ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и структура ассортиментной политики
1.2 Технология разработки ассортиментной политики туристической компании
1.3 Влияние ассортимента на конкурентоспособность туристического предприятия
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА ТУРАГЕНТСТВА «CORAL TRAVEL» НА ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
2.1 Краткая характеристика турагентства «Coral Travel»
2.2 Анализ ассортимента турагентства «Coral Travel»
2.3 Анализ ассортимента рынка туристических компаний г. Минск
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АССОРТИМЕНТА НА ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
3.1 Выведение усредненного варианта ассортимента на тур. рынке
3.2 Сравнительный анализ ассортимента туристических услуг, представленных туристическими фирмами г. Минска с турагентством «Coral Travel»
3.3 Рекомендации по повышению эффективности управления в компании «Coral Travel»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Ассортиментная политика туристского предприятия предполагает определение набора ассортиментных групп, наиболее целесообразных с точки зрения повышения экономической эффективности деятельности туристского предприятия, как в тактическом, так и в стратегическом периоде.
Единая ассортиментная политика туристского предприятия опирается на ряд основополагающих методологических принципов, анализ которых поможет при разработке факторного комбинационного метода управления туристским предприятием на основе ассортиментных комплексов.
Перечислим эти принципы:
1) принцип долговременной стратегической ориентации;
2) принцип синергизма;
3) принцип стратегической гибкости.
Важность формирования адекватной ассортиментной политики и управление туристским предприятием на основе ассортиментных комплексов обусловлены следующими важнейшими постулатами, на которые указывают и ведущие специалисты в области туризма:
1) ассортиментная политика является основным управляемым фактором, влияющим на повышение конкурентоспособности туристского предприятия;
2) адекватная ассортиментная политика решает широкий круг задач, направленных на обеспечение успешной коммерческой деятельности туристского предприятия;
3) ассортиментная стратегия туристской фирмы разрабатывается исходя из условий множественности вариантов, основными из которых являются: диверсификация, узкая специализация, дифференциация.
Актуальность курсовой работы определена тем, что каждого руководителя, прежде всего, интересует конечный результат деятельности фирмы, то есть коммерческий успех предприятия. А успех этот напрямую зависит от того, насколько качественно сформирована ассортиментная политика. Ни одна туристская фирма не может пользоваться только имеющимися в ее ассортименте маршрутами. Постоянно изменяются понятия населения о наилучших видах отдыха, меняется мода на престижные места отдыха, появляются новые курортные районы, новые клиенты приходят с новыми запросами по поводу организации деловых или иных туров в ранее не охваченные данным туроператором регионы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и структура ассортиментной политики
Ассортиментная политика представляет собой систему мер стратегического характера, которая направлена на создание оптимальной ассортиментной структуры выпускаемой продукции, которая обеспечивает наилучшее удовлетворение потребностей конкретных групп (сегментов рынка) и наиболее эффективное применение организацией сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов.
Стратегический подход к формированию ассортиментной политики определяет, что каждое решение в этой области должно осуществляться не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом многообещающих целей организации. Данный подход требует концентрации стараний на основных направлениях развития организации [1].
Ключевые цели ассортиментной политики:
• рост сбыта за счёт оптимизации структуры ассортимента;
• рост оборачиваемости товарных запасов;
• завоевание конкурентного преимущества за счёт более привлекательного ассортимента;
• выход на новые рынки;
• сокращение издержек, которые связаны с содержанием ассортимента;
• создание имиджа организации при помощи позиционирования ассортиментных товарных единиц.
Достигая этих целей, организация гарантирует себе высокие финансовые показатели, а также стабильность в условиях высокой конкуренции [2].
Задачи ассортиментной политики:
1) удовлетворение запросов клиентов является одним из ключевых принципов маркетинга, соответствующий задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивающий тесную связь с клиентами;
2) оптимальное применение технологических знаний и опыта организации;
3) оптимизация финансовых результатов организации – создание ассортимента базируется на предполагаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы организаций, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, неимении альтернатив и пр. [3];
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА ТУРАГЕНТСТВА «CORAL TRAVEL» НА ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
2.1 Краткая характеристика турагентства «Coral Travel»
«Coral Travel» является многопрофильным туроператором, работающий на российском рынке туристических услуг с 1995 года. Организация относится к большому международному холдингу – OTI. Общий штат сотрудников холдинга составляет более 3000 чел. Бизнес данного холдинга развивается быстрыми темпами с помощью применения современных высоких технологий, профессиональному подходу к делу и постоянному контролю над качеством [13].
Марка «CORAL» зародилась в России в начале 1995 г. Характеризуясь обширным профессиональным опытом в сфере выездного туризма и многолетним стажем работы, организация обоснованно является одной из ведущих туристических операторов России и представляет на рынке туристических услуг только высококачественный туристический продукт. Также, марка «CORAL» заполняет ведущие позиции на украинском туристическом рынке выездного туризма.
«Coral Travel» продает свой туристический продукт совместно с организацией «ODEON TOURS», которая тоже относится к «OTI HOLDING» и получила международный сертификат ISO 9001:2000 международной компании по сертификации BVQI за качество управления. Обслуживая клиентов с доходами среднего и выше среднего уровня, «Coral Travel» стремится к 100%-му удовлетворению запросов всех своих туристов.
Из-за расширения деятельности каждый год создаются новые офисы. В 2010 г. открыта организация «Coral Travel» в Республике Беларусь.
В организации обращают большое внимание на систему управления качеством и человеческим ресурсам. Бренд «CORAL» позиционируется на рынке как марка надежности и качества, что ставит определенную ответственность на работу организации и является стимулом для последующего развития и совершенствования.
«Coral Travel» представляет лучшие курорты и отели в 30 странах мира, а именно – Турция, Испания, Греция, Таиланд, Тунис, Марокко, Израиль, ОАЭ, Китай, Куба, Индия, Маврикий, Танзания, Доминиканская Республика, Индонезия, Мальдивы, Вьетнам, Сейшелы, Шри-Ланка, Сингапур, Мексика, Камбоджа, Иордания, Андорра, Австрия, Азербайджан, Грузия. Происходит постоянная работа по формированию новых направлений. Данная организация осуществляет групповые и индивидуальные туры на основе собственных чартерных программ и регулярных рейсов, занимается развитием incentive-, congress-, спортивный и прочие виды туризма.
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АССОРТИМЕНТА НА ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
3.1 Выведение усредненного варианта ассортимента на туристическом рынке
Обеспечение необходимого уровня обслуживания и роста основных экономических показателей деятельности туристического предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента услуг в его турпродукте. Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в турпродукте различных видов услуг, дифференцированных по отличительным признакам. Процесс формирования ассортимента услуг должен исходить из формы специализации турфирмы и региона туризма и способствовать удовлетворению спроса обслуживаемых контингентов туристов и обеспечению высокой прибыльности его деятельности.
Важнейшим принципом формирования ассортимента услуг является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами туристов. Так как успешное проникновение и закрепление турфирмы на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, то формированию конкретного ассортимента услуг, со¬ответствующего параметрам этой рыночной ниши, отводится первостепенная роль [33].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы туристическая компания преуспевала в условиях скоростных изменений, ассортимент должен меняться с такой же быстротой или даже идти на опережение. Проанализировав туристический продукт, который предлагается сегодня потребителю различными туристическими компаниями, то он окажется очень похожим и большой разницы между ним нет. Сегодня туристскому менеджменту необходимо учитывать, что современный потребитель – это грамотный, хорошо информированный потребитель.
Также исследование подтвердило значимость разработки качественно сформированной ассортиментной политики в туристской компании за счет постоянного обновления ассортиментного ряда услуг, модификации турпродукта, поиска новых целевых сегментов, грамотного позиционирования.
Каждая туристическая компания предлагает множество различных туров и большинство из них ориентируется на несколько сегментов потребителей, а для того чтобы удовлетворить их спрос нужен широкий ассортимент услуг.
Ассортиментная политика – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к услуге со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с услугой зависят все экономические показатели организации и рыночная доля.
В первой главе данной работы были рассмотрены теоретические аспекты ассортиментной политики туристического предприятия.
Во второй главе был проведен анализ структуры ассортимента турагентства «Coral Travel» и анализ ассортимента рынка туристических компаний города Минск.
1. Ищенко А. Ассортиментная политика / Ищенко А. // Эксклюзивный маркетинг / Ищенко А. – 2-е издание, 2010 – С. 34–35.
2. Синкин А.Ю. Оптимизация ассортимента и метод номенклатурной матрицы / Синкин А.Ю. // Менеджмент: теория и практика / А.Ю Синкин – 3-е издание, 2012 – С.230–233.
3. Солдаткина О.В. Ассортиментная политика в управлении конкурентоспособности предприятия: автореферат кандидата экономических наук: 08.00.05 / О.В. Солдаткина – Санкт-Петербург, 2010 – 20 с.
4. Давыдов Р.Н. Формирование ассортиментной политики в розничной торговле потребительской кооперации: автореферат кандидата экономических наук 08.00.05 / Р.Н. Давыдов – Белгород, 2011 –27 с.
5. Романова Е.А. Оптимизация ассортиментной и ценовой политики предприятия: автореферат кандидата экономических наук / Е.А. Романова – Минск, 2010 – 22 с.
6. Спригайлов Н.П. Формирование ассортиментной политики туристской фирмы / Спригайлов Н.П. // Научные труды Вольного экономического общества России / Н.П. Спригайлов – Москва, 2006 – С.56–65.
7. Полонская, Л.А. Формирование ассортимента товаров в розничной торговле / Л.А. Полонская, М.М. Туринская – Киев, 1982 – С.74–79.
8. Беляев, О.Я. Анализ ассортиментной политики предприятия / О.Я. Беляев – Москва, 2010 – 90 с.
9. Дурович А.П. Конкурентоспособность товаров в системе маркетинга / А.П. Дурович – Минск, 2004 – 158 с.
10. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц – Москва, 2001 – 246 с.
11. Фатфутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатфутдинов // Учебное пособие для вузов / Р.А. Фатфутдинов – Москва, 2000 – 311 с.
12. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товара и услуг: учебное пособие / И. М. Лифиц – 2-е издание – Москва, 2009 – 460 с.
13. Информация с официального сайта CORAL TRAVEL [Электронный ресурс] / Книга туризма: все туроператоры России: описание туроператора: Корал тревел. – 2010-2011. – Режим доступа: http://www.knigaturizma.ru/description.asp?company=1001376.
14. О компании [Электронный ресурс] / Coral/by. – 1994-2021. – Режим доступа: https://www.coral.by/main/coral/about.aspx.
15. Туроператор Корал Тревел [Электронный ресурс] / Flightradars24.ru. – 2020. – Режим доступа: https://flightradars24.ru/turoperatory/coral-travel/.
16. Туроператор Coral Travel [Электронный ресурс] / Сеть туристических агентств «Поехали с нами». – 2021. – Режим доступа: https://www.poehalisnami.by/turoperators/coral-travel.
17. Информация о Корал Тревел [Электронный ресурс] / Туроператор Корал Тревел – интернациональная туристическая компания. – 2012-2020. – Режим доступа: https://tripinsider.top/cat/turoperator-koral-trevel/.
18. Подарочные карты Coral Travel [Электронный ресурс] / Colar.ru. – 1994-2021. – Режим доступа: https://www.coral.ru/podarochnye-karty/.
19. Раннее бронирование 2020, или почему планировать летний отпуск стоит уже сейчас [Электронный ресурс] / Grusha-travel.by. – 2021. – Режим доступа: https://grusha-travel.by/populyarnoe/kontseptsii/rannee-bronirovanie.
20. Coral Travel: мобильный помощник туриста [Электронный ресурс] / Colar.ru. – 1994-2021. – Режим доступа: https://www.coral.ru/mobile-app/.
21. Разработка ассортиментной политики на предприятии ООО «5-й сезон» [Электронный ресурс] / Учебные материалы. – 2020. – Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/g3bu57d5swU.html.
22. Туристическая компания «Blue bird (Голубая птица)» [Электронный ресурс] / Relax.by. – 2021. – Режим доступа: https://bluebird.relax.by/.
23. Туристическая компания «Голубая птица» [Электронный ресурс] / TAM.BY. – 2021. – Режим доступа: https://blue-bird.tam.by/.
24. Туристическое агентство «Золотой глобус» [Электронный ресурс] / Globe.by. – 2020. – Режим доступа: https://globe.by/.
25. Туроператор «Алые Паруса» [Электронный ресурс] / Aparusa.by. – 2017. – Режим доступа: https://aparusa.by/o-kompanii/.
26. Туристическая компания «Богемия Трэвел» [Электронный ресурс] / Bogemia.by. – 2020. – Режим доступа: https://bogemia.by/o-nas.
27. Туристическая компания «Sunny Travel» [Электронный ресурс] / Sunnytravel.by. – 2020. – Режим доступа: http://sunnytravel.by/about/o-nas/.
28. Туроператор «Хэппи Турс» [Электронный ресурс] / Turobzor.com. – 2006-2021. – Режим доступа: https://turobzor.com/.
29. Туристическая компания «Алатан Тур» [Электронный ресурс] / Alatantour.by. – 1993-2021. – Режим доступа: https://alatantour.by/about/.
30. Туристическая компания «Колесо путешествий» [Электронный ресурс] / Bytur.by. – 2020. – Режим доступа: https://bytur.by/company/.
31. Турагентство «EcoTravel» [Электронный ресурс] / Ecotravel.by. – 2020.
32. Туристическое агентство «Loft Travel» [Электронный ресурс] / Lofttravel.by. – 2019. – Режим доступа: http://lofttravel.by/.
33. Попов Е.В. Ассортиментная матрица – основа для формирования ассортиментной политики / Е.В. Попов // Известия Уральского государственного экономического университета / Е.В. Попов, 2015 – С. 101–110.
34. Корпоративные туры [Электронный ресурс] / Гипермаркет путешествий. – 2021. – Режим доступа: https://www.zoi.by/korporativnye-tury/.
35. Агентство по оказанию визовой поддержки в Белоруссии [Электронный ресурс] / VI-SA.BY. – 2020. – Режим доступа: https://vi-sa.by/.
36. К. А. Павлов, Л. Ю. Минина. Горнолыжные курорты России и СНГ / К. А. Павлов, Л. Ю. Минина, 2006. – 240 с.
37. Корпоративный отдых [Электронный ресурс] / Coral.by. – 1994-2021. – Режим доступа: https://www.coral.by/concepts/korporativniy-otdih.
38. Салихова Р.Р. Оценка эффективности ассортиментной политики в торговле / Р.Р. Салихова //Вестник экономики, права и социологии / Р.Р Салихова – 1-е издание, 2015 – С. 51–54.
39. Маркосян В.С.Формирование ассортиментной политики предприятия: основные направления совершенствования / В.С. Маркосян // Научные исследования и разработки молодых ученых / В.С. Маркосян – 5-е издание, 2015 –С. 252–257.