ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ
АФК - адаптивная физическая культура
АФВ - адаптивное физическое воспитание
ДДУ - детское дошкольное учреждение
КГ - контрольная группа
КРП - коррекционно-развивающая программа
ТНР - тяжелые нарушения речи
ЭГ - экспериментальная группа
ВВЕДЕНИЕ
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. [2]. Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо патогенного фактора, сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, сверстников, двуязычие в семье и т.д.).
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности двигательных способностей. Моторика детей с ТНР отличается общей неловкостью, отмечается задержка овладения такими сложными двигательными актами как бег, катание на велосипеде, прыжки через скакалку. Даже 5-летние дети не могут прыгать поочерёдно на правой или левой ноге. При быстром шаге наступают на пятки впереди идущего, часто спотыкаются, падают, промахиваются при схватывании предметов [15, с. 22].
Характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцев. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту.
Физическая культура и спорт являются важнейшими факторами в укреплении здоровья человека, его физического развития и воспитания, а также в профилактике заболеваний. Физическая культура расширяет адаптационные возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни и повышенных требований, предъявляемых к человеку [35].
Адаптивная физическая культура (АФК) и адаптивный спорт занимают одно из ведущих мест в подготовке детей и подростков с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни, способствуют коррекции психофизического развития и являются важным средством их успешной социальной адаптации и интеграции [15].
Основной отличительной особенностью занятий АФК является содействие максимальному приспособлению (адаптации) детей к окружающей действительности через формирование у них стойких практически необходимых умений, навыков и способов деятельности, позволяющих успешнее адаптироваться к дальнейшей жизни в обществе [3].
Таким образом, проблема является актуальной и не до конца методологически разработанной, что обусловило цели и задачи данного исследования.
Цель работы: изучить влияние разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие равновесия у детей с нарушениями речи.
Задачи исследования:
1) определить особенности развития равновесия у детей с нарушениями речи;
2) разработать и апробировать коррекционно-развивающую про-грамму по развитию равновесия у детей с нарушениями речи;
3) установить эффективность влияния разработанной коррекционноразвивающей программы на развитие равновесия у детей с нарушениями речи.
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Патогенез и клинические проявления нарушений речи
Тяжелые нарушения речи – это стойкие отклонения формирования речевой функции у детей с органическим поражением речевых зон коры головного мозга и (или) периферического речевого аппарата.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики [40].
Основной признак тяжелого нарушения речи – резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими [1].
Согласно методическим рекомендациям к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии к тяжелым нарушениям речи на уровне школьного образования относятся [2]:
1. Моторная и сенсорная алалия (1 ур.р.р., 2 ур.р.р., 3 ур.р.р.).
2. Неосложненный вариант ОНР (1 ур.р.р., 2 ур.р.р., 3 ур.р.р.).
3. Детская афазия.
4. Дизартрия и ринолалия, осложненные ОНР (1 ур.р.р., 2 ур.р.р., 3 ур.р.р.).
5. Дислексия, дисграфия, дизорфография, обусловленные ОНР (1 ур.р.р., 2 ур.р.р., 3 ур.р.р.) [2].
Алалия (моторная и сенсорная) – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма [3].
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
Несмотря на различную природу речевых изменений, у детей с ТНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.
Речь этих детей малоподвижна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность запоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравниванием и обобщением [24].
1.3 Особенности развития равновесия у детей с нарушениями речи
Равновесие тела – это состояние покоя тела относительно какой-либо системы отсчета, в частном случае – неподвижность тела относительно окружающей его среды. Равновесие тела бывает статическим и динамиче-ским. При статическом равновесии тела проекция общего центра тяжести тела находится внутри площади опоры. При ходьбе, беге, катании на коньках и т. п. динамическое равновесие тела достигается путем балансирования, т. е. подведением площади опоры под сместившуюся проекцию центра тяжести тела [21].
В поддержании состояния равновесия тела принимает участие целый ряд сложных систем. Важная роль принадлежит вестибулярному аппарату. Его рецепторная часть расположена во внутреннем ухе и состоит из мешочков преддверия и трех полукружных каналов. При возбуждении вестибулярного аппарата происходит раздражение волосков чувствительного эпителия. Возникающие импульсы передаются по вестибулярному нерву в мозг. В процессе поддержания равновесия тела вестибулярная система осуществляет тесное взаимодействие со зрительным аппаратом. Оба эти аппарата (вестибулярный и зрительный) имеют обширные двусторонние связи с мозжечком. Мозжечок также является очень важным иннервационным звеном в сохранении равновесия тела. Большую роль играют многочисленные рецепторы мышц, сухожилий, суставов и кожи, и прежде всего механизмы мышечного тонуса, а также проприоцептивные рефлексы. Координация всех этих механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происходит на разных уровнях нервной системы – в спинном мозге, стволе мозга и в коре больших полушарий [46].
1.4 Средства адаптивной физической культуры для коррекции нарушения равновесия
К средствам АФК относятся физические упражнения, естественносредовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи [8].
Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Опираясь на материалы зарубежных исследователей (К. Бюлер, С.Д. Канцельсон, Э. Сепир), можно констатировать, что проблема детей с ОНР и их реабилитация средствами адаптивной физической культуры (АФК) является недостаточно изученной. Существует множество разрозненных методик АФК, в различных зарубежных странах, однако в последнее время интерес иностранных специалистов к АФК как к средству адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи возрастает [9].
1.5. Методология коррекции нарушения равновесия у детей с нарушениями речи
Для выявления уровня развития координационных способностей у детей с нарушениями речи необходимо использовать контрольные упражнения, выполнение которых не требует специальной подготовки [35].
При подборе контрольных упражнений следует учитывать возрастные особенности детей, а также возможность использования их в условиях спортивного зала. Поскольку проявление способности к сохранению равновесия тесно связано с предшествующим опытом, который создает предпосылки для их развития, упражнения необходимо подбирать так, чтобы исключить или уменьшить влияние предшествующего опыта.
Для оценки способности сохранения статического равновесия можно использовать следующие пробы и тесты:
1. «Проба Ромберга», поза «пяточно-носочная».
2. Усложненная «Проба Ромберга» – поза «Аист».
3. Тест «Стойка на носках»
4. Тест «Ходьба по гимнастической скамье».
5. Тест «Пройди по линии».
6. Тест «Повороты на гимнастической скамье».
Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения. Сложность физических упражнений в зависимости от динамики развития равновесия можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время [4].
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по пре-одолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2008. – 254 с
2. Баль, Н. Н. Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии / К. Ю. Андреева [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Баль. – Минск : Зорны Верасок, 2014. – 163 с
3. Белова-Давид, Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Р.А. Белова-Давид // Нарушения речи у школьников. – М. : Владос, 2011. – 464 с
4. Блягоз, А. Н. Профилактика речевых нарушений / А. Н. Блягоз // Вестник АГУ. – Майкоп, 2001. – С. 219–220
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2001. – 352 с
6. Горбатенко, Н.В. Развитие координационных способностей у детей 5–6 лет с нарушением речи / Н.В. Горбатенко, В.Г. Калюжин / Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы XIV Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2015 год, Минск, 12–14 апр. 2016 г.: в 3 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: Т.Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2016. – Ч. 3. – С. 305–308
7. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6–7 лет : метод. пособие / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2007. – 224 с
8. Гришина, Е.В. Адаптивная физическая культура в системе реабилитации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Гришина, В.Г. Калюжин // Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения: материалы Всеросс. науч.-практич. конф. – Томск: ТПУ, 2016. – С. 138–141
9. Гришина, Е.В. Адаптивная физическая культура в системе реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Гришина, В.Г. Калюжин // Восток–Россия–Запад. Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни в XXI веке: материалы XIX Междунар. симпозиума (Красноярск, 25–27 декабря 2016 г.) // Сибирский гос. аэрокосмич. ун-т им. акад. М.Ф. Решетнева; под. общ. ред. В.А. Кузьмина. – Красноярск, СибГАУ, 2016. – С. 324–327
10. Гришина, Е.В. Коррекционно-развивающая программа нормализации состояния детей с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Гришина, В.Г. Калюжин / Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: образование, наука, практика, перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 250-летию г. Стерлитамак и 20-летию Стерлитамакского ин-та физич. культуры (г. Стерлитамак, 17-18 мая 2016 г.) / Под ред. проф. В.С. Степанова. – Стерлитамак: «Фобос», 2016. – С. 90–93
11. Гришина, Е.В. Коррекция функционального состояния дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Гришина, В.Г. Калюжин / Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: образование, наука, практика, перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 250-летию г. Стерлитамак и 20-летию Стерлитамакского ин-та физич. культуры (г. Стерлитамак, 17-18 мая 2016 г.) / Под ред. проф. В.С. Степанова. – Стерлитамак: «Фобос», 2016. – С. 87–90
12. Гришина, Е.В. Особенности адаптивного физического воспитания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Гришина, В.Г. Калюжин // Современные тенденции развития массового спорта: проблемы и пути решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Астана (Республика Казахстан), 23-25 окт. 2014; редкол.: Е.Б. Канагатов (гл. ред.) [и др.]. – Астана, 2014. – С. 84–89
13. Гришина, Е.В. Программа по адаптивной физической культуре для детей с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Гришина, В.Г. Калюжин / Физкультура, спорт, здоровье: сб. статей Всеросс. с междунар. участием очно-заочной науч.-практ. конф // редкол.: Г.В. Бугаев (гл. ред.) [и др.]. – Воронеж: Изд.-полиграф. центр «Научная книга», 2016. – С. 432–435
14. Гришина, Е.В. Развитие дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи средствами адаптивной физической культуры / Е.В. Гришина, В.Г. Калюжин / Мир без границ: материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых, посвящ. Всемирному дню инвалидов (5 дек. 2014 г., Ставрополь, СГПИ) / редкол.: Бобрышов С.В. [и др.]. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2015. – С. 56–59
15. Гришина, Е.В. Развитие функции дыхательной системы у до-школьников с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Гришина, В.Г. Калюжин / Социальная работа в профилактике злоупотребления наркотическими средствами и реабилитации наркозависимых: проблемы, решения, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Махачкала, 25 нояб. 2014 г. – Махачкала: ИП Овчинников (АЛЕФ), 2014. – С. 186–192
16. Гришина, Е.В. Реабилитация детей с тяжелыми нарушениями речи средствами адаптивной физической культуры / Е.В. Гришина, В.Г. Калюжин / Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы III Междунар. науч.-практич. конф., Улан-Удэ, 9-10 дек. 2014 г. / Вост.-Сиб. гос. ун-т технол. и управ.; редкол.: Ю.Ю. Шурыгина (отв. ред.) [и др.]. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. – С. 66–68
17. Гришина, Е.В. Физическая реабилитация дошкольников с тяже-лыми нарушениями речи / Е.В. Гришина, В.Г. Калюжин / Физкультура, спорт, здоровье: сб. статей Всеросс. с междунар. участием очно-заочной науч.-практ. конф // редкол.: Г.В. Бугаев (гл. ред.) [и др.]. – Воронеж: Изд.-полиграф. центр «Научная книга», 2016. – С. 427–432
18. Делягина, О.Н.. Эффективность применения средств адаптивной физической культуры в процессе преодоления общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста // Ученые записки университета Лесгафта / О.Н. Делягина, Е.Б. Ладыгина. – 2016. – №7 – (137).– С.19-21
19. Денисов, Д. Е. Дидактические принципы применения средств обучения / Д. Е. Денисов, В. М. Казанский. – К. : Вища школа, 1982. – 52 с
20. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – М. :Советский спорт, 2000. – 240 с
21. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у до-школьников / Н.С. Жукова. – М. : Просвещение, 2010. – 171 с
22. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у до-школьников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Высшая школа, 1973. – 278 с
23. Зыбин, Ю.В. Коррекционно-развивающая программа адаптивной физической культуры для детей с тяжелыми нарушениями речи / Ю.В. Зыбин, Е.В. Гришина, В.Г. Калюжин // Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения: материалы Всеросс. науч.-практич. конф. – Томск: ТПУ, 2016. – С. 148–151.
24. Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. – М. : В. Секачев, 2006. – 80 с
25. Калюжин, В.Г. Адаптивное физическое воспитание координационных способностей дошкольников с нарушением речи / В.Г. Калюжин, Н.В. Горбатенко / Взаємодія духовного й фізичного виховання в становленні гармонійно розвиненої особистості: збірник статей за матеріалами IIІ міжн. науково-практичної онлайн-конференції (Слов’янськ, Україна, 24–25 березня 2016 р.) в 2 т. / за ред. В.М. Пристинського, О.І. Федорова. – Слов’янськ: ДВНЗ «Донбаський державний педагогічний університет», 2016. – Т. 2. – С. 126–134
26. Калюжин, В.Г. Особенности функции дыхательной системы до-школьников с тяжелыми нарушениями речи / В.Г. Калюжин, Е.В. Гришина / Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы III Междунар. науч.-практич. конф., Улан-Удэ, 9-10 дек. 2014 г. / Вост.-Сиб. гос. ун-т технол. и управ.; редкол.: Ю.Ю. Шурыгина (отв. ред.) [и др.]. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. – С. 105–106
27. Калюжин, В.Г. Проблемы реабилитации дошкольников с тяже-лыми нарушениями речи / В.Г. Калюжин, Е.В. Гришина // Восток–Россия–Запад. Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни в XXI веке: материалы XIX Междунар. симпозиума (Красноярск, 25–27 декабря 2016 г.) // Сибирский гос. аэрокосмич. ун-т им. акад. М.Ф. Решетнева; под. общ. ред. В.А. Кузьмина. – Красноярск, СибГАУ, 2016. – С. 460–462
28. Колосова, Е.В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) средствами адаптивной физкультуры / Е.В. Колосова // Современные направления развития системы физкультурного и технологического образования. – Саратов, - 2016. - С. 173-177
29. Ладыженская, Т. А. Об изучении связной речи детей, поступаю-щих в школу / Т. А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6–7 лет. : сб. науч. трудов. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с
30. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие; под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – Кн. 5. – 320 с
31. Логвина Т. Ю. Теоретическое и научно-методическое обоснова-ние методов оценки физического состояния детей в процессе занятий физи-ческими упражнениями / Т.Ю. Логвина. – Минск : БГУФК, 2004. – 176 с
32. Логвина Т. Ю. Теоретическое и научно-методическое обоснова-ние методов оценки физического состояния детей в процессе занятий физи-ческими упражнениями / Т.Ю. Логвина. – Минск : БГУФК, 2004. – 176 с
33. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / под ред. В. К. Воробьевой. – М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2009. – 158 с
34. Овсяникова Е. Ю. Методика коррекции физического развития и физической подготовленности глухих школьников в процессе непрерывного адаптивного физического воспитания: дис. д-ра пед. наук: 130004 / Е. Ю. Овсяникова. – Ярославль, 2006. – 184 с
35. Онищук, О. Динамика уровня развития двигательных способностей и навыков детей 4-6 лет с тяжелыми нарушениями речи / О. Онищук, В. Приходько // Молода спортивна наука України. – 2011 –Т.3. – С. 178-183
36. Попова, Г.В. Мелкая моторика дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Г.В. Попова, В.Г. Калюжин // Фізична культура та здоров’я різних груп населення: матеріали V Всеукраїнської електронної науково-практичної конференції студентів та молодих вчених, Одеса, 21-25 квіт. 2014 р. / Південноукраїнський національний педагогічний університет ім. Ушинського; редкол.: О.П. Романчук (гол. ред.) [та інші]. – Одеса: видавець Букаєв В.В., 2014. – С. 132–134
37. Приходько, В. И. Адаптивная физическая культура для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие / В. И. Приходько, О. Н. Онищук ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2012 – 62 с.
38. Салтымакова, Л.П. Особенности удержания статического равновесия на неустойчивой опоре дошкольниками с нарушением речи/ Л.П.Салтымакова, Т.А.Лях // Матер.конф.молодых ученых: Проблемы со-вершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири. Омск, 2004. – С. 187-189
39. Салтымакова, Л.П. Особенности удержания статического равновесия на неустойчивой опоре дошкольниками с нарушением речи/ Л.П.Салтымакова, Т.А.Лях // Матер.конф.молодых ученых: Проблемы со-вершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири. – Омск, 2004.-С. 187-189
40. Салтымакова, Л.П. Формирование статического и динамического равновесия у детей с общими нарушениями речи / Л.П. Салтымакова, Н.П.Филатова // Матер.Всеросс.науч.практ.конф.- Кемерово, 2004.-C.167-189
41. Салтымакова, Л.П. Формирование статической координации у детей с проблемами психического и речевого развития / Л.П.Салтымакова, М.Н.Драп, Н.П.Филатова // Матер.межрегион.науч.практ.конф.молодых ученых, аспирантов и студентов- Омск, 2003-С.136-137
42. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 2001. – 280 с
43. Филатова, Н.П. Состояние здоровья детей младшего школьного возраста и особенности освоения ими двигательных действий / Н.П.Филатова, Л.П.Салтымакова, А.А.Плотникова // Всерос.науч.-практ.конф. «Физическая культура и спорт- здоровье населения России». - Омск, 2001.- С. 216-221
44. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Гном и Д, 2007. – 238 с
45. Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. – М. : Знание, 2010. – 80 c
46. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. –М. : Академия, 2003. – 450 с.Якуш, Е.М. Особенности развития навыков бега у детей при умствен¬ной отсталости / Е.М. Якуш, Г.В. Попова, В.Г. Калюжин // Conferinţa ştiinţifică internaţională studenţească «Probleme actuale ale teoriei şi practicii culturii fizice», 11–12 mai 2012, Chişinău, Ed. a 16-a /col. red.: Danail Sergiu (red. resp.) [et al.]. – Chişinău: USEFS, 2012. – Р. 466–471
47. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 2004. – 280 с