Введение
Глава 1 Теоретические основы использования информационно-коммуникативных технологий как средства обучения грамматике учащихся начальной школы
1.1 Психологические и лингвистические особенности обучения учащихся начальных классов
1.2 Дидактические возможности применения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения грамматике
1.3 Современные стратегии обучения грамматике на уроках иностранного языка
Глава 2 Методические основы обучения грамматике нa урокaх английского языкa нa основе использовaния информационно-коммуникативных технологий
2.1 Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе
2.2. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках иностранного языка при обучении грамматике
2.3 Разработка комплекса грамматических упражнений по английскому языку для учащихся начальной школы на основе ресурсов информационно-коммуникативных технологий
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество диктует свои требования к организации и ведению образовательного процесса. В связи с ускорением темпов развития технологий возросла потребность не столько в знаниях, сколько в способности самостоятельно находить и применять на практике необходимую информацию, независимости в познании и самообразовании.
Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Но неизменный вопрос последних лет – должны ли мы обучать правилам в упражнениях или лучше учащимся интуитивно осваивать грамматику в процессе коммуникативной деятельности, вместо того чтобы изучать ее через специальные упражнения, направленные на усвоение того или иного правила.
Изучение грамматики иностранного языка в школе имеет огромное практическое и образовательно-воспитательное значение. Грамматика облегчает овладение иностранным языком в целом.
Двадцать первый век – век информатизации. Современное использование компьютерными технологиями позволяет нам расширять рамки проведения уроков и позволяет использовать новые интересные методы с целью повышения формы. И сейчас уроки иностранного языка в школе невозможно представить без применения информaционно-коммуникaтивных технологий, так как данные технологии помогают решать основные коммуникативные задачи, обучают различным языковым аспектам, развивают речевые навыки и умения и учувствуют во всевозможных видах речевой деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Психологические и лингвистические особенности обучения учащихся начальных классов
Начало обучения – это переход от игровой к учебной деятельности, а также момент формирования мыслительных процессов. Поэтому поступление в школу вносит важные изменения в жизнь ребенка, особенно в учебный процесс. Основным видом деятельности ученика является приобретение новых знаний, навыков и умений; накопление информации об окружающем мире, природе и обществе. Особенно важно уметь выстроить учебный процесс так, чтобы начало школьной жизни и информация, полученная на этом этапе обучения, были усвоены.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, познание окружающего мира через ощущения и восприятия. Учащиеся младших классов любознательны и с острым любопытством воспринимают среду, открывающую новые области. В начальных классах можно увидеть множество наглядных материалов и ярких игрушек, необходимых для восприятия материала. Несмотря на все это, успех обучения иностранному языку в начальной школе зависит от совокупности педагогических, психологических и социальных факторов [2, c. 11].
Познавательная деятельность тесно связана с мотивацией к изучению иностранного языка. В связи с этим особое значение приобретает планирование образовательной деятельности, а именно:
• подбор оптимального вида деятельности (с учетом основного вида деятельности для данного возраста).
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НA ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВAНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе
Образовательный процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса [12].
Информационные и коммуникационные технологии – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, беспроводные сети, мультимедиа, а также интернет)». Информационные технологии в образовании – это все технологии, в которых используются специальные технические средства (компьютеры, аудио, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новые информационные технологии в образовании» [14].
Новые информационные технологии (ИКТ) могут стать средством, с помощью которого ребенок начинает думать иначе. Во-первых, умение создавать ситуацию с помощью компьютера приводит к формированию системного мышления, в котором культурные и моральные ценности доминируют над созданием и внедрением новых технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены особенности использования различных информационно-коммуникационных технологий в обучении, в частности при обучении грамматике на уроках английского языка в начальной школе.
Современное развитие общества сопровождается бурным развитием ИКТ, а также их внедрением во все сферы человеческой деятельности, в том числе в образование, что определяет принципиально новые требования к задачам и результатам обучение. Таким образом, учащиеся начальной школы становятся активными участниками образовательного процесса, способными планировать, анализировать, оценивать свою учебную деятельность и управлять образовательным процессом в соответствии со своими способностями и потребностями.
Мы изучили психолого-педагогические характеристики школьников начальных классов и выявили, что для них характерны непосредственность, увлеченность, стремление к получению новых знаний и умение их усваивать; наблюдается импульсивность и тревожность. Важным переходом для младшего школьника является перевод от игры к обучению. Использование инструментов ИКТ в образовательном процессе поможет сделать этот переход более плавным.
Мы обнаружили, что инструменты ИКТ обладают огромным дидактическим потенциалом для обучения грамматике иностранного языка. Средства ИКТ имеют двойной эффект: игровой (развлечение) и в то же время образовательный и познавательный. Инструменты ИКТ не только помогают усвоить материал, но и развивают интеллект ребенка, удовлетворяют его потребности и психофизиологические характеристики, мотивируют его к изучению иностранного языка и формируют способность к самостоятельному обучению. Их можно использовать на уроках английского, чтобы прояснить значение и использовать изучаемые грамматические явления, закрепить изученный материал и развить способность применять изученное на практике; в развитии всех коммуникативных навыков и способностей и в обучении всем лингвистическим аспектам изучаемого языка.
Кроме того, учащиеся проявляют большой интерес к изучению предмета, мотивация к изучению иностранного языка возрастает, и обучающиеся остаются довольны работой, в которой результат виден после каждого урока.
1. Бабинская Т.К., Маслыко Е.А. Настольная книга учителя иностранного языка / Т.К.Бабинская – М. : Высшая школа, 2008. – 522 с.
2. Бим И.Л. Личностно ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // ИЯШ. – 2002. – № 2. – С. 11-15.
3. Гальскова Н.Д. Современные методики обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова. – М. : Аркти-Глосса, 2004. – C. 165.
4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. – 2004. – № 3. – С. 3-9.
5. Зубов А.В. Лингвометодические аспекты построения автоматизированных учебных курсов по языкам // Методика обучения иностранным языкам. Романское и германское языкознание. – Вып. 4, Минск, 1989. – С. 31-35.
6. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. завед. – М. : Академия, 2004. – 208 с.
7. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М. : Высшая школа, 1986. – 302 c.
8. Кручинина Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Дидактические материалы к практическим занятиям и творческой работе студентов. ‒ М. : Нижегородский государственный университет, 2000. ‒ 96 с.
9. Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: практич. пособ. для руководителей. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 48 с.
10. Павлова С.А. Информационно-технические средства обучения в начальной школе / С.А.Павлова, Р.Я. Трофимова // Начальная школа, 2001. – № 4. – С. 7-11.
11. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие. – М. : РПА, 1996 – 269 с.
12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000. – 224 с.
13. Полат Е.С., Петров А.Е., Аксенов Ю.В. Особенности организации учебного материала для системы дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций // Дистанционное обучение : учеб. пособие / под. ред. Е.С. Полат. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 392 с.
14. Пономарев, Я.А. К вопросу об исследовании психологического механизма «принятия решения» в условиях творческих. Задач // Проблемы принятия решения / Я.А. Пономарев. – М. : Наука, 1980, – 1980. – 254 с.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. – М., 1998. – C. 15.
16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. – М. : Педагогика, 1990. – 528 с.
17. Фридман, Л.М. Психологическая наука учителю Библиотека учителя по общим проблемам теории обучения и воспитания / Просвещение, 1985. – С. 224.