ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие типологии, ее цели
1.2 Назначение типологии
ГЛАВА 2 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
2.1 История развития цивилизационного подхода
2.2 Сущность цивилизационного подхода
2.3 Преимущества и недостатки цивилизационного подхода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За многовековую историю человечества существовало огромное количество государств. Важное значение имеет проблема их научной классификации (типологии). Согласно представлению, сформулированному в правовой, философской и социологической литературе, типология – это закономерный процесс естественно-исторического развития государства, неизбежная смена одних видов государства другими.
Типология государства является достаточно сложным и в то же время очень важным вопросом в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает около восьми тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были не такими, как сейчас. Теория государства и права стремится выявить основные этапы исторического развития государства, сформулировать логику развития государства. Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность признаков, позволяющих отнести его к определенному типу государств. Но ни в зарубежном, ни в отечественном государственном языкознании нет ни одной утвержденной общей классификации. В настоящее время существуют два основных подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный. В данной курсовой работе изучается цивилизационный подход.
ГЛАВА 1 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие типологии, ее цели
С тех пор, как государство и право стали объектом научных исследований, проблемы их классификации, выделения видов и подвидов или типов, сравнительного анализа систем государства и права постоянно находились в центре внимания ученых – юристов и философов. Важность и необходимость решения данных проблем были впервые выявлены в 1908 году немецким исследователем государства и права Г. Еллинеком следующим образом: «Чтобы получить полное представление о существовании государства, – писал он, –любой исследователь, изучающий это явление, должен, во-первых, рассмотреть процесс его возникновения и прекращения, а во-вторых, в рамках какого общего типа происходит «индивидуализация» этого государства» [1, c. 1].
Проблема типологии государств в рамках изучения теории государства и права актуальна в настоящее время. Ученые долгое время спорили о понятии, признаках и происхождении государств. Для того чтобы получить представление о государстве и его сущности, для любого ученого, изучающего это явление, имеет значение то, в рамках какого «общего типа» происходит индивидуализация того или иного государства, а также посмотреть на процесс возникновения и прекращения государства, или же четко определить факторы, разрушающие и порождающие государство, для выяснения вопросов о правовой природе государства, а также о природе и границах общественного права [2, с. 3].
Типология является важным средством повышения содержания научной информации, так как позволяет сделать максимальное количество доказательств и выводов о признаках и свойствах объекта по месту, которое он занимает в системе классификации. Часто можно услышать, что классификация – это азбука каждой науки, я думаю, что любая наука пытается найти такой способ классификации изучаемых ею явлений, и это позволит привести все многообразие к определенному единству и выявить определенные закономерности.
ГЛАВА 2 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
2.1 История развития цивилизационного подхода
Термин «цивилизация» происходит от латинского «civis», что означает «город, государство, гражданин». Еще в древности он противопоставлялся понятию «silvaticus» – «лесной, дикий, грубый». В дальнейшем понятие "цивилизация" приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху культурного просвещения высокоразвитое общество с письменностью и городами стало понимать [11, c. 37].
Сегодня существует около 200 определений этого понятия. Цивилизация является важной нормой для субъекта, такой как общественный закон, традиция или нормы. Сущность цивилизационного подхода в отрицании единого пути развития человеческого общества. Он утверждает, что можно говорить только об истории местных общин – этносов, причем эта история будет представлять собой ряд вершин и впадин. Антиевропейская религиозность выступает характерной чертой, так как европейская цивилизация провозглашена нерушимой. Центральным вопросом был вопрос о сущности импульса, который вызвал интенсивное развитие.
Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить два основных типа.
Теории бурного развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и другие) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные этапы (стадии). Данный процесс начался еще в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытной культуры к цивилизации. Это продолжается и сегодня. За это время произошли большие социальные изменения, затронули сферу социально-экономических, политических отношений, культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Типология – деление целых объектов (систем) на определенные типы (классы) посредством аналитических процедур, осуществляемое на основе конкретных критериев или признаков.
Целью типологии государств является сохранение уникального опыта организации жизни государства и общества, понимание и практическое применение таких знаний позволит не только избежать ошибок, но и повысить эффективность общественного прогресса и ускорить его.
Под типом государства и права (историческим типом) понимается целая совокупность наиболее существенных признаков, присущих организационно-правовой и политической системам единого социально-экономического формирования и (или) определенного этапа (периода) развития конкретного общества.
К числу существенных признаков правовой и политической (политико-правовой) системы чаще всего относят принадлежность государственной власти, ее целенаправленность, порядок (режим) ее осуществления, государственно-правовые и бытовые традиции.
Традиционными подходами к типологии государства выступают формационный и цивилизационный подходы, но большое значение для целей обучения имеют такие подходы, как либертатно-юридический, авторский подход М.И. Кареева, классификация государств на демократические и недемократические, а также деление государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.
1 Атаманова, К.В. Проблемы типологии государств / К.В. Атаманова, Т.А. Рубанцова // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 1-3.
2 Матненко, М.А. Проблемы типологии государств / М.А. Матненко, З.Ж. Утемисова // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 3-6.
3 Малько, А.В. Теория государства и права: учеб. пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин; предисл. Акад. РАН А.Г. Лисицына-Светланова. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2013. – 427 с.
4 Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2007. – 640 с.
5 Бобылев, А.И. Понятие, признаки, сущность и типология государства / А.И. Бобылев // Право и государство. – 2006. – № 2. – C. 4-13.
6 Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: учебник для ВУЗов / под ред. В.С. Нерсесянца. – Москва: НОРМА, 2004. – 944 с.
7 Кареев, Н.Н. Типологическая и всемирно-историческая точки зрения в изучении истории / Н.Н. Кареев. – С.-Пб.: типо-лит. Шредера, 1905. – 50 с.
8 Шевчук, Д.А. Теория государства и права: конспект лекций / Д.А. Шевчук. – Москва: Эксмо, 2009. – 299 с.
9 Василевич, Г.А. Общая теория государства и права учеб. пособие / Г.А. Василевич, А.Ф. Вишневский, В.А. Кучинский, Л.О. Мурашко, А.Г. Тиковенко; под общ. ред. А.Г. Тиковенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
10 Кацкбо, С.П. Общая теория права / С.П. Кацубо, Л.А. Краснобаева. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2018. – 48 с.
11 Драч, Г.В. История мировых цивилизаций: уч. пособие / Г.В. Драч, Т.С. Паниотова. – Москва: КНОРСУ, 2012. – 479, [1] с.
12 Брусиловский, Д.А. «Столкновение цивилизаций» и «диалог между цивилизациями»: философско-религиоведческий анализ / Д.А. Брусиловский // Наука, новые технологии и инновации. – 2015. – № 4. – С. 160-164.
13 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.Г. Графский; Ин-т государства и права Российской акад. наук. – 3-е изд., доп. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 815 с.
14 Морозов, Н.М. Понятие «цивилизационный подход» в отечественной историографии на рубеже XX-XXI вв. / Н. М. Морозов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 23 (238). – С. 104-114.
15 Кожурин, Ю.Ф. Цивилизационное измерение социальной истории / Ю.Ф. Кожурин. – Саранск: НИИ гуманитар. наук, 2008. – 365, [1] с.
16 Шаповалов, В.Ф. Россиеведение: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 576 с.
17 Крапивинский, С.Э. Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений / под ред. С.Э. Крапивенского. – Волгоград: ВолГУ, 1998. – 238 с.
18 Ерасов, Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / составитель Б.С. Ерасов. – Москва: Аспект пресс, 1999. – 555, [1] с.
19 Пьянков, И.Г. К вопросу о формационном и цивилизационном подходах / И.Г. Пьянков // Метаморфозы истории. – 2002. – № 2. С. 7-20.
20 Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – Москва: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
21 Рыбина, М.В. Цивилизационный подход: возможности и перспективы. / М.В. Рыбина // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2013. – № 1 (15). – C. 70-77.