ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИКИ ИГРЫ В ФУТБОЛЕ
1.1. Понятие и значение тактических действий в футболе
1.2. Особенности игры полузащитников в футболе
1.2.1. Тактика нападения
1.2.2. Тактика защиты
2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
3 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ ИГРЫ ПОЛУЗАЩИТНИКОВ
3.1. Обучение тактике игры полузащитников
3.2. Совершенствование тактики игры полузащитников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Характерной особенностью футбола в Республике Беларусь в последние годы является необходимость у улучшения спортивных достижений национальной сборной и клубных команд на международной арене. По мнению специалистов, одна из причин такого положения – отсутствие ярких, хорошо технически и тактически подготовленных молодых игроков, что косвенно отражает уровень подготовки спортивного резерва в современном белорусском футболе. Поэтому важную роль играет подготовка югных футболистов.
Современный этап развития футбола, как и других спортивных игр, претерпевает ряд серьезных трудностей. И если объективные закономерности этого процесса связывают в первую очередь с экономичекими и организационными факторами, то субъективные следует искать в области научно-методического обеспечения. Именно поэтому прогресс в спорте специалисты связывают прежде всего с дальнейшим повышением эффективности спортивной тренировки как основной составляющей подготовки в целом. При этом отмечается, что повышение качества подготовки юных спортсменов и в первую очередь, ее содержательного компонента – наиболее острая проблема отечественной школы спорта на современном этапе развития (Л.Р. Айрапетянц, М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Я. Игнатьева, К.Д. Чермит, М.М. Эбзеев и др.).
Для решения разнообразных тактических задач необходимо в совершенстве владеть всем спектром технических приемов.
Цель исследования – изучить тактику игры полузащитников, методику обучения и совершенствования.
Задачи:
1 Рассмотреть понятие и значение тактических действий в футболе.
2 Определить особенности игры полузащитников в футболе.
3 Выявить особенности обучения тактике игры полузащитников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИКИ ИГРЫ В ФУТБОЛЕ
1.1. Понятие и значение тактических действий в футболе
Совершенствование спортсмена в футболе включает в себя различные виды поܙдгоܙтоܙвки: физическую, техническую, тактическую, психоܙлоܙгическую, функциоܙнальную. Каждый из этих видоܙв, в своܙю оܙчередь, имеет две разноܙвидноܙсти: оܙбщую и специальную поܙдгоܙтоܙвку.
Рассмоܙтрим данные виды поܙдроܙбнее.
1. Физическая поܙдгоܙтоܙвка
Физическая поܙдгоܙтоܙвка является оܙсноܙвоܙй споܙртивноܙй тренироܙвки. Оܙна представляет соܙбоܙй целенаправленный проܙцесс фоܙрмироܙвания физических качеств у споܙртсмена. К этим качествам оܙтноܙсятся: сила, выноܙсливоܙсть, гибкоܙсть, лоܙвкоܙсть, скоܙроܙстные споܙсоܙбноܙсти.
Физическая поܙдгоܙтоܙвка связана с выпоܙлнением боܙльших нагрузоܙк непоܙсредственно воܙздействующих на моܙрфоܙфункциоܙнальные своܙйства оܙрганизма споܙртсмена в мини-футбоܙле.
Различают две разноܙвидноܙсти физическоܙй поܙдгоܙтоܙвки: оܙбщую и специальную.
Оܙбщая физическая поܙдгоܙтоܙвка споܙртсмена в мини-футбоܙле направлена на разноܙстоܙроܙннее развитие физических качеств. Этоܙт вид поܙдгоܙтоܙвки оܙсоܙбенно важен на первых этапах споܙртивноܙго соܙвершенствоܙвания, так как поܙзвоܙляет значительно поܙвысить оܙбщий уроܙвень функциоܙнальных воܙзмоܙжноܙстей оܙрганизма.
Специальная физическая поܙдгоܙтоܙвка споܙртсмена в мини-футбоܙле направлена на развитие физических споܙсоܙбноܙстей, оܙтвечающих специфике избранноܙго вида споܙрта. При этоܙм оܙна оܙриентироܙвана на максимально воܙзмоܙжную степень развития споܙсоܙбноܙстей.
2) Техническая поܙдгоܙтоܙвка
2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
С целью изучения методики обучения тактике игры полузащитников было проведено эмпирическое исследование.
Гипотеза исследования: Предполагается, что целенаправленное использование методических приемов тактической подготовки полузащитников в футболе будет способствовать развитию их тактики во время игры.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по особенностям тактической подготовки полузащитников в футболе.
2. Выявить тесты для оценки тактической подготовки полузащитников в футболе.
3. Разработать методику подготовки полузащитников в футболе.
2.2. Методы исследования
При решении поставленных задач исследования использовались следующие методы научного исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент. Анализ научно-методической литературы был ориентирован на поиск и систематизацию данных по современным аспектам тактической подготовки высококвалифицированных и юных футболистов, проблеме разносторонности технико-тактических действий (ТТД), включая действующие программно-нормативные документы, а также документацию
3 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ ИГРЫ ПОЛУЗАЩИТНИКОВ
3.1. Обучение тактике игры полузащитников
После проведения экспериментального диагностического исследования были проанализированы его результаты (Таблица 3.1)
Таблица 3.1
Структура основных компонентов соревновательной деятельности полузащитников 8-17 лет по количеству выполняемых ТТД за матч (%)
| № | Показатели | Возраст (лет) |
| 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 |
| Количество матчей |
| 42 | 47 | 43 | 59 | 39 |
| Передачи |
| 1. | Короткие, средние | Назад и поперек | 8,0 | 9,0 | 11,0 | 13,0 | 20,0 |
| 2. | Вперед | 18,0 | 21,0 | 19,0 | 16,0 | 19,0 |
| 3. | На ход | 0,2 | 2,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
| 4. | Длинные | 0 | 0 | 2,0 | 3,0 | 2,0 |
| 5. | Прострелы | 3,0 | 4,0 | 3,0 | 4,0 | 3,0 |
| 6. | Ведение | 19,0 | 16,0 | 15,0 | 16,0 | 17,0 |
| 7. | Обводка | 12,0 | 9,0 | 8,0 | 8,0 | 7,0 |
| 8. | Отбор | 13,0 | 13,0 | 11,0 | 11,0 | 7,3 |
| 9. | Перехват | 10,4 | 11,4 | 10,4 | 10,0 | 8,0 |
| Единоборства |
| 10. | Внизу | 5,0 | 4,0 | 6,0 | 4,4 | 3,0 |
| 11. | Вверху | 1,2 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
| 12. | Игра головой | 2,0 | 2,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
| Удары |
| 13. | Головой | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
| 14. | Ногой | 4,0 | 2,4 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
| 15. | Потери | 4,0 | 4,0 | 3,4 | 3,4 | 2,4 |
| 16. | Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Таким образом, можно установить, что разносторонность тактических действий юных полузащитников существенно различна в зависимости от возраста. Наряду с этим в каждой возрастной группе отмечены особенности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Совершенствование спортсмена в футболе включает в себя различные виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологическую, функциональную. Каждый из этих видов, в свою очередь, имеет две разновидности: общую и специальную подготовку. Под тактикой понимают организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над соперником, т.е. взаимодействие футболистов команды по определённому плану, позволяющему успешно вести борьбу с соперником.
Выделяются два крупных раздела тактики: тактика нападения и тактика защиты. Они в свою очередь делятся на подразделы: индивидуальная, групповая и командная тактика. Внутри этих подразделов выделяют группы тактических действий, выполняемых различными способами.
Действия полузащитников рассматриваются как один из основных факторов успешного выступления команды. Игроки этой специализации должны обладать отличной функциональной подготовкой, обеспечивающей высокую работоспособность на протяжении всего матча, быть активными в атакующих и оборонительных действиях, создавать и поддерживать высокий темп игры.
Таким образом, при выявлении степени разработанности теоретико-методических основ тактической подготовки, было выявлено, что технология построения тактической подготовки полузащитников в детско-юношеском футболе должна базироваться на основе соблюдения принципа детерминированности содержания учебно-тренировочного процесса возрастными закономерностями соревновательной деятельности. При этом необходимо учитывать: структуру основных компонентов соревновательной деятельности юных полузащитников; соотношение соревновательного и
1. Абдулкадыров, А.А. Соотношение физической и технической подготовки юных футболистов 11 – 14 лет на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.А. Абдулкадыров. – СПб., 2004. – 178 с.
2. Алексеев, В. М. Физиологические аспекты футбола / В. М. Алексеев. – М.: ГЦОЛИФК, 1986. – 33 с.
3. Антипов, А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе / А.В. Антипов, В.П. Губа, С.Ю. Тюленьков. - М. : Советский спорт, 2008. - 152 с.
4. Артамонов, В. Н. Физиологические факторы, определяющие физическую работоспособность / В. Н. Артамонов. – М., 1989. – 40 с.
5. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте/ И. В. Аулик. – М.: Медицина, 1990. – 192 с.
6. Бойченко, Б.Ф. Возрастная динамика физических качеств и техникотактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Б.Ф.Бойченко. – Киев, 1985. – 22 с.
7. Верхошанский, Ю. В. Закономерности процесса становления спортивного мастерства / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. – 1966. – № 11. – С. 18-21.
8. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 217 с.
9. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
10. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 214 с.
11. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. – 295 с.
12. Золотарев, А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе / А.П. Золотарев. – Краснодар, 2007. – 308 с.
13. Золотарев, А.П. Подготовка юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий / А.П. Золотарев // Физическая культура и спорт в жизни общества: материалы междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 30-летию УралГАФК. – Ч. II. – Челябинск, 2006. – С. 52 – 55.
14. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе / А.П. Золотарев // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 3. – С. 24 – 28.
15. Золотарев, А.П. Структура основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов: учебно-методическое пособие / А.П. Золотарев, А.И. Шамардин / под ред. Н.Д. Васильева. – Волгоград : ВГИФК, 1993. – 33 с.
16. Кошбахтиев, И.А. Педагогическая характеристика индивидуальных тактических действий футболистов с мячом и обоснование средств их совершенствования: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.А. Кошбахтиев. – Л., 1975. – 21 с.
17. Матвиенко А.И. Совершенствование структуры тактических действий у игроков профессиональных футбольных клубов в соревновательном процессе / А. И. Матвиенко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. – 2013. – №7. – С. 171-180.
18. Наседкин, В.А. Тактика футбола / В.А. Наседкин, С.Е. Банников // Основы футбола : учебное пособие. – Екатеринбург, 2009. – С. 74-85.
19. Суворов В.В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Суворов. – Краснодар, 1996. – 24 с.