ВВЕДЕНИЕ
1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-ДЕЖУРНЫХ СЛУЖБ ОВД
2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНО-ДЕЖУРНЫХ СЛУЖБ ОВД
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНО-ДЕЖУРНЫХ СЛУЖБ ОВД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В частности в экономике, политике, в сфере совершенствования законодательства и нормативной правовой базы. Данные изменения влекут за собой последствия как позитивного, так и негативного плана. Но если брать изменения законодательства в правоохранительной сфере, то они не привели к коренному изменению состояния уровня преступности.
Так, начиная с 2010 года была устойчивая тенденция к снижению уровня преступности, но не смотря на предпринимаемые меры в 2015 году произошел рост уровня преступности, который в 2016 году удалось преодолеть.
Так:
В 2016 году подразделениями милиции зарегистрировано 216 тысяч преступлений, что примерно на 10% меньше прошлогоднего уровня. Также органами внутренних дел рассмотрено 30,5 млн. заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что на 0,3% меньше, чем за 2015 год.
В январе декабре 2015 года органами внутренних дел рассмотрено 30,59 млн. заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что на 3,9% больше, чем за двенадцать месяцев 2014 года.
В 2015 году зарегистрировано 2352,1 тыс. преступлений, или на 8,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В январе декабре 2014 года органами внутренних дел рассмотрено 2,928 млн. заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что на 3,3% больше, чем за двенадцать месяцев 2013 года.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с деятельностью оперативно-дежурных служб.
1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-ДЕЖУРНЫХ СЛУЖБ ОВД
В современной Беларуси происходят системные изменения в различных
В 2014 году зарегистрировано 2166,4 тыс. преступлений, или на 1,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года [1].
Высокий уровень преступности может свидетельствовать о серьезной угрозе для жизни, здоровья и имущества граждан, для общества и государства, и в целом национальной безопасности.
Однако, ряд авторов отмечают, что искаженный вид информации живет и процветает у нас в правоохранительной системе около 100 лет [2].
Стоит отметить, что уже более 6 лет происходит реформирование системы МВД, что привело к оптимизации штатной численности ее состава.
Вместе с тем, несмотря на снижение численного состава, совершенствуются формы работы сотрудников МВД, а также принимаются меры к обеспечению законности и служебной дисциплины, что является важным направление деятельности всей системы.
Кроме того, одной из основных задач проведения реформы является восстановление утраченного доверия граждан к органам внутренних дел, в том числе путем исключения практики укрытия преступлений от регистрации.
Однако, при всех предпринимаемых государством мерах следует признать, что правоохранительные органы в данный момент не в состоянии гарантировать значительной части населения страны социально приемлемый уровень борьбы с преступными проявлениями, осуществлять эффективную предупредительно-профилактическую работу.
Более того, Р. Акутаев отмечает, что управляемая статистика преступности устраивает и руководство страны. Оно не может не знать, что в противном случае – при реальных цифрах уголовной статистики – пришлось бы существенно, т.е. в разы увеличить бюджетные расходы (людские, материальные, финансовые и т.д.) на противодействие преступности [3].
2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНО-ДЕЖУРНЫХ СЛУЖБ ОВД
При рассмотрении вопросов предупреждения отдельных ситуаций нарушения законности в деятельности сотрудников оперативно-дежурных служб территориальных органов МВД целесообразно определиться с основным содержанием понятия «законность». В русском языке слово «законность» означает «соблюдение законов, положение, при котором жизнь общества охраняется законами» [3, с. 203]. При определении содержания понятия законности следует исходить из того, что данное понятие связано с обеспечением должного, правильного, требуемого варианта поведения сотрудника милиции [4, с. 6].
Важнейшим оперативным подразделением любого территориального органа МВД является оперативно-дежурная служба, в которую в любое время суток гражданин имеет право обращаться за помощью для восстановления и защиты нарушенных прав. Известно, что от эффективности работы оперативно-дежурной службы во многом зависят результаты деятельности территориального ОВД. Более того, оперативно-дежурные службы территориальных органов МВД, являясь центрами оперативного реагирования, в полном объеме испытывают на себе воздействие всех происходящих в стране преобразований и реформ, возрастания социально-политической активности населения, увеличения числа особо тяжких преступлений [5, с. 4].
Нарушением законности в деятельности сотрудников оперативно-дежурных служб территориальных органов МВД следует считать, например:
1) нарушения учетно-регистрационной дисциплины, в том числе не реагирование сотрудников оперативно-дежурных служб территориальных органов МВД на заявления и сообщения граждан о фактах совершения преступлений или административных правонарушений.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНО-ДЕЖУРНЫХ СЛУЖБ ОВД
Подразделения оперативно-дежурных служб являются важнейшими элементами системы управления. Они осуществляют управление комплексными силами и средствами органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах, и от эффективности их работы во многом зависит успешная деятельность других подразделений.
Современная оперативно-дежурная служба, занимая важное место в структуре территориального органа МВД, является самостоятельным многофункциональным подразделением. Ее самостоятельность определяется специфическим социальным назначением, отличающимся от других подразделений ОВД, организационно-структурной определенностью в системе МВД, строгой нормативной правовой регламентацией деятельности.
Необходимо отметить, что ведомственными нормативными правовыми актами на оперативно-дежурные службы органов внутренних дел возложен достаточно широкий и разнообразный круг задач. В оперативно-дежурные службы сходятся все потоки сигналов и сообщений об оперативной обстановке, на них выведены системы оперативной связи, сосредоточены оперативные планы по реагированию на чрезвычайные происшествия и критические ситуации. Сотрудники оперативно-дежурных служб обеспечивают сохранность специальных средств, вооружения, осуществляют его выдачу личному составу органов внутренних дел для несения службы по охране общественного порядка, выполняют обязанности по всестороннему разбирательству с гражданами, доставленными в оперативно-дежурные службы, и содержанию правонарушителей в специальных помещениях для задержанных лиц.
При этом оперативно-дежурная служба призвана выполнять свои функциональные обязанности не только путем непосредственного исполнения, но и путем оперативного руководства и контроля за деятельностью сотрудников иных подразделений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Предлагаем следующие мероприятия организационного характера по предупреждению ситуаций связанных с нарушением законности, это:
1. Ежеквартальное проведение семинар-совещаний с сотрудниками оперативно-дежурных служб, сотрудниками оперативных отделов (отделений) и сотрудниками иных заинтересованных подразделений с изучением обзоров и указаний.
2. Усиление контроля со стороны аппаратов управления территориальных органов МВД за надлежащим приемом и регистрацией сообщений, в том числе путем увеличения количества выездов в подчиненные подразделения.
3. Проведение «легендированных» проверок.
4. Усиление кадровой составляющей оперативно-дежурных служб, за счет привлечения квалифицированных сотрудников.
5. Систематическое направление сотрудников оперативно-дежурных служб на курсы повышения квалификации.
6. Рассмотрение возможности увеличения количества наружных нарядов для неотложного реагирования на сообщения.
2. Предупреждение подобных ситуаций должно быть связано с ужесточением контроля за состоянием дисциплины и законности в служебных коллективах оперативно-дежурных служб территориальных органов МВД, а также принятием следующих мер профилактического характера:
1)выявление и устранение ответственными должностными лицами ОВД причин и условий, способствующих совершению нарушений законности в деятельности сотрудников оперативно-дежурных служб территориальных органов МВД;
2)совершенствование профессиональной служебной подготовки и формирование знаний, умений и навыков обеспечения законности в деятельности сотрудников оперативно-дежурных служб территориальных органов МВД при обучении и в ходе выполнения служебных обязанностей.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амальтея, 2005. - 48 с.
2. Уголовный кодекс Белорусской ССР: принят четвертой сессией Верховного Совета БССР пятого созыва 29 декабря. 1960 (СЗ БССР, 1960, № 1, ст. 4) // Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь [Электронный ресурс] - Минск, 2017. - Режим доступа: http://pravo.by/ImgPravo/pdf/UK_BSSR_1960.pdf.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: утвержден. Совет Респ. 24 июня 1999 г .: красным от 18 июля 2017 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь. - Минск, 2019.
4. Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь: принят Палатой представителей 29 мая 2002 года: утвержден. Совет Респ. 6 июня 2002 г .: от 10 января 2015 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь. - Минск, 2019.
5. О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с угонами транспортных средств и обеспечении их возврата. Закон Республики Беларусь от 05.05.2010 № 116-3 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь. - Минск, 2019.
6. Лукашов А.И. Вопросы применения уголовного права в нормативных актах, документах и материалах / А.И. Лукашов Е.А. Саркисова Мн .: РИООО Репринт, 1998. - 528 с.
7. Лазарев, Н. Михайлов, В. «Дизайнеры» умозрительной моды / Н. Лазарев, В. Михайлов // Молодой коммунист. - 1984. - № 1. - с. 90.
8. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1974, № ХХVII. - п. 292.
9. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М., 1975, № XXIX.
10. Актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом: Материалы III Международной научно-практической конференции, г. Витебск: В 3 т. / Витебский филиал Международного университета «МИТСО»; От редакции: А.Л. Дединкин (гл. Ред.) [И др.]. - Витебск, 2016. - Вып. 2. - 413 с.
11. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, А.В. Барков и др.: Под общ. редактор СРЕДНИЙ. Барков. - мн.; Тесей, 2003. - 1198 с.
12. Плодовский Ю. V. Проблемы отграничения угона автомобиля от владения автомобилем без цели угона (угона) / Ю.А. В. Плодовский // Юридические науки. - 2012. - № 3. - с. 62-66.
13. Хомич, В.М. Уголовная ответственность за угон транспортных средств / В.М. Хомич - Минск: Издательство БГУ, 1982. - 94 с.
14. Колесников Р.В., Кравцов И.А. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, совершивших угон транспортных средств / Р.В. Колесников И.А. Кравцов // Вестник Воронежского института МВД России. - 2015. - № 4. - с. 68-74.
15. Почвак, И.О. Угон транспортного средства или малогабаритного водного судна / И.О. Почвак. Белорусская юридическая энциклопедия. - в 4 т. Т. 4. Т-Я. Минск, 2013. - с. 88-90.
16. Закон и демократия: сб. научная работа. Выпуск 18 / выпуск В.Н. Бибило (ред.) И др. - Минск: БГУ, 2007. - 348 с.
17. Примаченок А.А. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: включая изменения и дополнения, внесенные в Уголовный кодекс от 25 марта 2010 г. / А. А. Примаченок. 8-е изд., Измена. и добавить. - Минск: Молодежь, 2010. - 175 с.
18. Научно-практический журнал Pravо.by - №3, 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ncpi.gov.by/produkcia/pravo%20by.aspx.
19. Кудряшов, А. В. Угон автотранспортных средств: предмет преступления и некоторые проблемы квалификации / А. В. Кудряшов // Правопорядок: история, теория, практика. - 2017. - № 1 (12). - п. 3739.
20. Кудряшов А.В. Угон автотранспортных средств: вопросы квалификации, уголовное право и криминологические контрмеры: автореф. дис. Канд. юридические науки: 12.00.08 / А.В. Кудряшов. - Минск: 2004, 30 с.