ВВЕДЕНИЕ
Двигательная активность человека является основой его развития, формирования всех его системы жизнедеятельности и саморегуляции. Необходимый уровень двигательной активности позволяет человеку не только быть физиологически здоровым, но и психологически, поскольку выработка гормонов позволяет создать стабильно позитивный эмоциональный фон.
Также мера двигательной активности является показателем социальной активности человека в обществе, что в конечном итоге накладывает отпечаток на его уровень жизни и общую удовлетворенность жизнью в целом.
Формирование по средствам методов физической культуры личности предполагает овладение соответствующими физкультурными ценностями. К ним относятся, прежде всего, интеллектуальные и духовные ценности, двигательные и методические умения и навыки и другие. В процессе овладения этими ценностями человек, включаясь в активную деятельность, формирует себя как общественную ценность.
Физическое воспитание является открытой системой. Поэтому под влиянием изменения социокультурной ситуации и экономических условий продолжаются процессы трансформации системы взглядов, определяющих его целевые установки, содержание и педагогические технологии. Определяющим в этой системе взглядов является отношение к человеку.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь человек рассматривается как высшая ценность общества и государства. Физическое воспитание, вводя человека в мир физической культуры, должно соответствовать этой конституционной норме. Для этого процесс вхождения человека в мир физической культуры должен являться не только процессом его «привлечения» к различным формам физкультурной деятельности и усвоения культуры в вербальной форме. Он должен стать процессом формирования физической культуры личности.
Правильное выполнение двигательных актов служит безопасности жизни и здоровья человека, поскольку не только бытовые травмы, но и многие хронические заболевания являются следствием неправильной техники выполнения двигательного акта. Физически подготовленный к различного рода нагрузкам человек обладает такими физическими качествами, как скорость, сила, выносливость, гибкость. Все эти качества ложатся в основу техники выполнения движения, которая в свою очередь тщательно изучена и разделена на этапы в зависимости от задач изучения, которые на нем ставятся. Этап углубленного разучивания двигательного действия, является базовой основой для приобретения правильной техники выполнения двигательного акта. Поскольку в предыдущем этапе задачей ставится только ознакомление, а в последующем уже идет совершенствование, то баланс середины находится именно на этапе углубленного изучения, который требует внимания и четкости выполнения рекомендаций от обучаемого, и тщательного планирования методики и применяемых средств от преподавателя.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что приоритетным направлением работы современной образовательной организации является формирование рациональных, экономных, осознанных движений и перенос их в повседневную игровую деятельность. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, то есть те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания. Следовательно, необходимо подчеркнуть, что физические упражнения не отождествляются и тем более не могут подменяться трудовыми или бытовыми действиями, для их формирования необходима система целенаправленного обучения.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются классические и современные положения философии, психологии, физиологии, педагогики, социологии, генетики, экологии, валеологии о здоровье, как основополагающем компоненте человеческой личности (Н.М.Амосов, П.К.Анохин, И.А. Аршавский, Г.Л.Апанасенко, И.И.Брехман, Э.Н.Вайнер, О.В.Гринина, Э.М.Казин, В.П.Казначеев, В.В.Колбанов, Г.А.Кураев, В.Л.Леви, В.А.Лищук, И.М.Смирнов и др.); исследования по проблемам индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания (Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.П.Блонский, А.А.Бударный, Л.С.Выготский, Е.С.Рабунский, И.Э.Унт и др.); исследования педагогических подходов к решению вопросов оптимизации образовательных систем (Ю.К.Бабанский, М.М.Поташник, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г.К.Селевко и др.); теоретико-прикладные основы адаптивной и оздоровительной физической культуры (С.П.Евсеев, Л.В.Шапкова, Г.В.Федорова, В.И.Белов, С.М.Мартынов, В.Н.Селуянов, В.В.Марков, Е.А.Бабенкова, В.К.Велитченко, Л.Д.Назаренко, Ю.В.Менхин, А.В.Менхин, М.Ф.Гриненко и др.); современные концепции физического воспитания учащейся молодежи (А.П.Матвеев, В.К.Бальсевич, Б.А.Ашмарин, Л.И.Лубышева, В.И.Лях, Г.К.Зайцев, А.Г.Сухарев и др.).
Целью курсовой работы является изучение научно-методических основ обучения двигательным действиям в физическом воспитании.
Для реализации поставленной цели необходимо в процессе выполнения курсовой работы реализовать следующие задания:
- описать двигательные умения и навыки, как результат обучения двигательному действию;
- систематизировать и раскрыть методику обучения двигательным действиям;
- описать управление движениями в переменных условиях.
Объект исследования – процесс обучения двигательным действиям.
Предмет исследования – научно-методические основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании.
Практическая значимость курсовой работы: материалы курсовой работы могут быть использованы студентами специальности физическая культура для подготовки к практическим занятиям по теории и методике физического воспитания.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1 Двигательные умения и навыки как результат процесса обучения двигательным действиям
Согласно дидактике, процесс обучения проходит логическую цепочку от знакомства с новой информацией до ее использования на высоком уровне осознания или автоматического применения, которая сокращенно формулируется следующим образом «знания – умения – навыки».
Процесс обучения в физической культуре построен на тех же принципах и служит обучению двигательным действиям через сообщение информации о процессе правильного его выполнения, цели, задачах, механике и технике выполнения через выработку умения его совершать до отработки навыка выполнения этого действия.
При обучении двигательным действиям с процессе физического воспитания обучение проходит согласно общепедагогическим и специфическим принципам обучения.
Сознательное и активное изучение дает учащемуся мотивированное осознание стоящей перед ним задачи обучения, а активные методы процесса обучения позволяют более детально отработать умения и сформировать навыки выполнения технических приемов и тактических задач игры.
Принцип наглядности должен реализовываться на занятиях через показ техники применения игровых приемов воспитателем.
Принцип доступности и индивидуализации выражается как в планировании учебного процесса с выставлением задач обучения соразмерно этапам подготовки и возрастным характеристикам обучающихся. При непосредственном проведении занятий при работе с учащимися проводят тесты подготовленности общефизической, деление учащихся в зависимости от их физических возможностей для того, чтобы в последствии проводить программу обучения в соответствии с возможностями учеников. Допустимо деление учащихся на группы в зависимости от уровня подготовки и определение перед ними дифференцированных задач, соответствующих их возможностям.
Принцип постепенности реализуется в выстраивании обучения в направлении совершенствования умений и навыков игры, неуклонном совершенствовании общефизической подготовки, постепенном усложнении технических приемов, обучению тактическим приемов на основе отработанной техники обучения. Таким образом, обеспечивается нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению.
Принцип систематичности и последовательности выражается в планировании микро и макроциклов подготовки, переемственности задач подготовки, соблюдения рациональной преемственности между разделами учебного материала.
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
2.1 Классификации методов обучения двигательным действиям
Физическая культура являет собой часть общей культуры человека, характеризующую его отношение к двигательной активности, здоровому образу жизни, гигиене; совокупность знаний, умений, навыков о развитии физических качеств, поддержании оптимального уровня двигательной активности.
Физическое воспитание – целенаправленный процесс совершенствования физических качеств человека по средствам передачи знаний в области физической культуры и физического совершенствования.
Физическое воспитание является открытой педагогической системой, которая строится на ряде принципов, как общепедагогических, так и специальных принципах физического воспитания.
Рассматривая специфические принципы физического воспитания необходимо обратить внимание, что их реализация требует специфических методов для реализации.
Обучение действию есть процесс одновременного приобретения знаний, формирования двигательного умения и воспитания соответствующих физических качеств. Всё это сопутствует друг другу, но неоднозначно по своим средствам и методам (Приложение Б).
Обучение каждому действию опирается на уже имеющиеся и вновь приобретаемые учеником знания. Знания в физическом воспитании - это определённая система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного физического воспитания.
Специальным методам физической культуры, в ходе которых происходит обучение двигательному действию можно отнести физические упражнения. Можно отметить, что именно физические упражнения в процессе своего применения воздействуют на организм человека таким образом, что происходит развитие его физических качеств и морально-личностных характеристик. Физические упражнения определяются единством формы и содержания. Содержание определяет совокупность физиологических, психологических, биохимических процессов при выполнении данного упражнения. В форме физического упражнения можно выделить внутреннюю и внешнюю форму: внутренняя характеризует процессы происходящие с выполняющим упражнение, а внешняя относится к непосредственно внешней стороне двигательного действия.
Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья.
3 УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМИ В ПЕРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУР СИСТЕМЫ ДВИЖЕНИЯ
Физические упражнения обычно выполняются в переменных условиях. Учащийся не объект воздействия, а субъект обучения и, как уже говорилось выше, воздействие физических упражнений на эмоционально-волевую сферу и личностные качества тоже происходит. Поэтому, необходимо учитывать также и личностные характеристики занимающихся.
Известно, что одно и то же упражнение может вызвать разную ответную реакцию организма и, наоборот, выполнение разных физических упражнений может привести к одному и тому же результату. Данное обстоятельство является ярким свидетельством того, что сами по себе физические упражнения не наделены какими-то постоянными свойствами, позволяющими во всех случаях достичь равной эффективности.
Следовательно, знание факторов, обусловливающих эффективность воздействия физических упражнений, позволяет повысить степень целенаправленности и продуктивности их использования [11].
Всё многообразие таких факторов может быть сгруппировано следующим образом:
-научные факторы характеризуют меру познания человеком закономерностей функционирования организма, умение использовать эти знания в процессе воздействия физическими упражнениями на его развитие. Незнание определённых законов, принципов, правил приводит к низкой эффективности используемых упражнений, а нередко, приносит вред организму, может являться причиной плохого самочувствия, потери сознания, повреждающего воздействия на организм;
-методические факторы объединяют обширную группу требований, которые необходимо соблюдать при использовании физических упражнений. Среди них особенного внимания заслуживают такие как оптимальная дозировка и учёт явления последействия;
-учёт явлений последействия предполагает умение фиксировать, правильно понимать и оценивать те функциональные изменения в организме, которые произошли под воздействием нагрузки от предыдущего упражнения или предыдущего занятия. В зависимости от характера применяемых нагрузок такое последействие может либо повышать, либо, наоборот - существенно понижать эффект от последующих упражнений. При этом необходимо знать, что уровень последействия зависит от многих причин: состояния занимающихся, их возраста, уровня подготовленности и др. Поэтому учёт эффектов последействия является ведущим требованием при разработке комплексов физических упражнений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеприведенных материалов можно сделать вывод, что:
1. Физическая культура, как часть процесса обучения и воспитания для реализации целей совершенствования физических качеств человека выполняет задачу обучения правильному выполнению двигательных действий, что служит формированию техники энергоэффективного, безопасного выполнения физических действий при занятиях физической культурой и спортом, выполнении бытовых действий. Для этого обучение проходит этапы от получения информации о правильном выполнении двигательного действия до отработки навыка его выполнения через этап выработки умения его совершать. При этом умение характеризуется более расчлененным неавтоматизированным выполнением, требующим усилий для его совершения и, нередко, сопровождаемого ошибками в выполнении и неправильной техникой, а навык целостное частично или полностью автоматизированное выполнение действия. При этом необходимо на этапе отработки навыка тщательно следить, чтобы не было отрицательного переноса, когда формирование навыка происходит с ошибкой или недостаточно закрепленный навык подвергается деформации под воздействием изучения другого навыка или потере контроля за выполнением сформированного навыка.
Состав системы движений – это иерархиезированная упорядоченная система, которая имеет несколько структурных звеньев. Взаимодействие этих звеньев ведет к согласованному взаимодействию для обеспечения выполнения двигательного акта. Система движения имеет временные, пространственные и динамические элементы. Временными элементами можно назвать фазы, периоды и циклы, которые можно выделить в двигательном действии. В свою очередь, характеристиками или мерами времени при выполнении и разучивании двигательного действия выступают темп и ритм движения, его длительность и непосредственно время выполнения. Пространственная составляющая представлена положением тела, позой и суставными движениями. Поза определена положением звеньев тела относительно друг друга, что обеспечивает оптимальные условия для выполнения двигательного действия. Положение тела определяется по отношению к определенной заданной системе отсчета (системе, координат, линии горизонта, другое). Суставные движения выполняют функции в зависимости от биомеханики сустава (одно-, двух-, трехосные). Согласование выполнения суставных действий одновременных, последовательных или поочередных обеспечивают наиболее эффективное и технически правильное выполнение двигательного действия. К элементам, определяющим пространственные характеристики двигательного действия относятся координата, траектория и перемещение, которые в различных двигательных действиях имеют свои системы отсчета относительно выставленных ориентиров.
Структура двигательной активности обеспечивает совместное действие сил внутренних, внешних, и лежит в основе организации взаимодействия человека с внешним окружением. Он управляет этим взаимодействием, создавая единство внутренней и внешней структуры - координационную структуру. Изучая движения без учета их структурных связей, невозможно понять действительную организацию двигательного действия. Структурирование двигательного действия происходит на основании выделения нескольких структур, каждая из которых определяет особенности выполнения двигательного действия. Двигательная структура представлена кинематической составляющей, которая описывает пространственно-временные характеристики двигательного действия; и динамической, которая структурирует двигательное действие в зависимости от силового воздействия самого занимающегося на внешние объекты и динамику их взаимодействия. Информационная структура несет информацию о цели, задачах, технике выполнения двигательного акта с последующим ее осознанием и систематизацией для применения в ходе изменения структуры выполнения действия, изменения внешних условий, формировании индивидуальной техники. Фазовая структура расчленяет двигательное действие на фазы выполнения, дает характеристики фаз и порядок их смены, чем помогает изучить двигательное действие в расчлененном методе, а также совершенствовать технику на основе структурного изменения фаз двигательного действия. Ритмическая структура соединяет фазовую со скоростной характеристики и выстраивает выполнение фаз, чередование циклов или периодов в двигательном действии. Координационная структура, вне зависимости от выбора системы координат, определяет параметры пространственного взаимодействия выполняющего действие, с предметами окружающего мира, другими спортсменами, спортивными снарядами, другое.
Совокупность данных структур называется структурой двигательного действия, которая выступает во всем многообразии для того, чтобы более точно детализировать выполнение двигательного действия для выполнения его правильного переноса, а также совершенствования техники при понимании физических, механических, биологических, биохимических и других характеристик процесса его осуществления.
2. От методики обучения двигательному действию напрямую зависит результат его выполнения, соответствие результативности затраченных сил к полученному результату. В конечном итоге правильная техника выполнения двигательного действия несет в себе элементы техники безопасности для занимающегося, поскольку неправильное выполнение может быть травмоопасно или вести к неправильному воздействию на опорно-двигательный или мышечный аппарат и со временем вызывать хронические заболевания. Также неправильное выполнение двигательного действия не позволит дальнейшее совершенствование в спорте, поскольку не оптимальная нагрузка сказывается на результате. Техника складывается из таких составляющих, как основы техники, ведущего звена техники и деталей техники. Разделив техническое выполнение двигательной задачи в соответствии с основой необходимо уделить внимание обучению ее основному звену и, после выработки навыка, совершенствовать детали техники. В технике также определяют ряд характеристик, которые могут ее характеризовать и фиксировать ее особенности для систематизации опыта ее применения.
Формирование правильного двигательного навыка является одной из задач физической культуры. Теоретические основы исследователей физической культуры и спорта выделяют несколько этапов изучения двигательного действия. на этапе первоначального разучивания двигательного действия важно правильно провести первоначальный показ двигательного действия и дать грамотные, четкие, в то же время эмоциональные и образные пояснения по технике и особенностям его выполнения. При переходе к практическому повторению используют методы подводящих упражнений. При повторении упражнений на этапе разучивания важно ориентировать учащегося на решение двигательной задачи в целом, а не бездумное копирование поз. Также, планируя занятие, нужно обратить внимание на количество повторений обучающих упражнений. Чем сложнее действие, тем быстрее наступает усталость при его выполнении. На этапе начального разучивания двигательного действия присутствует большое количество ошибок, правильно отследить и вовремя исправить которые, одна из основных задач тренера. Основные ошибки могут подразделяться на две группы: неподготовленность, неправильный перенос самими учащимися и несовершенство методики, неправильный подбор упражнений преподавателем.
Этап углубленного разучивания требует повышенного внимания к технике выполнения действия, на основе уже полученных знаний, и формирует умение выполнять действие без ошибок, как в целостном двигательном акте, так и фиксируясь на этапах. На этап углубленного разучивания двигательного действия возлагается важная задача устранения ошибок при разучивании двигательного действия. На этапе углубленного разучивания двигательного действия умение перерастает в навык. Совершенствуется техника выполнения движения, варьируются условия его применения. Большей частью это обеспечивается методикой выполнения целостного упражнения, поскольку учащиеся уже достаточно подготовлены. Чаще применяется выполнение двигательного действия в измененных условиях для формирования индивидуальной техники.
Этап закрепления двигательного действия выводит его на уровень навыка с последующим совершенствованием на основе индивидуального изменения методики для уже опытных в техническом плане спортсменов.
В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания правильно выбранный метод обеспечивает оптимальные условия для обучения двигательным действиям и развития физических качеств и предполагают твердо предписанную про-грамму движений, точную дозировку нагрузки и отдыха, создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями обучающихся. В зависимости от сложности техники, двигательным действиям можно обучать в целом или по частям. Выбор метода обучения двигательным действиям на разных этапах обучения зависит от сложности осваиваемого двигательного действия и физической подготовленности обучающихся. Результаты рассмотрения проблем данной темы убеждают в том, что для воспитания и обучения в условиях учебного процесса на обучающихся применяются чаще всего комплексные методы.
3. Управление обучением двигательному действию в условиях изменяемых характеристик и перестройка систем движений обусловлена всеми видами двигательной деятельности, в особенности целенаправленным физическим воспитанием, а также возрастным физическим развитием; с изменениями в двигательном и управляющем аппаратах перестраиваются и системы движений. При построении системы физических упражнений направленных на обучение двигательным действиям необходимо учитывать ряд факторов, которые могут повлечь корректировку результативности применения физических упражнений, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. К таким факторам можно отнести особенности самих физических упражнений, методику по которой происходит их освоение, некоторые характеристики техники их выполнения. Также необходимо учитывать индивидуальные физические и личностные особенности обучаемого, эмоциональность, возрастные, половые особенности, самочувствие. К внешним факторам воздействия можно отнести метеорологические факторы, гигиенические факторы, место занятий, состояние оборудования и инвентаря. Не лишним будет упомянуть о квалификации педагога, его профессиональных и личностных характеристиках, умении взаимодействовать сучащимся, правильно воздействовать на его физические качества и эмоционально волевую сферу.
1. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 234с
2. Баранов, В.М. Производственная гимнастика: вопросы и ответы / В.М. Баранов. – Киев: Здоровье, 2008. – 113с
3. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие для институтов физической культуры / Я.Р. Вилькин, Т.М. Канивец. – М.: ФиС, 1995. – 261с
4. Гриненко, М.Ф. Сколько же надо двигаться / М.Ф. Гриненко, Т.Я. Ефимова. – М.: Знание, 2005. – 127с
5. Дядичкин, В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В.П. Дядичкин. – Мн.: Вышэйш. школа, 1990.- 314с
6. Загорский Б.И. О содержании основных понятий теории и методики профессионально-прикладной физической подготовки / Б.И. Загорский //Теория и практика физической культуры. - №9. – 2004. – С.12-29
7. Ивинский, В.И. Комплексный физкультурно-оздоровительный центр на предприятии / В.И. Ивинский, А.Г. Фурманов. – Мн.:Полымя, 1998. – 234с
8. Каганов, В.Я. Занятия трудящихся физкультурой и спортом с оздоровительной направленностью: учебное пособие / В.Я. Каганов, А.Г. Фкрманов, И.В. Гончарова. – Мн.: БГОИФК, 2000. – 274с
9. Купер, К. Новая аэробика / К. Купер. – М.:ФиС, 1999. - 84с
10. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь туристическая. - Минск, 2010 – 2015. - URL: http: //www.http://www.mst.by/ru/ (дата обращения: 23.03.2018)
11. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/gosudarstvennaya-socialnaya-podderzhka - Дата доступа: 27.03.2018
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by - Дата доступа: 02.04.2018
13. Мусаелов, Н.А. Производственная физическая культура в трудовом коллективе / Н.А. Мусаелов. – М.:Профиздат, 2011. – 123с
14. Нифонтова, Л.Н. Использование средств физической культуры в целях профилактики неблагоприятных явлений труда и профессиональных заболеваний / Л.Н. Нифонтова, А.И. Гурович, Ю.А. Хайрова. – Донецк, 2007. – 204с
15. Разумов, А. Здоровье здорового человека / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов.- М.: Медицина, 1996. – 173с
16. Рубцов, А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. – М.: ФиС, 1997. - 241с
17. Фурманов, А.Г. Методика массовой физкультурно-оздоровительной работы.- Мн.:Госкомспорт 1996. – 107с
18. Фурманов, А.Г. Определение понятий производственной физической культуры и ее видов / А.Г. Фурманов. – Мн., 1992. – 128с
19. Юспа, М.Б. Организация работы и оборудование физкультурно-оздоровительных центров: Методические рекомендации / М.Б. Юспа, А.Г. Фурманов. – Мн.: БГОИФК, 1985. – 527с
20. Якуш, Е.М. Основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании: учеб. пособие; Мин-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск: БГУФК, 2012. – 310с