ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФУТБОЛЕ
1.1. Понятие и значение соревновательной деятельности в футболе
1.2. Особенности детско-юношеского футбола
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Подготовка к соревновательной деятельности юных футболистов
3.2. Соревновательная деятельность в детско-юношеском футболе в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность вопросов, которые связаны с подготовкой спортивного резерва для профессионального футбола во все времена не вызывала сомнения. Об этом свидетельствует значительное количество исследований, которые посвящены данной проблематике. Вполне очевидным является тот факт, что без квалифицированных выпускников спортивных школ и клубов ни один из видов спорта не имеет будущего.
Анализ научных данных, накопленных в теории и методике подготовки юных футболистов, свидетельствует о наличии большого объема как теоретического, так и экспериментального материала. В данных исследованиях все более актуализируется задача поܙдгоܙтоܙвки резерва резерва для проܙфессиоܙнальноܙго футбоܙла, обладающего высокой квалификацией (А.А.Сучилин, А.П.Зоܙлоܙтарев). Тенденции, наблюдаемые в развитии соܙвременноܙго споܙрта, предоܙпределяют планоܙмерный проܙцесс доܙстижения высшего мастерства, а также диктуют неоܙбхоܙдимоܙсть выстраивания, соܙвершенствоܙвания системы его фоܙрмироܙвания. На это в своих работах указывают А.А.Гужалоܙвский, А.А.Сучилин, В.К.Бальсевич и др. Это в поܙлноܙй мере оܙтноܙсится и к футбоܙлу (А.П.Зоܙлоܙтарев, А.И.Шамардин, А.А.Сучилин, Г.С.Лалакоܙв). Не для кого не секрет, что поܙдгоܙтоܙвку юных споܙртсменоܙв необходимо базироܙвать на четкой выстроенной преемственноܙй метоܙдике тренироܙвки, которая будет оܙбеспечивать эффективноܙе развитие споܙртивноܙго мастерства, а также интенсивный роܙст функциоܙнальных воܙзмоܙжноܙстей и их доܙлжную реализацию (Ж.К.Хоܙлоܙдоܙв, Л.П.Матвеев, В.С.Кузнецоܙв).
Цель исследования – изучить систему соревнований в детско-юношеском футболе.
Задачи:
4) Выявить понятие соревновательной деятельности в футболе
5) Изучить особенности детско-юношеского футбола
6) Выяснить практику проведения соревнований в детско-юношеском футболе в Республике Беларусь.
Объект исследования – соревновательная деятельность в футболе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФУТБОЛЕ
1.1. Понятие и значение соревновательной деятельности в футболе
Футбол (от англ. foot – нога, ball – мяч) – командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.
ФИФА и Международный олимпийский комитет используют «футбол», как официальное международное название игры.
Полное англоязычное название игры, «association football» («футбол по правилам Ассоциации»), было выбрано после создания английской Футбольной ассоциации в 1863 году, чтобы отличать эту игру от других разновидностей футбола, существовавших в то время, например регби-футбол («rugby football», «футбол по правилам Школы Регби»). Со временем длинные названия вариантов игры стали сокращаться в повседневной речи. Термин «соккер» (англ. soccer) зародился в Англии в 1880-х годах, как сокращение «-soc-» от слова «association» (первые три буквы «ass-» не использовались из-за неблагозвучности) с добавлением суффикса «-er» на оксфордский манер (по аналогии rugby football сокращённо назывался rugger, «раггер»). В настоящие дни название «соккер» распространено лишь в ряде англоязычных стран, где продолжают пользоваться популярностью другие разновидности футбола.
Футбол относится к командно-игровым видам спорта. По мнению Ю. Д. Железняка [9], структурной единицей в этих видах спорта является система двух противоборствующих команд. Соревновательная деятельность протекает в постоянно и вариативно изменяющихся условиях спортивного противоборства команд и её участников, направленного на достижение выигрыша, т.е. носит конфликтный характер.
В спорте конфликтной можно назвать ситуацию, в которой имеются два соперника (индивидуумы или команды) с противоположными целями. Поэтому в процессе спортивного поединка спортсмену, принимающему
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
С целью изучения системы соревнований в детско-юношеском футболе было проведено исследование.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по особенностям соревнований в детско-юношеском футболе.
2. Выявить тесты для оценки подготовки спортсменов различных амплуа в соревновательной деятельности.
3. Разработать рекомендации по системе соревнований в детско-юношеском футболе.
Гипотеза исследования: Предполагается, что целенаправленное использование системы соревновательной деятельности повысит уровень мастерства юных спортсменов.
2.2 Методы исследования
При решении поставленных задач исследования использовались следующие методы научного исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент. Анализ научно-методической литературы был ориентирован на поиск и систематизацию данных по современным аспектам подготовки юных футболистов, включая действующие программно-нормативные документы, а также документацию планирования тренеров ДЮСШ. При этом учитывались современные научно-теоретические установки.
Анализ литературы по теме исследования показал следующее.
Детско-юношеский спорт, в том числе и футбол, в Республике Беларусь является частью общей системы физической культуры и спорта в стране, он способствует совершенствованию физического воспитания как комплексного процесса развития детей и подростков.
Исторически сложилось, так, что в Беларуси координируют и направляют деятельность специализированных учебно-спортивных
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Подготовка к соревновательной деятельности юных футболистов
Как отмечает ряд исследователей (В.Н.Артамонов, А.Н.Корженевский, А.П. Золотарев и др.), физическая работоспособность является важным условием для развития всех основных физических качеств, основой способности организма к перенесению высоких специфических нагрузок, возможности реализовать функциональные потенциалы к интенсивному протеканию восстановления во всех видах спорта, Она во многом определяет спортивный результат практически на всех основных этапах многолетней тренировки. Тестирование физической работоспособности является важнейшим компонентом комплексного контроля подготовленности спортсменов, так как с его помощью определяются функциональные возможности организма, выявляются слабые звенья адаптации к нагрузкам и факторы, лимитирующие работоспособность. Роль такого тестирования особенно возрастает в игровых видах спорта, в том числе и в футболе, где оценить работоспособность сложно в связи со спецификой двигательной деятельности.
Данные тестирования позволили выявить средние величины показателей физического развития и функциональной подготовленности юных футболистов разной игровой специализации (таблицы 3.1-3.2).
Таблица 3.1. – Показатели физического развития юных футболистов
12-14 лет различных игровых специализаций (X ± m)
| Показатели | Амплуа | Достоверность различий |
| нападающие | полузащитники | защитники | вратари | I-II | I-III | I-IV | II-III | II-IV | III-IV |
| I | II | III | IV |
| Длина тела, см | 152,0 ±1,8 | 153,0 ±1,8 | 156,0 ±1,8 | 158,4 ±1,3 | | | ++ | | ++ | ++ |
| Масса тела, кг | 41,9 ±1,8 | 44,4 ±1,4 | 48,5 ±1,6 | 49,5 ±1,6 | | | ++ | | ++ | ++ |
Примечания: + – Достоверность различий при P < 0,05; ++ – при P < 0,01 (критерий Стьюдента)
Сравнивая показатели физического развития (длина и масса тела), можно видеть, что по этим параметрам полевые игроки практически не отличаются друг от друга. В то же время вратари имеют статистически достоверно более высокий уровень этих показателей (P < 0,01).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Футбол относится к командно-игровым видам спорта. Соревновательная деятельность протекает в постоянно и вариативно изменяющихся условиях спортивного противоборства команд и её участников, направленного на достижение выигрыша, т.е. носит конфликтный характер.
Соревновательная деятельность в командно-игровых видах спорта осуществляется в условиях взаимосвязанности и взаимообусловленности, когда действия одного спортсмена зависят от действий других членов команды. Если рассматривать детско-юношеский футбол, то именно в данной категории происходит формирование фундамента общей и специальной физической подготовки и становление личности спортсменов-футболистов, которые в будущем начнут добиваться высоких достижений и спортивных результатов. Соревновательная деятельность футболистов в ДЮСШ входит в учебно-тренировочный процесс.
В Республике Беларусь существует система детско-юношеского футбола. Существуют специализированные учебно-спортивные учреждения – это СДЮШ, СДЮШОР, РЦОП, РЦОР, ШВСМ, деятельность которых координируют и направляют пять ведомств: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь, Белорусское физкультурно-спортивное общество ”Динамо“, Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь и спортивный клуб ”Федерация профсоюзов Беларуси“.
Система соревнований в детско-юношеском футболе в Республике Беларусь включает в себя внутришкольные, зональные, областные, республиканские соревнования.
Значимыми соревнованиями республиканского масштаба в детско-юношеском футболе являются: спартакиада ДЮСШ, Олимпийские дни молодежи, Юношеский чемпионат (первенство) Беларуси по футболу.
В республиканской спартакиаде ДЮСШ после областного отбора принимают участие по одному лучшему представителю детско-юношеских
1. Андреев, СП. Футбол в школе: Книга для учителя / С.П. Андреев. – М.,1986. – 144 с.
2. Бомпа, Т.О. Подготовка юных чемпионов / Т.О. Бомпа ; пер. с англ. – М. : Астрель, 2003. – 259 с.
3. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) / В.А.Вишневский. - М., 2002. - 270 с.
4. Волков, В. М. Предсоревновательная подготовка спортсменов / В. М. Волков, А. В. Ромашов. – Смоленск.: СГИФК, 1991. – 107 с.
5. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – Киев : Олимпийская литература, 2002. - 294 с.
6. Гаджиев, Г. М. Структура соревновательной деятельности как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Г. М. Гаджиев. – М., 1984. – 24 с.
7. Голденко, Г. А. Индивидуальные программы технико-тактической подготовки футболистов высокой квалификации с учетом особенностей соревновательной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Г. А. Голденко. – М., 1984. – 21 с.
8. Голомазов, СВ., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М. : Спорт Академ Пресс, 2002. - 472 с.
9. Железняк, Ю. Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Ю. Д. Железняк. – М., 1981. – 484 с.
10. Келлер, B. C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / В. С. Келлер. – М., 1986. – 40 с.
11. Лобановский, В. В. Бесконечный матч / В.В. Лобановский. – М. : Физкультура и спорт, 1989. – 191 с.
12. Петухов, A. A. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения / A. А. Петухов. – М. : Сов. спорт, 2006. – 232 с.
13. Стратегия развития футбола в Республике Беларусь «Видение 2020» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://abff.by/phocadownload/Strategy/strategy%20vision%202020.pdf. –Дата доступа: 12.11.2017.
14. Топышев, О. П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / О. П. Топышев. – М., 1989. – 451 с.
15. Футболист в игре и тренировке. – М.: ФиС, 1983. - 127 с
16. Чанади Арпад Техника футбола. – М.: ФиС, 1983. – 213 с.
17. Юный футболист. Пособие для тренеров. /Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. - М.: ФиС, 1983. – 197 с.