ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 СИСТЕМА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 4 СООТНОШЕНИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ С ДРУГИМИ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ
ГЛАВА 5 СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Любой юрист должен иметь четкое представление о том, как создаются и функционируют институты, активно участвующие в осуществлении законов и нормативных актов. Эти институты являются основным звеном правоохранительных механизмов, без которых не могут существовать современные государства.
Правосудие – один из важнейших процессов, происходящих в государстве. В государстве, где действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, правосудие, осуществляемое в рамках судебной ветви власти, работает на основании принципов.
Принципы правосудия – общие положения, которые отражают его природу, при этом, они являются полностью объективными, как, собственно, и само правосудие.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из составляющих основ конституционного строя. Именно он определяет систему взаимоотношений личности и государства, их взаимные права и ответственность.
Правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Курсовая работа посвящена изучению темы правосудия и его конституционных принципов в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Законодательство Республики Беларусь об организации правосудия отличается своей широтой, а также множеством актов, регулирующих такую деятельность.
Так, основным нормативным правовым актом здесь является Конституция Республики Беларусь. Абсолютно любой закон, вне зависимости от того, принадлежит он к нормативным правовым актам, регулирующим правосудие или нет должен соответствовать конституции нашего государства, так как она обладает высшей юридической силой, а также прямым действием на территории нашего государства [12].
Именно конституционным регулированием подвергаются многие аспекты, касающиеся организации, а также деятельности суда в Республике Беларусь.
Так, статья 6 данного акта говорит о том, что власть в нашем государстве делится на:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную.
Глава же 6 Конституции Республики Беларусь конкретизирует положения о судоустройстве. Наличие таких положений в Основном законе говорит об особой важности их для законодателя, а также для государства и общества в целом [12].
В этой главе рассматривается судебная власть.
Являясь составной частью общей системы государственной власти, правосудие является необходимым средством и условием обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Его главная цель - осуществление правосудия, основанного на принципах законности, гуманности, справедливости и демократии. Положения Конституции Республики Беларусь о независимости судей при отправлении правосудия и их полном подчинении закону имеют непреложное значение. Это положение является основой всей нашей судебной системы и неотъемлемой частью общей концепции построения демократического общества правового государства.
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Новое время демократический принцип справедливости с В. И. Ленина связано. Считалось, что именно в его трудах они получили развитие и теоретическое обоснование. Но если вы объективный исследователь и не рассматриваете догмы идеологии, то становится очевидным нечто совершенно иное. Основные правовые ценности, в том числе демократические основы судебной системы и судебного процесса, формировались с глубокой древности. В Белоруссии они уже нашли отражение в уставах Великого Княжества Литовского и были явно объединены в уставах 1864 года. Советская власть принципиально отказалась от продолжения истории, но была вынуждена закрепить демократические принципы в первых декретах суда и последующих законодательных актах. Они называются «вечными принципами справедливости» не случайно [13, c. 259].
Слово «принцип» происходит от латинского («основание», « начало»), под которым в общенаучном смысле обычно понимается исходное положение любой теории, учения. Что касается отправления правосудия, то можно сказать, что это основные правовые положения, определяющие организацию и деятельность судебной власти. Конституция Республики Беларусь устанавливает общие правовые принципы отправления правосудия, воплощает сущность и сущность демократического государства, содержит гарантии прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы основаны на признании человеком того, что его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, уважение и защита прав человека, гражданских прав и свобод являются высшими целями общества и государства (Статья 2 Конституции Республики Беларусь). Народ Республики Беларусь, признавая себя неотъемлемым субъектом международного сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям, принял Конституцию, в которой закреплены всеобщее признание и принципы справедливости, закрепленные в ряде международно-правовых документов, права человека и гражданина.
ГЛАВА 3 СИСТЕМА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь: личные права и свободы; социально-экономические и политические права граждан; конституционный строй Республики Беларусь; государственные и общественные интересы; права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.
Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Она состоит из:
• Конституционного Суда;
• Системы судов общей юрисдикции.
Система судов общей юрисдикции состоит из: Верховного Суда Республики Беларусь; областных (Минского городского) судов; экономических судов областей (города Минска); районных (городских) судов.
Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов [6, c. 247].
Он состоит из: Председателя суда; первого заместителя Председателя; заместителей Председателя; судей Верховного Суда Республики Беларусь и действует в составе:
• судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
• судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
• судебной коллегии по экономическим делам;
• судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;
• Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
• Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
ГЛАВА 4 СООТНОШЕНИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ С ДРУГИМИ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ
Принцип разделения властей объективно отражается в специализации государственных институтов по видам деятельности, которые обладают соответствующей компетенцией, осуществляют свои полномочия самостоятельно и независимо, обладают способностью сдерживать и контролировать друг друга. В то же время ни одна из трех ветвей власти не может взять на себя функции другой, и в то же время нет власти действовать независимо. Все отрасли должны взаимодействовать, чтобы сформировать единый государственный механизм. Конституционный принцип разделения властей указывает на независимость органов государственной власти, их взаимодействие, взаимную сбалансированность, предусматривает установление и функционирование системы сдержек и противовесов [3].
Независимо от различных вариантов механизма действия принципа децентрализации, теория в основном определяет его следование. «Законодательная власть имеет первенство, поскольку она устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики государства, а следовательно, в конечном счете определяет форму правовой организации и деятельности административных и судебных органов. Доминирующее положение законодательных органов в механизмах верховенства права определяет высшую юридическую силу принимаемых ими законов и делает выражаемые ими правовые нормы универсально обязательными. Однако верховенство законодательной власти не является абсолютным. Пределы его действия ограничены принципами права, естественными правами человека, свободами и идеями справедливости.
ГЛАВА 5 СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Судебная защита прав и свобод граждан осуществляется в соответствии с нормами внутреннего законодательства и международными договорами Республики Беларусь. Статья 60 Конституции предусматривает особую роль судов в защите прав и свобод граждан. В результате каждый человек находится под защитой компетентного, независимого и беспристрастного суда в течение срока, установленного законом [12].
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, каждый имеет право обратиться в международные организации за защитой своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.
В Республике Беларусь в настоящее время разрабатывается курс с целью возможного расширения норм судебной защиты прав граждан и совершенствования процессуального законодательства в области защиты. Ежегодно в судах рассматривается большое количество дел, связанных с административными правоотношениями или административно-правовыми спорами. Число таких случаев растет с каждым годом. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь очень важна, так как он является органом, разрешающим дела о конституционности правовых актов, в том числе непосредственно связанных с правами, свободами и обязанностями граждан.
Рассмотрение дел, связанных с правами человека, имеет определенную сложность, поскольку оно затрагивает права отдельных лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы, состоящая в рассмотрении конституционных принципов правосудия.
Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Поэтому о правосудии, не умаляя ни в коей мере значения других функций, можно говорить как об их сердцевине, центральном звене всей системы в целом.
Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности судов можно сделать вывод, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач – защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан Республики Беларусь. Для Республики Беларусь в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества. Конституционный Суд Республики Беларусь, суды общей юрисдикции, и хозяйственные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.
1. Богданов, Е.В. Проблемы теории и практики реализации судебной власти в форме правосудия / Е.В. Богданов. – Минск : Право и экономика, 2002. - 105 с.
2. Василевич, Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод человека / Г.А. Василевич. – Минск : Право и экономика, 2003. - 256 с.
3. Василевич, Г.А. Развитие конституционного контроля - объективная закономерность становления правового государства / Г.А. Василевич // Юстиция Беларуси. - 2002. - № 7. - С. 3-5.
4. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно- конституционное право и процесс: учеб. пособие / Н.В. Витрук. - М. : Юристъ, 2005. - 528 с.
5. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 янв. 1999 г., №238-З : принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г., одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. : (ред. От 17.12.2020, 2/2788) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900238//.
6. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: Учебник / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - Москва: Изд-во «Зерцало». - 2007. - 440 с.
7. Декрет Президента Республики Беларусь №6 от 29.11.2013 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://kodeksy-by.com/norm_akt/source-Президент%20РБ/type-Декрет/6-29.11.2013.htm//.
8. Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. № 2914-XІІ//Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_konstitutsionnom_sude.htm//.
9. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре» от 08.05.2007 г. №220-3 (ред. 15.12.2020, 2/2782)//Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10700220//.
10. Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30.12.2011 г. №334-3// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://belzakon.net/Законодательство/Закон_РБ/2011/175//.
11. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс]: 29 июня 2006 г., №139-З : принят Палатой представителей 31 мая 2006 г., одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г. . (ред. от 10 декабря 2020 г. № 63-З)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk0600139//.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) на белорусском языке)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus//.
13. Ленин, В. И. Уголовное право в ожидании перемен. Теоретико-инструментальный анализ / В. И. Ленин - М.: Проспект, 2006. - 400 c.
14. Лукашук, И.И. Международное право Общая часть Учебник для студентов юридических факультетов и вузов Издание 3е, переработанное и дополненное - М.: Волтерс Клювер 2005 - 432 с.
15. Мартинович, И.И. Укрепление и развитие конституционных основ (начал) судебной власти - гарантия эффективности судебной системы / И.И. Мартинович // Юстиция Беларуси. - 2008. - № 7. - С. 12-16.
16. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 дек. 2006 г., №194-З : принят Палатой представителей 09 нояб. 2006 г., одобр. Советом Респ. 01 дек. 2006 г. . (ред. 31.12.2019, 2/2719) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=Hk0600194//.
17. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г., №295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г., одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. . (ред. от 23.07.2020, 2/2764) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=HK9900295//.
18. Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://center.gov.by/normotvorcheskaya-deyatel-nost/sistematizatsiya-zakonodatel-stva-i-s/sistematizatsiya-zakonodatel-stva/kaz-prezidenta-respubliki-belarus-o///.
19. Указ президента Республики Беларусь от 14.06.2012 «О некоторых вопросах адвокатской деятельности»//Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://belzakon.net/Законодательство/Указ_Президента_РБ/2012/2538//.
20. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 дек. 1998 г., №219-З : принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г., одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г. . (ред. от23.07.2020, 2/2769) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus//.