ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ В ОБЩЕНИИ
1.1 Физиологические особенности формирования первого впечатления
1.2 Факторы формирования первого впечатления
ГЛАВА 2 УСТАНОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
2.1 Особенности личности изучаемого человека
2.2 Особенности личности воспринимающего человека
2.3 Верно ли первое впечатление
ГЛАВА 3 ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Создание положительного впечатления о себе среди людей является важным конкурентным преимуществом, которое способствует карьерному успеху и продвижению. Первое впечатление – это образ другого человека, который развивается после первого контакта с ним. Это первое впечатление, которое является самым сильным, и, если первое впечатление было не таким благоприятным, как хотелось бы, в будущем оно изменит ваш сложный и длительный процесс.
Первая идея человека, основанная при связи с человеком, является многогранный психологический процесс. На этот момент сформирования первого впечатления действуют не только образ собственной характеристики человека, который является объектом познания, но и индивидуальные качества, усвающего человека: это сформированный «стандарт», и усвоенные в осознании стереотипы и степень убежденности в самом себе человека. И ваше обычное отношение к людям. Самым важным вопросом является, вопрос о восприятие человеком человека в процессе жизни.
Большое внимание многочисленных исследователей было обращено на механизмы и закономерности формирования первого впечатления, детерминизм и изменчивость явления под воздействием различных факторов. Психология невербального поведения (В.А. Лабунская) подняла вопросы о социально-психологической интерпретации незнакомца на основе его выражения мимики, жестов и т.д. Хочу отметить, что Андреева А.Г. внесла наибольший вклад именно в вопросы межличностного восприятия. Более поздние работы наших исследователей на самом деле являются интерпретацией их развития.
Объект исследования – первое впечатление, как явление, структура процесса межличностного восприятия.
Предмет исследования – система и механизм, которые влияют на этап первого впечатления. Формирование первого впечатления и эффекты восприятия.
Цель – дать объективную характеристику процесса первого впечатления в общении, обнаружить уникальность межличностного восприятия человеком самого себя, других и связь других к изучающему человеку, уточнить технологию развития первого впечатления.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ В ОБЩЕНИИ
1.1 Физиологические особенности формирования первого впечатления
Ежедневно каждый человек в формальной и неформальной обстановке приобретает новые знакомства. И каждое наше знакомство с каким-либо человеком оборачивается в то, что мы начинаем оценивать этих людей, и выбирать по тем критериям, которые нам окажутся более расположенными для нас самих. Эти критерии могут формироваться от мимики до походки человека.
Таким образом, мы встречаемся с первым впечатлением и основанными актами поведения.
Какое на самом деле первое впечатление? Первое впечатление – сложное психологическое явление, которое включает сенсорные, логические и эмоциональные компоненты.
Это явление включает некоторые нестандартность внешности и поведенческие особенности человека, который оказался объектом познания. Первое впечатление компонует в себе сознательные и оценочные суждения. Первое впечатление у человека формируется индивидуально каждому случаю.
Кто-то хочет с серьезным намерением оценить человека со своей точки зрения, а кто-то наоборот, не имеет желание этого сделать.
Механика работы формирования первого впечатления в основном такой же, как и механизм формирования изображения. Образ человека, формируется у субъекта, который его знает, действует как совокупность последовательно возникающих и взаимосвязанных рефлекторных актов, в последствие объединяются в единое целое, в результате чего познаваемый человек предстает перед нами в многообразии характерные черты.
Первое впечатление-это результат аналитической и синтетической деятельности, осуществляемой совместной работой первой и второй сигнальных систем. Если на основе небольшого наблюдения за ним необходимо сформировать общее мнение о человеке, вторая сигнальная система начинает играть ведущую роль, которая, тесно взаимодействуя с первой сигнальной системой, определяет направление анализа и синтеза данных сенсорного отражения.
ГЛАВА 2 УСТАНОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
2.1 Особенности личности изучаемого человека
Хотя первое впечатление о человеке зависит, прежде всего, от его присущих ему характеристик, то то, каким образом он будет – более обобщенным или более конкретным, полным или фрагментарным, позитивным или негативным, – зависит от личности человека, который его создает. Здесь важна формула: «Внешние причины действуют через внутренние условия». Каждое психическое явление, в конечном счете, определяется внешними воздействиями, но каждое внешнее воздействие определяет психическое явление только косвенным образом, с разбивкой по личностным чертам, условиям и умственной деятельности, которая подвержена этому воздействию».
Интересно точно определить, какие именно факторы личности субъекта определяют ход и результаты формирования его впечатления у других людей.
Стандарты
Каждый человек под влиянием общества, членом которого он является, создает общие моральные и эстетические требования для других людей, и создаются более или менее конкретные стандарты, которые воплощают эти требования.
При познании одним человеком другого эти эталоны играют роль «мерок», которые, образно говоря, прикладываются к познаваемой личности и дают возможность отнести эту личность к какому-то «классу» в той системе «типов», которая сформировалась у познающего субъекта.
Стереотипы
Человек – субъект познания других людей – всегда можно идентифицировать и «наборы» качеств, которые он склонен приписывать тем людям, чей «класс», как ему кажется, определяется им. Фактически, люди часто склонны судить о человеке как о агрессивном, когда классифицируют его как агрессивного, а когда они классифицируют его как дружелюбного, они приписывают ему честность.
Этот феномен «приписывания» когнитивной личности целым «наборам» определенных качеств, основанный на их классификации в соответствии с качествами, содержащимися в неком «классе» людей, называется «стереотипами» и «наборами качеств», которые человек «привязывается» к узнаваемой личности – «оценка стереотипов». В переводе с греческого «стереотип» означает «фиксированный отпечаток». Это образы или представления, которые постоянно остаются в уме и представляют собой эмоционально окрашенные предубеждения или устойчивую оценку [20,c.120].
ГЛАВА 3 ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
При формировании отношения ученика к преподавателю, его первое впечатление имеет большое значение. В этом смысле важно определить, какие факторы влияют на формирование первичной идеи преподавателя высшего образования, какие характеристики его поведения и общения воспринимаются студентами как значимые и незначительные, и как они связаны с оценкой его профессионализма [16,c.86].
Чтобы изучить факторы, влияющие на формирование первого впечатления учителя, мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты второго курса физико-математического факультета, всего 20 человек, в возрастной группе от 18 до 20 лет. Основным методом диагностики является письменное исследование.
Во внешнем облике педагога наиболее важны ухоженность и аккуратность. В соответствии с результатами опроса, для студентов не имеет большого значения, насколько одежда преподавателя модна, важнее, чтобы она соответствовала деловому или классическому стилю. На восприятие студентов также влияют и невербальные средства общения. Более четверти студентов ответили, что они обращают внимание на уверенную походку и прямую осанку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы можем сделать вывод, что первое впечатление играет важную роль в формировании имиджа компании. От него зависит, заинтересует ли вас собеседник, партнер или лидер. Первое впечатление состоит из образа в целом, в его создании нет незначительных деталей.
Эффект первого впечатления (инсталляции) представляет собой сложный психологический феномен, в котором сочетаются сенсорные, логические и эмоциональные элементы, возникает эмоциональный настрой, а также более или менее осознанные и обобщенные суждения.
Это чувство человека, чувство опасности или влечения, желание или нежелание продолжать взаимодействовать с ним. Все воспринимается и воспроизводится одновременно за очень короткое время, и у нас возникает первое впечатление о человеке, который является отражением нашего внутреннего мира, будь то истина или ложь.
Поведение собеседника является отражением их эмоционального состояния. Сюда также входят невербальные сообщения, скорость движения, внешнее проявление благополучия, навыки общения, дружелюбие или враждебность в поведении. Именно поведение, эмоциональное состояние оставляют наиболее значимый след в нашем восприятии собеседника.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – Москва: НПО «МОДЭК», 2010. – 416 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2012. – 363 c.
3. Бодалев, А.А Восприятие и понимание человека человеком / А.А Бодалев, Н.В Волкова, Е.А Орлова. – Москва: МГППУ, 1982. – 200 с.
4. Бороздина, Г.В Психология делового общения / Г.В Бороздина, Н.В Волкова, Е.А Орлова. – Москва: «Инфра-м», 2006. – 295 с.
5. Волков, Б.С Психология общения:педагогическое общение / Б.С Волков, Н.В Волкова, Е.А Орлова. – Москва: Юрайт, 2013. – 333 с.
6. Выготский, Л.С История развития высших психологических функций / Л.С Выготский, Н.В Волкова, Е.А Орлова. – Москва: Смысл, 2005. – 368 с.
7. Гозман, Л.Я Психология эмоциональных отношений / Л.Я Гозман, В.Л Цветков, Е.А Орлова. – Москва: МГУ, 1987. – 175 с.
8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – Москва, 2013. – Т. 3. – 889 с.
9. Данилов, М.А Проблемы методологии педагогики и методики исследований / М.А Данилов. – М.: Педагогика, 1997. – 352 с.
10. Ефимова, Н.С Психология общения / Н.С Ефимова, Н.В Волкова, Е.А Орлова. – Москва: «Инфра-м», 2006. – 318 с.
11. Жуков, Ю.М Эффективность делового общения / Ю.М Жуков, Н.В Волкова, Е.А Орлова. – Москва: МГУ, 1988. – 155 с.
12. Земедлина, Е.А Этика и психология делового общения / Е.А Земедлина, Н.В Волкова, Е.А Орлова. – Москва: РИОР, 2008. – 101 с.
13. Ильин, Е. Психология делового общения / Е. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – 240 c.
14. Караяни, А.Г Психология общения и переговоров в экстремальных условиях / А.Г Караяни, В.Л Цветков, Е.А Орлова. – Москва: Юнити-Дана, 2015. – 247 с.
15. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – Москва: Просвещение, 1988. – 208 с.
16. Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 440 c.
17. Петровский, А.В История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 280 с.
18. Рубинштейн, С.Л Основы общей психологии / С.Л Рубинштейн, М.Г Ярошевский. – Спб: Питер, 2000. – 628 с.
19. Соловьева, О.В Обратная связь в межличностном общении / О.В Соловьева, М.Г Ярошевский. – Москва: МГУ, 1992. – 112 с.
20. Экман П. Психология эмоций / пер. с англ. В. Кузин. – СПб.: Питер, 2010. – 382 с.