Введение
Глава 1 Разработка экскурсии «Минск театральный»
1.1 Технологическая карта экскурсии
1.2 Характеристика объектов показа
Глава 2 Театральное искусство в Беларуси
2.1 История развития театров Беларуси
2.2 Театры в настоящее время
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Национальная культура Беларуси своими корнями уходит в глубокую древность, развиваясь и сохраняя национальные традиции, она одновременно является и частью мировой культуры. Белорусы создали уникальный многожанровый фольклор, который считается одним из богатейших в славянском мире.
Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Она развивалась на территории государства, «имеющего уникальное географическое и политическое положение: перекресток «Запад-Восток», центр Европы, вхождение в состав Киевской Руси (до XIII века), Великого Княжества Литовского (XIII - XVI вв.), Речи Пасполитой (XVI - XVIII вв.), Российской Империи (конец XVIII - начало XX вв.)»
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Беларусь - страна с давней и хорошо развитой театральной традицией. Свой театр есть в каждом областном центре. История белорусского театра насчитывает не одно столетие. Многие виды представлений – школьные, светские, придворные – появились на белорусских землях раньше, чем у соседей.
Каждый белорусский магнат стремился создать свой театр, поэтому во дворцах приспосабливались или специально строились помещения для спектаклей. Не удивительно, что на сегодняшний день только профессиональных театров в стране 30 , из которых в Минске находится треть. Драматические и музыкальные, детские, для юного зрителя и единственный театр оперы и балета. У каждого свой репертуар, свои звездные составы, своя история и свои традиции.
ГЛАВА 1 РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ «МИНСК ТЕАТРАЛЬНЫЙ»
1.1 Технологическая карта экскурсии
Название экскурсии «Минск театральный».
Тип экскурсии: историко-архитектурная, городская.
Вид экскурсии: пешеходная.
Продолжительность экскурсии: 5 часов.
Экскурсия предназначена для массовой аудитории.
Цель экскурсии: вызвать интерес у экскурсантов к театральному искусству Беларуси.
Задачи экскурсии:
- на примере театров города Минска познакомить с историей и развитием театрального искусства Беларуси;
- познакомить экскурсантов с репертуаром минских театров.
Общие методические указания:
- общий материал не должен преобладать над местным и быть только фоном для конкретных местных событий или личностей;
- следить за чередованием длинного и короткого рассказов.
Маршрут экскурсии: встреча с группой - Республиканский театр белорусской драматургии – театр Киноактера – Большой театр Беларуси – Национальный академический театр имени Я. Купалы – театр имени Горького – Белорусский государственный музыкальный театр - Молодежный театр эстрады – окончание экскурсии.
Вступление к экскурсии:
- давать на месте встречи с группой перед началом движения;
- в организационной части после знакомства с группой оговорить необходимые организационные вопросы; напомнить о правилах безопасного движения;
- в информационной части дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть 2 – 3 наиболее интересные объекта, не давая их подробную характеристику.
ГЛАВА 2 ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В БЕЛАРУСИ
2.1 История развития театров Беларуси
Истоки белорусского театрального искусства - в народных обрядах и играх, творчестве странствующих актеров-скоморохов. Белорусская театральная история насчитывает не одно столетие. Белорусский профессиональный театр развился из старинных народных обрядов, творчества странствующих музыкантов, придворных трупп белорусских магнатов, деятельности самодеятельных коллективов на рубеже XIX-XX веков.
Но на белорусской земле странствующие артисты не просто выступали, а постигали азы своего профессионального мастерства. Известно, что единственная в Европе медвежья академия просуществовала в Сморгони до середины XIX века. Выловленных в лесу детёнышей учили танцевать, а потом скоморохи ездили с ними на ярмарки в Россию, Польшу, Венгрию, Германию [1].
Самая яркая страница в истории народного театрального искусства - это белорусская батлейка. Традиция устраивать рождественские представления была основана святым Франциском Ассизским в Италии. Но в Беларуси, где, помимо канонических сюжетов, странствующие художники в начале XVI века представляли сцены из жизни, это искусство получило народное признание и сохранилось до наших дней. Традицию поддерживают и в наше время многие кукольные театры республики, практически во всех католических храмах на Рождество также можно увидеть спектакль в жанре батлейки.
Еще в эпоху Великого княжества Литовского Беларусь была поистине театральной державой. Известно, что многие виды представлений – школьные, светские, придворные – появились на белорусских землях раньше, чем у соседей. Каждый белорусский магнат стремился создать свой театр, поэтому во дворцах приспосабливались или специально строились помещения для спектаклей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в процессе выполнения курсовой работы была разработана технологическая карта экскурсии «Минск театральный», основной целью которой является – вызвать интерес у экскурсантов к театральному искусству Беларуси.
Маршрут экскурсии: встреча с группой - Республиканский театр белорусской драматургии – театр Киноактера – Большой театр Беларуси – Национальный академический театр имени Я. Купалы – театр имени Горького – Белорусский государственный музыкальный театр - Молодежный театр эстрады – окончание экскурсии.
Театры города Минска имеют свой особый художественный облик, выделяются высоким уровнем актёрского исполнения, оригинальностью режиссёрских трактовок, глубоким подходом к разработке репертуара. Театры города Минска являются центром театрального искусства, неотъемлемой частью культурной жизни страны, национальным достоянием республики. Многие театры стали памятниками архитектуры и наиважнейшей частью архитектурных ансамблей.
Основной целью театров является сохранение культурных традиций белорусского народа, развитие творческих принципов национального сценического искусства в современных условиях, создание спектаклей, концертов, способствующих нравственному, эстетическому и культурному воспитанию подрастающего поколения, создание условий для диалога европейских культур и формирование общеевропейского культурного пространства.
1. Барышев, Г.И. Театральная культура Белоруссии XVIII века / Г.И. Барышев. – Минск: Наука и техника, 1992. – 290 с.
2. Бузук Р.Л. Специфика театра и зритель / Р.Л. Бузук // Искусство и культура. - Витебск, 2016. - № 2 (22). - С. 44-50
3. Гаробчанка, Т. Я. На мяжы стагоддзяў: сучасны беларускі драматычны тэатр / Т.Я. Гаробчанка; НАН Беларусі. Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору ім. К.Крапівы. - Мінск : Бел. навука, 2002. - 367 с.
4. Липай И.Н. Особенности развития музыкального театра в Беларуси на рубеже XX-XXI веков / И.Н. Липай // Искусство и культура. - 2013. - № 1 (9). - С. 45-52.
5. Нефед, В.И. Белорусский театр в годы Великой Отечественной войны: автореферат дис. канд. искусствоведения / Ин-т истории искусств Акад. наук СССР. Ин-т литературы и искусства Акад. наук БССР. - Москва ; Минск : [б. и.], 1956. - 16 с.
6. Няфед, У.І. Гісторыя беларускага тэатра: вучэбны дапаможнік для тэатр.-маст. ін-та / У.І. Няфед. – Мінск: Вышэйшая школа, 1982. – 544 с.
7. Официальный сайт Белорусского государственного музыкального театра [Электронный ресурс] режим доступа: https://musicaltheatre.by/
8. Официальный сайт Большого театра Беларуси [Электронный ресурс] режим доступа: https://bolshoibelarus.by
9. Официальный сайт Молодежного театра эстрады [Электронный ресурс] режим доступа: http://estrada.by/
10. Официальный сайт Национального академического театра имени Я. Купалы [Электронный ресурс] режим доступа: https://kupalauski.by/
11. Официальный сайт Республиканского театра белорусской драматургии [Электронный ресурс] режим доступа: http://rtbd.by/
12. Официальный сайт Театра Киноактера [Электронный ресурс] режим доступа: http://teatrkinoaktera.by/a
13. Тэатральная Беларусь: Энцыклапедыя: у 2 т. / рэдкал.: Г.П. Пашкоў [і інш.]. – Мінск: БелЭН, 2002–2003. – Т. 1: ―А досвіткі...‖ – Кучынская. – 2002. – 568 с.
14. Тэатральная Беларусь: Энцыклапедыя: у 2 т. / рэдкал.: Г.П. Пашкоў [і інш.]. – Мінск: БелЭН, 2002–2003. – Т. 2: Лабанок – Яшчур. – 2003. – 576 с.
15. Хрэстаматыя па гісторыі беларускага тэатра і драматургіі. Т. 4: XX – пачатак XXI стагоддзя / уклад. і навук. рэд. А.В. Сабалеўскага. - Мінск : Беларуская навука, 2005. - 391 с.
16. Ярмолинская В.Н. Сценография Беларуси XX века: истоки и становление / В.Н. Ярмолинская // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 1. - С. 243-250.