ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детского рисунка старших дошкольников, имеющих различный статус в группе сверстников
1.1 Детский рисунок как научно-практическая проблема
1.2 Психологические особенности детского рисунка в старшем дошкольном возрасте
1.3 Влияние статуса в группе сверстников на психологические особенности детского рисунка в старшем дошкольном возрасте
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения психологических особенностей детского рисунка старших дошкольников, имеющих различный статус в группе сверстников
2.1 Этапы и методы исследования. Характеристика испытуемых
2.2 Результаты исследования психологических особенностей детского рисунка в старшем дошкольном возрасте
2.3 Результаты исследования статуса детей старшего дошкольного возраста
2.4 Интерпретация полученных результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Активность детской фантазии более жизненно важная, чем активность взрослой фантазии – об этом свидетельствуют тысячи индивидуальных особенностей детского фантастического преувеличения и искажения реальности, и особенно его неудержимое стремление к игре. Но погрузиться в эту жизнь детской фантазии отнюдь не является легкой задачей.
Естественная аналогия ребенка с искусством – это игра. В определенном смысле все виды искусства развиваются в том несдерживаемом единстве, которое характерно для начала самого искусства. Тем удивительнее, что, когда речь заходит о творчестве ребенка, они, как правило, не имеют в виду деятельность фантазии, которая все время меняется, возникая вновь и вновь заканчиваясь, но как область, в которой если не исключительно, то желательно, чтобы проявлялось стремление ребенка к искусству, они рассматривают искусство рисования. Одним из мотивов этого может быть то, что рисунок предоставляет постоянные объекты, подлежащие нашему наблюдению, в то время как природа эпико-драматических действий игры и еще более свободные последствия фантазии весьма преходящи.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Роль общения в формировании личности ребенка чрезвычайно важна. В дошкольном возрасте у ребенка развиваются сложные и разнообразные типы отношений с другими людьми, которые во многом определяют формирование его личности. Важно изучать эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их таким образом, чтобы создать благоприятный эмоциональный климат для каждого ребенка в группе.
Эффективность изучения межличностных отношений в группе зависит от правильного выбора используемых методов. Для изучения межличностных отношений используются основные методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа. Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детского рисунка старших дошкольников, имеющих различный статус в группе сверстников
1.1 Детский рисунок как научно-практическая проблема
На протяжении почти столетия детский рисунок вызывает интерес многочисленных исследователей – искусствоведов, биологов, психологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению рисунка с разных ракурсов. Искусствоведы стремятся через детские рисунки заглянуть в источники творчества, подтвердить правильность той или иной эстетической концепции, анализируя эти рисунки.
Биологи, проводящие сравнительные исследования детских рисунков и начала графической деятельности высших обезьян, предполагают, что эти рисунки могут служить одним из каналов информации о биологическом родстве и различиях между животными и человеком. Биологи обсуждают проблемы направления детского рисунка и ищут оптимальные пути обучения, способствующие художественному развитию детей. Психологи ищут возможности проникновения в особый внутренний мир ребенка через детский рисунок. Изучение детского рисунка началось в конце 19 века. Особый интерес этот вопрос приобрел в первой трети 20 века [1, с.122].
Рисунок – это продукт зрительной активности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Зрительная активность возникает в раннем возрасте и достигает своего наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном этапе своей жизни, как правило, начиная с 2-3 лет, рисует с энтузиазмом. Однако к началу подросткового возраста это увлечение в большинстве случаев проходит, «верными» рисунку остаются только художественно одаренные дети.
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения психологических особенностей детского рисунка старших дошкольников, имеющих различный статус в группе сверстников
2.1 Этапы и методы исследования. Характеристика испытуемых
База исследования: ГУО «Ясли-сад №5» г. Островца. В исследовании приняли участие 18 воспитанников старшей группы в возрасте 6-7 лет. Выборка составила 10 (55%) мальчиков и 8 (45%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить психологические особенности детского рисунка детей старшего дошкольного возраста в зависимости от статуса в группе.
Задачи исследования:
1. Определить статус детей в группе.
2. Выявить особенности детского рисунка у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что многие исследователи изучали особенности детского рисунка, так как данная тематика являлась основополагающим интересом многих исследований и научных течений. Большинство исследований детского рисунка соотносится с особенностями психологического развития личности ребенка и критериями, и нормативными показателями развития ребенка в определенном возрастном периоде.
Психологические особенности личности ребенка заключаются в том, что, что дети старшего дошкольного возраста аккуратно и красиво рисуют те детали, которые им интересны и с какими нюансами им интересно работать, а детали, которые им неинтересны, получаются некрасиво и скомкано.
Однако, для детей старшего дошкольного возраста, в основном, характерными являются определенные особенности развития межличностных отношений, которые отражаются в рамках детских рисунков. Было замечено, что для детей старшего дошкольного возраста характерна определенная дифференциация в процессе оценки личности сверстника, что в последствии отражается в их рисунках.
С целью определения особенностей психологической интерпретации детских рисунков детей старшего дошкольного возраста с разным статусом в группе, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Социометрия» и рисунок «Моя группа». В ходе исследования нами были получены следующие результаты исследования:
– для данной категории детей, в основном, характерными являются такие особенности как наличие благоприятного эмоционально-психологического фона и низкий уровень тревожности и чувства собственной неполноценности;
– мы определили особенности статуса детей старшего дошкольного возраста и выявили, что наиболее распространенным является категория «принимаемые», среди изолированных можно выделить 1 ребенка, у которого есть проблемы в рамках межличностных отношений со сверстниками.
1. Бардашова, Г.М. Влияние обучения средствами изобразительного искусства на процесс оздоровления учащихся / Г.М. Бардашова. – Ярославль, 2010. – 236 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2008. – 464 с.
3. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты / А.Л. Венгер. – М.: Радуга, 2008. – 236 с.
4. Венгер, Л.А. Психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
5. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков. – М.: Академия, 2002. – 265 с.
6. Волков, Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волков. – М.: Академия, 2005. – 269 с.
7. Вундт, В. Фантазия как основа искусства / В. Вундт. – М.: Издание т-ва М.О. Вольфа, 2014. – 178 с.
8. Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения / А.С. Залужный. – М.: Академия, 2011. – 144 с.
9. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.
10. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Мн.: Асвета, 2006. – 350 с.
11. Котырло, В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности / В.К. Котырло. – Киев: Высшая школа, 2007. – 120 с.
12. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 2006. – 155 с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
14. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. – 145 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 269 с.
16. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 2006. – 374 с.
17. Полуянов, Ю. А. «Дети рисуют» / Ю.А. Полуянов. – М.: Академия. 2003. – 231 с.
18. Психологический словарь для родителей / А.М. Тимофеева. – М.: Проспект, 2003. – 256 с.
19. Психология формирования и развития личности / А.М. Тимофеенко. – М.: Педагогика, 2011. – 120 с.
20. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 240 с.
21. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
22. Романова, Е.С., Потемкина С.Ф. Гpафические методы в психологической диагностике / С.Ф. Потемкина. – М.: Академия, 2012. – 265 с.
23. Сакулина, Н.П. О детском рисунке / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 2007. – 245 с.
24. Хоментаускас, Г. Т. «Использование детских рисунков для исследования семейных отношений» // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С.11-22
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2013. – 236 с.