ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 23.34 «НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
ГЛАВА 3 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ОВД ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Охрана общественного порядка согласно Закону об ОВД – одна из их задач, вопрос о решении которой особо остро актуализируется при проведении массовых мероприятий. Большое скопление людей требует от ОВД максимальной концентрации сил и средств для обеспечения безопасности в целом. Тема административной ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий имеет особую значимость и является предметом исследования многих ученых.
В Республике Беларусь она освещается в публикациях В.В. Бачилы, Г.А. Василевича, С.Г. Василевича, С.В. Добрияна, В.С. Климчени, В.В. Коляго, А.Н. Крамника, В.А. Круглова, Л.М. Рябцева. Порядок подготовки, организации, проведения и прекращения массовых мероприятий регламентируется Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30 декабря 1997 г. № 114-З (далее – Закон о массовых мероприятиях), где указываются также обязанности организаторов и участников мероприятий, перечисляются меры по обеспечению общественного порядка при проведении массового мероприятия.
Так, согласно указанному Закону к ним относятся: собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование и иные массовые мероприятия; спортивные, культурно-зрелищные, иные зрелищные, религиозные мероприятия, проводимые в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом либо в помещениях.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования института административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Регулирование общественных отношений, складывающихся при организации и проведении массовых и публичных мероприятий, в т.ч. и обеспечение правопорядка при их проведении, в той или иной мере представлено и в законодательных нормах зарубежных государств. В частности, достаточно интересен опыт нормативного регулирования названной сферы общественных отношений в Республике Беларусь. В данном государстве право граждан на мирные массовые акции, так же как и в Российской Федерации, закреплено в национальной Конституции. Так, статья 35 Конституции Республики Беларусь гарантирует своим гражданам свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок [12].
Основой нормативного регулирования порядка проведения массовых акций в данном государстве является Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» [7, с. 315]. Порядок организации массовых мероприятий определяется исходя из заявленного количества участников.
Так, при численности участников до 1000 человек их организатором может выступать гражданин Республики Беларусь, достигший 18-летнего возраста и обладающий избирательным правом. Организаторами массовых мероприятий при участии более 1000 человек могут являться лишь коллективные субъекты – политические партии, профессиональные союзы или организации. Лица, выступающие в качестве организаторов массовых мероприятий, должны соответствовать ряду условий, соблюдение которых является обязательными.
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 23.34 «НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
Массовое мероприятие – собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие.
Иное массовое мероприятие – спортивное, культурно-массовое, иное зрелищное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении.
На основании статей 4 – 12 Закона Республики Беларусь от 30.12.1997 N 114-З “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь” (далее – Закон “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь”) организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие до 1000 человек, и иного массового мероприятия независимо от количества предполагаемых участников могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом, указанные в данном качестве в заявлении о проведении массового мероприятия и принявшие обязательство в письменной форме по его организации и проведению, а также политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь, зарегистрированные в установленном порядке.
Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь [11, с. 231].
Заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором (организаторами) в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия, если иное не предусмотрено частями второй и третьей статьи 5 Закона “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь”.
ГЛАВА 3 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ОВД ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий является одним из важнейших направлений административной деятельности органов внутренних дел (ОВД), направленных на реализацию законодательства, защиту жизни, здоровья, чести, достоинства человека и гражданина, нравственности, других прав и свобод, собственности физических и юридических лиц от противоправных посягательств, а также от противоправных деяний, связанных с использованием источников повышенной опасности, стихийных сил природы и др. [1, с. 95].
Многообразие задач и функций, выполняемых ОВД в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, обусловливает использование различных административно-правовых форм, от выбора которых во многом зависит эффективность всей управленческой деятельности.
При этом должностные лица ОВД, осуществляя управленческую деятельность, используют административно-правовые формы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами, позволяющие непрерывно, целенаправленно и эффективно воздействовать на объект управления, выполнять функции управления, достигать целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени. Применение форм деятельности, не регламентированных нормативными правовыми актами, может повлечь ответственность должностных лиц в порядке, установленном законодательством.
В связи с этим представляется актуальным проведение научного анализа административно-правовых форм деятельности ОВД, исследование их содержания и определение понятия «административно-правовая форма деятельности ОВД» применительно к сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулирование общественных отношений, складывающихся при организации и проведении массовых и публичных мероприятий, в т.ч. и обеспечение правопорядка при их проведении, в той или иной мере представлено и в законодательных нормах зарубежных государств. В частности, достаточно интересен опыт нормативного регулирования названной сферы общественных отношений в Республике Беларусь. В данном государстве право граждан на мирные массовые акции, так же как и в Российской Федерации, закреплено в национальной Конституции. Так, статья 35 Конституции Республики Беларусь гарантирует своим гражданам свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок. Основой нормативного регулирования порядка проведения массовых акций в данном государстве является Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Порядок организации массовых мероприятий определяется исходя из заявленного количества участников.
Административно-правовая форма деятельности ОВД представляет собой внешнее организационно-правовое, практическое выражение управленческой деятельности, совершаемое ОВД (должностным лицом) в пределах его компетенции, направленное на выполнение задач по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах, создание условий для реализации прав и свобод граждан, защиту жизни, здоровья, чести, достоинства человека и гражданина, нравственности, собственности физических и юридических лиц от противоправных посягательств, которое вызывает последствия юридического характера или имеет определенное юридическое значение;
основными административно-правовыми формами деятельности ОВД являются принятие (издание) нормативных правовых актов;
1. Административное право Республики Беларусь: конспект лекций:в 2 ч.Ч.2. Административно-деликтное право. Процессуально-исполнительное право.-Минск: Изд.центр БГУ, 2013. - 67 с.
2. Административное право: Часть 2. Административно-деликтное право. Процессуально-исполнительное право: учеб. пособие / под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой – Минск: Академия МВД, 2013. – 454 с.
3. Административно-правовая охрана общественного порядка при проведении публичных мероприятий в странах СНГ / М.М. Звягин [и др.]. – Домодедово : ВИПК МВД России, 2018. – 127 с.
4. Гавриленко, Д.А. Административно-деликтное право : учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко ; под ред. Д.А. Гавриленко. – Минск : Амалфея, 2012. – 416 с.
5. Гаўрыленка, Д.А. Асноўныя формы рэалiзацыi кампетэнцыi мiнiстэрстваў Рэспублiкi Беларусь / Д.А. Гаўрыленка, I.У. Казелецкi // Вес. НАН Беларусi. – 2002. – № 4. – С. 19–25.
6. Жильский, Н.Н. Взаимодействие служб МВД в процессе обеспечения общественного порядка и безопасности граждан: проблемы теории и практики / Н.Н Жильский ; под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб. : С.-Петерб. ун-т МВД России, 2016. – 194 с.
7. Климченя, В. С. Классификация угроз и рисков в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий / В. С. Климченя // Теоретические и прикладные аспекты современной юридической науки : сб. материалов Междунар. науч.- практ. конф., посвящ. памяти проф. В. И. Семенкова, Минск, 11 дек. 2015 г. / Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь ; редкол.: С. М. Сивец [и др.]. – Минск, 2015. – С. 314–316.
8. Климченя, В. С. Понятие и содержание административно-правового обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий / В. С. Климченя // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию милиции Беларуси, Минск, 10 февр. 2017 г. / Акад. МВД Респ. Беларусь ; редкол.: А. В. Яскевич (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2017. – С. 99–100.
9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 276-З)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020. –№ 63. – 2/946.
10. Козелецкий, И.В. Министерство Республики Беларусь в системе органов исполнительной власти / И.В. Козелецкий. – Минск : Право и экономика, 2006. – 142 с.
11. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях / В.В. Бачила, В.В. Коляго – Минск: Амалфея, 2014. – 1072 с.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
13. Крамник, А.Н. Административное право. Ч.2. Административно-деликтное право. Общая часть: пособие для студентов высш. учеб. заведений по юрид. специальностям / А.Н. Крамник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 379 с.
14. Круглов, В. А. Административная ответственность : общие положения : [учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений] / В. А. Круглов. - Минск : Амалфея, 2014. - 159 с.
15. Круглов, В. А. Комментарий к Процессуально-исполнительному кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях / В. А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2017. – 639 с.
16. Омаева, Ж.З. Формы и методы административно-правовой деятельности милиции общественной безопасности в современных условиях : дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / Ж.З. Омаева ; Акад. упр. МВД России. – М., 1999. – 234 л.
17. Рябцев, Л. М. Конституционно-правовые аспекты обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий / Л. М. Рябцев, В. С. Климченя // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2015. – № 2. – С. 94–105.
18. Рябцев, Л.М. Общественный порядок и безопасность при проведении массовых мероприятий / Л.М. Рябцев, В.С. Климченя // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2018. – № 7. – С. 99.
19. Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Казахстан [Электронный ресурс] : [заключено в г. Астане 24.05.2011] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Старилов, Ю.Н. Курс общего административного права : в 3 т. / Ю.Н. Старилов. – Т. 2 : Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. – М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – 600 с.