). -С. 41-46.