ВВЕДЕНИЕ
Двигательная активность человека является основой его развития, формирования всех его системы жизнедеятельности и саморегуляции. Необходимый уровень двигательной активности позволяет человеку не только быть физиологически здоровым, но и психологически, поскольку выработка гормонов позволяет создать стабильно позитивный эмоциональный фон.
Также мера двигательной активности является показателем социальной активности человека в обществе, что в конечном итоге накладывает отпечаток на его уровень жизни и общую удовлетворенность жизнью в целом.
Формирование по средствам методов физической культуры личности предполагает овладение соответствующими физкультурными ценностями. К ним относятся, прежде всего, интеллектуальные и духовные ценности, двигательные и методические умения и навыки и другие. В процессе овладения этими ценностями человек, включаясь в активную деятельность, формирует себя как общественную ценность.
Физическое воспитание является открытой системой. Поэтому под влиянием изменения социо-культурной ситуации и экономических условий продолжаются процессы трансформации системы взглядов, определяющих его целевые установки, содержание и педагогические технологии. Определяющим в этой системе взглядов является отношение к человеку.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь человек рассматривается как высшая ценность общества и государства. Физическое воспитание, вводя человека в мир физической культуры, должно соответствовать этой конституционной норме. Для этого процесс вхождения человека в мир физической культуры должен являться не только процессом его «привлечения» к различным формам физкультурной деятельности и усвоения культуры в вербальной форме. Он должен стать процессом формирования физической культуры личности.
Правильное выполнение двигательных актов служит безопасности жизни и здоровья человека, поскольку не только бытовые травмы, но и многие хронические заболевания являются следствием неправильной техники выполнения двигательного акта. Физически подготовленный к различного рода нагрузкам человек обладает такими физическими качествами, как скорость, сила, выносливость, гибкость. Все эти качества ложатся в основу техники выполнения движения, которая в свою очередь тщательно изучена и разделена на этапы в зависимости от задач изучения, которые на нем ставятся. Этап углубленного разучивания двигательного действия, является базовой основой для приобретения правильной техники выполнения двигательного акта. Поскольку в предыдущем этапе задачей ставится только ознакомление, а в последующем уже идет совершенствование, то баланс середины находится именно на этапе углубленного изучения, который требует внимания и четкости выполнения рекомендаций от обучаемого, и тщательного планирования методики и применяемых средств от преподавателя.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью процессы естественного и целенаправленного развития двигательных качеств человека в формировании двигательных качеств. Естественный процесс развития происходит в процессе индивидуального развития онтогенеза и связан с общими возрастными особенностями развития, двигательными способностями, состоянием здоровья и факторами окружающей среды. Целенаправленный, естественно, имеет целью достижение определенного результата по средствам разработанной системы обучения и стимулирования желательных навыков и умений. Этапы развития человека, в которых можно выделить существенные изменения в физических или психологических характеристиках называют критическими периодами. Если на этапе критического периода будет оказана соответствующая стимуляция для развития тех или иных качеств или характеристик, то можно получить более положительный эффект, чем в случае, если их не стимулировать или подавлять.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются классические и современные положения философии, психологии, физиологии, педагогики, социологии, генетики, экологии, валеологии о здоровье, как основополагающем компоненте человеческой личности (Н.М.Амосов, П.К.Анохин, И.А. Аршавский, Г.Л.Апанасенко, И.И.Брехман, Э.Н.Вайнер, О.В.Гринина, Э.М.Казин, В.П.Казначеев, В.В.Колбанов, Г.А.Кураев, В.Л.Леви, В.А.Лищук, И.М.Смирнов и др.); исследования по проблемам индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания (Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.П.Блонский, А.А.Бударный, Л.С.Выготский, Е.С.Рабунский, И.Э.Унт и др.); исследования педагогических подходов к решению вопросов оптимизации образовательных систем (Ю.К.Бабанский, М.М.Поташник, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г.К.Селевко и др.); теоретико-прикладные основы адаптивной и оздоровительной физической культуры (С.П.Евсеев, Л.В.Шапкова, Г.В.Федорова, В.И.Белов, С.М.Мартынов, В.Н.Селуянов, В.В.Марков, Е.А.Бабенкова, В.К.Велитченко, Л.Д.Назаренко, Ю.В.Менхин, А.В.Менхин, М.Ф.Гриненко и др.); современные концепции физического воспитания учащейся молодежи (А.П.Матвеев, В.К.Бальсевич, Б.А.Ашмарин, Л.И.Лубышева, В.И.Лях, Г.К.Зайцев, А.Г.Сухарев и др.).
Целью курсовой работы является изучение основных закономерностей развития двигательных способностей.
Для реализации поставленной цели необходимо в процессе выполнения курсовой работы реализовать следующие задания:
- описать понятийный аппарат, связанный с определением «двигательные способности»;
- систематизировать возрастные особенности развития двигательных способностей в разном возрасте;
- раскрыть методику развития двигательных способностей;
- описать основные закономерности развития двигательных способностей.
Объект исследования – двигательные способности человека.
Предмет исследования – основных закономерностей развития двигательных способностей.
Практическая значимость курсовой работы: материалы курсовой работы могут быть использованы студентами специальности физическая культура для подготовки к практическим занятиям по теории и методике физического воспитания.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Система основополагающих понятий, связанных с двигательными способностями
Процесс движения функционален для человека. Вся жизнь человека, будь то простой обыватель или спортсмен высокого класса состоит из двигательных актов. Отдельные движения складываются в двигательные действия. Двигательные действия человека, чаще всего подчинены целеполаганию, то есть осознанны и имеют цель.
Двигательная активность человека является основой его развития, формирования всех его системы жизнедеятельности и саморегуляции. Необходимый уровень двигательной активности позволяет человеку не только быть физиологически здоровым, но и психологически, поскольку выработка гормонов позволяет создать стабильно позитивный эмоциональный фон. Также мера двигательной активности является показателем социальной активности человека в обществе, что в конечном итоге накладывает отпечаток на его уровень жизни и общую удовлетворенность жизнью в целом. Правильное выполнение двигательных актов служит безопасности организма, поскольку не только бытовые травмы, но и многие хронические заболевания являются следствием неправильной техники выполнения двигательного акта.
Для определения двигательных способностей и факторах, влияющих на из развитие необходимо ввести понятийный аппарат, который позволит конкретизировать основные понятия, связанные с двигательными способностями человека в процессе жизни и целенаправленного физического воспитания [3, с.54].
Двигательные действия - это целенаправленная деятельность человека, осуществляемая посредством системно-организованного комплекса движений для достижения заданной результативности. По образному выражению Н.А. Бернштейна, «в норме человек производит не простые движения, а всегда действия» [4, с.32].
Из действий человека складывается его двигательная деятельность.
В практике физического воспитания особенности проявления двигательной деятельности принято называть двигательными (физическими) качествами.
Способность двигаться дана человеку от природы. Эту врожденную и генетически обусловленную способность человека к движениям принято называть двигательной функцией.
Двигательные (физические) качества - искусственно выделенные с помощью математического и логического аппарата в «чистом» и обобщенном виде возможности человека проявлять силу, быстроту, подвижность, выносливость, координацию и др.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Возрастные особенности развития двигательных способностей
В начале прошлого века ученые медики и физиологи провели ряд исследований, которые изучили и доказали наличие в жизни человека периодов, в которых развитие человека идет неравномерно, но согласно определенных характеристик.
Данные периоды различаются у мужчин и женщин в деталях, однако общая периодизация возрастных периодов у всех является схожей.
Эти периоды, естественным образом взаимосвязаны между собой и влияют на протекание последующих, являясь базой.
Этапы развития человека, в которых можно выделить существенные изменения в физических или психологических характеристиках называют критическими периодами. Если на этапе критического периода будет оказана соответствующая стимуляция для развития тех или иных качеств или характеристик, то можно получить более положительный эффект, чем в случае, если их е стимулировать или подавлять.
Можно ответственно заявить, что учет характеристик критических этапов важен при развитии двигательных качеств.
Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой.
Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств.
По данным З.И. Кузнецовой, проведено много исследований по изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и других двигательных возможностей детей, специальный анализ которых показал, что:
- развитие различных двигательных качеств происходит разновременно (гетерохронно);
- величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются относительными величинами, если сравнивать прироста разных двигательных способностей;
- у большинства младшего и среднего школьного возраста показатели разных двигательных качеств различны по своему уровню, даже если рассматривать отдельные показатели быстроты и силы.
3 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Как уже говорилось в основ развития двигательных способностей лежит масса факторов из которых можно выделить врожденные задатки, потенциал, морфологические качества, личностно-психологические качества, а также факторы внешней среды, влияющие в процессе развития онтогенеза.
Режим двигательной деятельности - это точно установленный порядок чередования выполнения каких-либо физических упражнений и интервалов отдыха между ними в период одного занятия или в системе занятий. Важную роль в построении нужных режимов, прежде всего, играют фазовые колебания работоспособности человека [13, с.65].
При выполнении физических упражнений уровень работоспособности постепенно снижается, так как энергетические и функциональные ресурсы организма расходуются. По окончании упражнений (отдыхе) происходит восстановление работоспособности. Организм человека при этом проходит ряд состояний: понижение работоспособности; полное восстановление работоспособности, а затем повышение работоспособности. Каждое из состояний имеет определённую длительность, зависящую от характера, интенсивности, продолжительности проделанной работы и некоторых прочих условий.
В зависимости от того, в каком из состояний отдыха повторяется каждое следующее упражнение, можно выделить три основных режима двигательной активности, которые оказывают различное влияние на развитие физических способностей:
1-й режим - каждое последующее упражнение в уроке повторяется через короткие интервалы отдыха, т.е., в фазе неполного восстановления работоспособности. При этом все показатели работоспособности систематически снижаются. Такой режим чередования работы и отдыха способствует развитию выносливости.
2-й режим - каждое последующее упражнение повторяется через определённые интервалы отдыха, при этом ряд функциональных показателей организма возвращается к начальному уровню, т.е. к фазе полного восстановления работоспособности. Такой режим способствует развитию скоростных, силовых и координационных возможностей.
3-й режим - каждое следующее упражнение повторяется через более длительные интервалы отдыха, совпадающие с фазой повышенной работоспособности. При таком режиме от повторения к повторению наблюдается разнонаправленное изменение двигательных возможностей человека - мышечная сила и быстрота будут увеличиваться, а выносливость - снижаться.
В процессе развития физических способностей при многократном длительном выполнении одних и тех же нагрузок условно можно выделить три относительно самостоятельных этапа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:
1. Тематика развития двигательных способностей человека базируется на терминологии, которая помогает разграничить различные аспекты этой темы. Так, например, стоит различать понятия двигательных возможностей и двигательного потенциала, которые учитываются при постановке проблемы развития двигательных способностей. Двигательные возможности то свойство, которое присуще человеку в определенный временной период при определенной подготовке моральной и физической на основании владения умением и отработки навыка. Двигательные возможности могут увеличиваться и снижаться в зависимости от большого количества факторов. Естественно, чем выше класс спортсмена, тем более стабильный результат он показывает, что говорит о стабильности и постоянстве его двигательных возможностей. Двигательный потенциал складывается из физиолого-морфологических характеристик, индивидуально личностных качеств и фиксирует ряд качеств человека, которые потенциально позитивно скажутся на развитии его двигательных способностей и физической деятельности в общем. Для различных видов спорта могут быть предпочтительными определенные морфологические характеристики будущего спортсмена (рост, длина конечностей, развитость мускулатуры, развитость опорно-двигательного аппарата). Важным моментом в формировании двигательных качеств человека являются процессы естественного и целенаправленного развития двигательных качеств человека. Естественный процесс развития происходит в процессе индивидуального развития онтогенеза и связан с общими возрастными особенностями развития, двигательными способностями, состоянием здоровья и факторами окружающей среды. Целенаправленный, естественно, имеет целью достижение определенного результата по средствам разработанной системы обучения и стимулирования желательных навыков и умений.
2. Можно выделить в теоретико-методологической литературе два основных вида классификации двигательных способностей человека. Наиболее часто употребляемой является классификация на основе физических качеств организма человека, а именно: выносливость, гибкость, силовые, координационные и скоростные способности. Следует также сказать, что каждая изданные способностей не существует или не рассматривается в чистом виде, поскольку их проявление происходит при взаимодействии нескольких качеств (силовая выносливость, скоростная выносливость и т.д.). Также внутри каждого качества выделяют несколько направлений или способов применения (статическая сила, сила удара, взрывная сила и т.д.). Существует также классификация двигательных способностей, в основу которых положен способ их формирования или применения, и то: общие, специальные, специфические способности.
3. Целенаправленное воздействие на двигательные способности человека в сочетании с учетом критических периодов их развития ложатся в основу разработки основных средств и методов физического воспитания данных качеств. Следует использовать данные методы, как основу развития двигательных способностей. Однако не стоит забывать о многовариантности применения и комбинации двигательных свойств в том или ином виде спорта, поэтому при развитии следует комбинировать и сочетать вышеизложенные методики. Также преподаватель или тренер самостоятельно определяют величину нагрузки с учетом целей занятия и уровня подготовки спортсмена. При развитии силы используют несколько выводов упражнений, поскольку силовые качества имеют различные способы применения, и различные структуры использования. Методика выделяет три основных вида силовых упражнения: методика максимальных усилий, повторных усилий, динамических усилий. Развитие быстроты происходит в различных направлениях, так как можно выделить 4 ее вида. Поэтому усредненными считаются методы многократного повторения скоростных упражнений, для развития скорости реакции используют игровые методы. Такое качество, как выносливость формируется тремя основными методическими приемами: равномерный непрерывный метод, равномерный прерывающийся метод, а также интервальный метод. Развитие гибкости происходит по методике многократного растягивания. Этот метод является эффективным независимо от того какой вид гибкости (активную или пассивную) поставлено целью развивать.
4. Ученые физиологи, медики и педагоги на основании наблюдений, которые стали проводиться еще с начала прошлого века пришли к выводу, что физиологическое развитие человека имеет определенные характеристики применительно к возрасту. Данные физиологические характеристики существенно влияют на процесс развития двигательных качеств, и в настоящее время, уже положены в основу программ по физическому воспитанию дошкольников, школьников и студентов. Эти периоды названы критическими периодами прежде всего по тому, что критически важно использовать все возможности для развития тех или иных двигательных качеств, поскольку в другие периоды усилия могут быть не столь эффективны или вообще не принести результата. Учет данных периодов также важен для отбора в спортивные секции, так как позволяет в определенные этапы развития рассмотреть двигательный потенциал будущего спортсмена и динамику формирования у него двигательных умений. Периодизация построена на возрастном критерии, хотя существенное развитие полового созревания и мальчиков и девочек вносит существенные коррективы в данную периодизацию. На основании чего, следует корректировать возрастной критерий по биологическому возрасту спортсмена. Можно обобщить все возрастные периодизации выводом, что наиболее благоприятный период развития для развития двигательных способностей – это младший школьный возраст, как для мальчиков, так и для девочек.
5. В качестве основных закономерностей развития двигательных свойств можно рассматривать такие основные направления, как двигательная деятельность, которая в зависимости от режима влияет на развитие как общей так и специальной физической подготовки. Уровень нагрузки также влияет на развитие двигательных способностей. В первую очередь в зависимости от того, какая цель поставлена на занятии, во вторую, стоит его учитывать при разработке эффективной программы тренировок, поскольку ее необоснованное повышение может привести от развития до нивелирования результата при снижении на фоне общей утомленности. Перенос двигательных способностей также необходимо учитывать для представления о комплексном влиянии на двигательные способности, поскольку они не развиваются изолированно, а только в тесном взаимодействии. Также возрастные особенности о которых выше говорилось подробнее играют существенную роль. Тренер должен не упустить сензитивные (критические) периоды развития двигательных действий для того, чтобы получить максимальный результат их развития. Усредненно можно сказать, что это младший школьный возраст, когда дети наиболее активно развиваются.
1 Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б.В Евстафьев. - Л.: ВДКИФК, 2005. - 132 с
2 Амосов Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 234 с
3 Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании / В.В. Белинович. - М.: ФиС, 1958. - 262 с Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учеб¬ник /Ашмарин. -М.: Просвещение, 1990. - 287 с
4 Вилькин Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие для институтов физической культуры / Я.Р. Вилькин, Т.М. Канивец. – М.: ФиС, 2005. – 261 с
5 Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учеб. Пособие / В.М.Выдрин. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 45 с
6 Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов / Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Грантынь и др. - М.: Просвещение, 1976. - 360
7 Выдрин В.М. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пособие./ Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 160 с
8 Еркомайшвили И.В. основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили; Уральский гос. технический ун-т УПИ. - Екатеринбург, 2004. - 192 с
9 Каганов В.Я. Занятия трудящихся физкультурой и спортом с оздоровительной направленностью: учебное пособие / В.Я. Каганов, А.Г. Фурманов, И.В. Гончарова. – Мн.: БГОИФК, 2000. – 274 с
10 Дмитриев С.В. Социокультурная теория двигательных действий спортсмена: проблемы, поиски, решения / С.В. Дмитриев; Нижегородский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2005. - 300 с
11 Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: ФиС, 2016. – 324 с
12 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2016. – 321 с
13 Дядичкин В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В.П. Дядичкин. – Мн.: Вышэйш. школа, 1990. - 314 с
14 Короткова Е.А. Обучение двигательным действиям в условиях организации продуктивных взаимодействий (ученик-ученик) / Е.А. Короткова, Л.А. Архипова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. -№ 4. -С. 19-23
15 Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие / Б.Р. Голощапов. - М., 2001. – 293 с
16 Кошман М.Г. Методологический анализ концепции учебного предмета «Физическая культура»/ М.Г. Кошман // Физическая культура и здоровье. - 2014. - № 2 (35). - С. 115-120
17 Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий /П.Я. Гальперин. - 1978. - № 2. - С. 26- 38
18 Юспа М.Б. Организация работы и оборудование физкультурно-оздоровительных центров: Методические рекомендации / М.Б. Юспа, А.Г. Фурманов. – Мн.: БГОИФК, 2005. – 527 с
19 Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / В.П. Лукьянеко. - М.: Советский спорт, 2013. - С. 224
20Масюкова Н.А. Проектирование в образовании / Под ред. проф. Б.В. Пальчевского. - Мн.: Технопринт, 2009. - 288 с
21 Михаленя В.М. Физическое воспитание студентов / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн., 2008. – 267 с
22 Разумов А. Здоровье здорового человека / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов.- М.: Медицина, 1996. – 173 с
23 Родионов В. Психология здоровья школьников: технология работы. Курс лекций / В. Родионов // Школьный психолог. - 2017. - № 2. – С.17-24
24 Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов,B.C. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с
25 Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2016. - 464 с