Введение
1. Теоретические аспекты процесса формирования предметно-игровых действий у детей с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Сущность предметно-игровых действий в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика становления предметно-игровой деятельности детей дошкольного возраста
1.3 Особенности предметно-игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью
2. Методические аспекты процесса формирования предметно-игровых действий у детей с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Состояние игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Приемы работы по формированию предметно-игровых действий у детей с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью на всех возрастных этапах их индивидуального развития является наиболее важным направлением современной специальной психологии, коррекционной педагогики и адаптивной физической культуры. Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), и значительно сниженным уровнем физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств (Ж.И. Шиф, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.Г. Петрова, Т.Ю. Матасов и др.).
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью может достичь оптимального для него уровня развития только в том случае, если на ранней стадии включена систематическая коррекционно-воспитательная работа, охватывающая все сферы его индивидуального развития (физические, интеллектуальные, эмоциональные, социокультурные). Основным условием и фактором развития ребенка является его собственная деятельность и сотрудничество со взрослым. Таким образом, особая роль принадлежит игровой деятельности. Игра - это особая форма овладения реальностью через ее воспроизведение, моделирование. В процессе игры ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально приобретает всю систему человеческих отношений.
Развитие психических процессов (в частности, мышления, воображения, речи) во многом зависит от уровня развития игры. В процессе игры происходит формирование функции подмены, с которой впоследствии ребенок будет постоянно сталкиваться. В игре он учится планировать и регулировать свои действия и действия своих партнеров. Но для того, чтобы игра стала по-настоящему развивающей, ребенок должен перейти от овладения предметными действиями к овладению ролевой игрой. Таким образом, сначала осваиваются действия с объектами, затем взаимоотношения между окружающими людьми, их взаимозависимость, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Затем осваиваются моральные критерии, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональная реакция на хорошее и плохое.
Исследования отечественных психологов показали социальную природу детской игры, ее роль в усвоении ребенком социального опыта. Психологические исследования в области игры определили развитие основ ее педагогики.
1. Теоретические аспекты процесса формирования предметно-игровых действий у детей с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Сущность предметно-игровых действий в психолого-педагогической литературе
В отечественной педагогике детская игра определяется как исторически сложившийся вид деятельности, суть которого заключается в отображении и моделировании социальной, объектной и природной реальности в условных ситуациях. Игра - это реальная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в сообществе сверстников, поэтому для дошкольной педагогики актуальна проблема использования игры для всестороннего воспитания, и прежде всего формирования нравственной стороны личности.
Игра является ведущим видом деятельности для ребенка дошкольного возраста, который определяет его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игра присуща мнимой ситуации. Благодаря ей ребенок учится думать о реальных вещах и реальных действиях. Это связано с появлением идеи в игре [11, с. 87].
Игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли, а в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Любая игра для ребенка – это познание мира, в котором ребенок развивает умственные и физические способности, творчество, познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), нравственные и волевые качества.
Психологи обратили внимание и особенно выделили работу воображения или фантазии. Игра рассматривалась как проявление особой живости, беззаботности и высокого уровня развития воображения или фантазии. Даже неспециалисту, наблюдая за играми дошкольников, в первую очередь поражает глаз то, как ребенок преображает предметы, используемые в игре [6, с. 134].
Д.Б. Эльконин предполагал, что единицей игры является роль и связанные с ней действия по ее реализации. На основе различных исследований можно утверждать, что именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную, дальнейшую неделимую единицу развитой формы игры. Как показывают экспериментальные исследования, существует тесная функциональная связь и противоречивое единство между ролью и характером соответствующих ей действий ребенка.
2. Методические аспекты процесса формирования предметно-игровых действий у детей с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Состояние игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью
Цель исследования: изучить особенности предметно-игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Исследование проводилось на базе: ГУО «Ясли-сад №7 города Витебска».
В эксперименте участвовали, дети в возрасте 4 - 6 лет, в количестве 15 детей с интеллектуальной недостаточностью (Приложение А).
В основу исследования положена гипотеза: уровень овладения игровой деятельностью дошкольников с интеллектуальной недостаточностью воспитывающихся в учреждении дошкольного образования, имеет свои особенности. Игровая деятельность у исследуемой категории детей не возникает стихийно, а требует специального обучения.
Эксперимент проводился в знакомой для детей обстановке, в дневное время. С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, я определяла уровень развития игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Нами была выбрана методика Н.Ф. Комаровой «Диагностика игры детей» для детей с интеллектуальной недостаточностью (Приложение Б) [13].
Интерпретация результатов
Высокий уровень. Идея игры возникает в основном по собственной инициативе ребенка, только в некоторых случаях на помощь приходит взрослый. В игре он отображает знакомые ему события, комбинируя их друг с другом. Интересные события могут повторяться в игре много раз. Он задает игровые задания самостоятельно, только иногда требуется небольшая помощь взрослого. Количество заданий в игре варьируется от 1 до 5-6. Они могут быть взаимосвязаны и разъединены. У ребенка сформированы объектные способы решения игровых заданий. Игровые действия с игрушками разнообразны и могут быть как расширенными, так и обобщенными. Ребенок самостоятельно использует в играх знакомые и новые заменители и воображаемые объекты.
Заключение
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Предметно-игровая деятельность – это деятельность со смыслами предметов, что сближает ее с игрой. В то же время в рамках предметно-игровой деятельности социальное назначение предмета не игнорируется, напротив, отражение общественной функции предмета представляет основное содержание данной деятельности, что дает основание считать ее предметной.
Развитие предметно-игровой деятельности у детей с нормой развития происходит постепенно, с усложнением структуры и правил игры. Большое количество исследователей обращают внимание на тему «игровая деятельность дошкольников». Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных программой воспитания и обучении в деском саду в наиболее приемлемой для детей форме. Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления.
Игра является неотъемлемой составляющей жизни детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Недостаточное развитие их игровой активности оказывается «запрограммированным» уже в раннем детстве. Успешное развитие игровой активности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от правильной организации учебной игры. Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью находят слабый и неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Как правило, такие дети не имеют любимых игрушек, они выполняют игровые действия с теми, которые в данный момент входят в их поле зрения или которые привлекают их своей внешностью, а не возможностью реализовать конкретный план, как это происходит в нормально развивающихся детях второго-третьего года жизни.
Во второй главе работы было проведено исследование особенностей предметно-игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью. Большинство детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью имеют низкий уровень формирования предметно-игровой деятельности. В играх ребенок демонстрирует знакомые события, неоднократно повторяет одни и те же ситуации. Объектные способы решения игровых заданий недостаточно сформированы.
1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности у детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М., 2007. – 276 с.
2. Бгажнокова, И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. / И.М. Бгажнокова // Дефектология. – 2005. - № 5. – С. 39-65
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов - М: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
4. Борисоглебская, Н.И. Основы психологической диагностики детей дошкольного возраста / Н.И. Борисоглебская. – М.: Гуманитарное образование. 2003. – 287 с.
5. Валитова, И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста / И.Е. Валитова. – Минск, 2007. – 256 с.
6. Выготский, Л.С. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. – М.: Просвещение, 1956. – 218 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – С. 200–234.
8. Гаврилушкина, Л.Д., Соколова А.В. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / Л.Д. Гаврилушкина, А.В. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 287 с.
9. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб, 2004. – 145 с.
10. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
11. Калининченко, А.В. Развитие игровй детеяльности дошкольников: методтческое пособие / А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – М.: Йцрис-прес, 2004. – 112 с.
12. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение. 2004. – 265 с.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2011. – 416 с.
14. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. – Н-Новгород: НГПИ им. Горького, 2002. – 21 с.
15. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие / А.Р. Маллер. – М.: АРКТМ, 2000. – 155 с.
16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Линка – Пресс, 2009. – 96 с.
17. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – Москва: Просвещение,2005. – 239 с.
18. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 11 – 15.
19. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. – СПб., 2006. – 215 с.
20. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 2004. – 210 с.
21. Радуга. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада. – Сост. Т.Н. Доронова. – М., 2003. – 278 с.
22. Щербакова, А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития / А.М. Щербакова. – М., 2002. – 190 с.
23. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитанное / О. Шпек. –М.. 2003. – 174 с.
24. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. Педагогика, 2008. – 314 с.