Приобретение,осуществление и прекращение права собственности граждан на оружие и обеспечение их реализации органами внутренних дел
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Приобретение,осуществление и прекращение права собственности граждан на оружие и обеспечение их реализации органами внутренних дел»
по дисциплине: «Гражданское право»
2020
45.00 BYN
Приобретение,осуществление и прекращение права собственности граждан на оружие и обеспечение их реализации органами внутренних дел
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОРУЖИЕ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН НА ОРУЖИЕ
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОБОРОТ ОРУЖИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В Конституции Республики Беларусь закреплено положение о том, что Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок на своей территории (ч.3 ст.1). Из данной конституционной нормы следует, что обеспечение необходимого уровня безопасности личности и общества является одной из приоритетных задач государства. Значительный общественный резонанс имеют происшествия и преступления, при пресечении которых сотрудники органов внутренних дел (далее – ОВД) вынуждены прибегать к применению (использованию) огнестрельного оружия. В случаях, если такое применение (использование) имеет неправомерный характер, то это порождает недоверие граждан к правоохранительной системе государства.
Легитимное насилие является неотъемлемым атрибутом осуществления государственного управления. Реализация такого права может осуществляться в отношении лица или группы лиц, посягающих на безопасность граждан, общества и государства, препятствующих осуществлению установленных законом прав и обязанностей государственных органов и их представителей.
В настоящее время общепринятых критериев их оценки не существует. При этом воздействие на правонарушителя может характеризоваться широким объемом средств и методов в зависимости от обстоятельств.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования приобретения, осуществления и прекращения права собственности граждан на оружие и обеспечение их реализации органами внутренних дел.
Предметом изучения выступают ряд национальных и зарубежных нормативно-правовых актов в рассматриваемой области, а также труды ученых-цивилистов в рамках заданной темы.
ГЛАВА 1. ОРУЖИЕ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Такое понятие как «правовой режим» вызывает определенный интерес в теории гражданского права. Каждая вещь, как объект гражданского права, имеет свой гражданско-правовой режим. Гражданско-правовой режим оружия, как особой вещи, обладающей разрушительными свойствами и индивидуальными характеристиками, требует особого внимания. Необходимость регулирования отношений, возникающих по поводу оборота оружия, со стороны публичной власти продиктована тем, что полезные свойства таких объектов при неблагоприятных обстоятельствах часто применяются во вред охраняемым интересам граждан, представляют опасность для общества и государства. В любом государстве мира существует реальная необходимость создания правил и условий оборота оружия, закрепления специального режима владения, пользования и распоряжения такими объектами.
В нормативных правовых актах Республики Беларусь, понятие «правовой режим» отсутствует. Указанное понятие разрабатывается наукой гражданского права. Полагаем, что для того, чтобы выявить сущностные характеристики рассматриваемого понятия, необходимо обратиться к этимологии понятия «гражданско-правовой режим». В толковом словаре С. И. Ожегова дано одно из понятий «режим» как условия деятельности, работы, существования чего-нибудь [14].
Для рассматриваемого нами понятия необходимо взять за основу часть разработанного С. И. Ожеговым понятия. Режим, в нашем понимании, это условия существования такого объекта гражданских прав, как оружие. Правовой режим в свою очередь складывается из права и режима, установленного для реализации этого права. Понятие права в обобщенном понимании дано С. И. Ожеговым как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы [14].
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН НА ОРУЖИЕ
В соответствии с Конституцией Республики, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей целью и ценностью общества и нашего государства (ст. 2 Конституции) и своими конституционными правами субъект пользуется без какого-либо специального разрешения.
Право граждан на оборот гражданского оружия не относится к закрепленным в Конституции правам, не является абсолютным и может быть ограничено законом, но только в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 23 Конституции). Тем не менее, не будучи конституционно закрепленным, право граждан иметь в собственности гражданское оружие на законных основаниях не исключается нормами Конституции [6].
Анализ норм Конституции позволяет выделить следующие принципы и гарантии обеспечения права граждан Республики Беларусь на участие в обороте гражданского оружия: Республика Беларусь как правовое государство обеспечивает законность и правопорядок (ч. 1, 3 ст. 1); человек, его права и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ч. 1 ст. 2); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (ч. 3 ст. 21); государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств (ч. 2 ст. 24); Республика Беларусь гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению (ст. 44) и иные [6].
Современное социальное государство обязано создавать необходимые условия для беспрепятственной реализации каждым человеком права на защиту своей жизни и здоровья, в том числе наделяя правом граждан на владение гражданским оружием, тем самым обеспечивая их «свободу развития, ощущение разумной безопасности».
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОБОРОТ ОРУЖИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
В настоящее время, на наш взгляд, существует объективная необходимость в корректировке некоторых положений Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел» (далее – Закон об ОВД), в частности норм, закрепляющих порядок применения (использования) сотрудниками ОВД огнестрельного оружия. Это обусловлено рядом объективных причин, требующих более углубленного изучения, поскольку проблема восприятия права всегда опосредована его текстуальной формой и выступает в классическом виде как проблема юридического толкования [10].
Так, в ст. 29 Закона об ОВД предусмотрены два основополагающих понятия – «применение» и «использование», которые обычно употребляются в повседневной деятельности как сотрудниками ОВД, так и иными правоприменительными органами при даче правовой оценки действиям сотрудника ОВД при применении (использовании) им огнестрельного оружия. Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» закреплена иерархия системы нормативных правовых актов Республики Беларусь, включающая в том числе технические нормативные правовые акты. К последним относится и Межгосударственный стандарт СТБ 28653-90 «Оружие стрелковое. Термины и определения» (далее – ГОСТ) [10].
Данный стандарт устанавливает термины и определения в области понятий огнестрельного оружия, обязательные при выпуске и эксплуатации ручного стрелкового огнестрельного оружия. В указанном выше ГОСТе содержатся следующие термины и их определения: «выстрел – процесс выбрасывания метаемого элемента из канала ствола»; «стрельба – осуществление с определенной целью выстрелов (выстрела) из стрелкового оружия в совокупности с подготовительными, сопровождающими и завершающими их процессами и приемами». Из анализа данных положений вытекает, что термин «стрельба» включает в себя выстрел, ориентированный полет пули по некоторой траектории и поражение цели как завершающий процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо сделать следующие выводы: право граждан на оборот гражданского оружия является производным и обусловлено положениями иных, предусмотренных Конституцией прав и свобод граждан, направленных, в частности, на защиту жизни и здоровья человека, реализацию права собственности, обеспечение законности и правопорядка; основу правового обеспечения оборота гражданского оружия составляет Закон «Об оружии», реализация норм которого обеспечивается значительным количеством актов законодательства, требующих, как показало исследование, научно обоснованной систематизации; современный этап законодательного обеспечения права граждан на участие в обороте гражданского оружия характеризуется либерализацией норм национального права.
Гражданско-правовой режим оружия – это совокупность юридических правил, устанавливающих положение оружия в гражданском обороте. Мы говорим о совокупности юридических правил, а не о системе ввиду того, что в настоящее время юридические правила, устанавливающие положение оружия в гражданском обороте не систематизированы. Кроме ГК и Закона, существует большое количество внутренних нормативных актов, устанавливающих гражданско-правовой режим оружия в зависимости от его вида.
Изложенное в третьей главе позволяет сделать следующие выводы.
1. Из анализа положений нормативных правовых актов, устанавливающих пределы правомерного применения (использования) сотрудником ОВД огнестрельного оружия, следует, что они носят неопределенный характер, не отражают технической сущности рассматриваемых явлений и процессов.
2. Последствия применения (результат стрельбы) огнестрельного оружия сотрудником ОВД в каждом конкретном случае носят в значительной мере случайный (вероятностный) характер, поскольку они обусловлены различными факторами, учесть и повлиять на которые невозможно по объективным причинам.
1. Алексеев, С. С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. – М.: Статут, 1999. – 712 с.
2. Суханов, С.А. Теория права. М., 1995. – С. 209.
3. Бахрах, Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М., 1996. С. 201.
4. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: науч.-практ. комментарий / Г.А. Василевич. Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. – С. 487.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 дек. 2016 г. – Минск: Амалфея, 2016. – 483 с.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2020.
7. Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] / МВД Респ. Беларусь. Режим доступа: http://mvd.gov.by
8. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оборота оружия и осуществления охранной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 04.05.2012. № 360-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
9. О регистрации не учтенного в установленном порядке гражданского оружия: Указ Президента Респ. Беларусь, 24.04.2014. № 185 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
10. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17.07.2007. № 263-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
11. Об органах внутренних дел: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-3.
12. Об оружии [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 13 нояб. 2001 г., № 61-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20 апр. 2016 г. № 358-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
13. Об утверждении Инструкции по организации деятельности участкового инспектора милиции: приказ М-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 24.01.2012 г. № 20: в ред. приказа М-ва внутр. дел Респ. Беларусь от 28.02.2014 г. № 58.
14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов. – М., 2008. – Режим доступа: http://slovarozhegova.ru.
15. Петракова Л. В., Гааг И. А. Проблемы правового регулирования применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4 (60).
16. Пырчев С. В. Организация взаимодействия руководителем территориального органа МВД России на региональном уровне со структурными подразделениями, общественными организациями и средствами массовой информации по физической подготовке // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы: материалы международной научно-практической конференции 6 июня 2018 г. М.: Академия управления МВД России, 2020.
17. Рябцев, Л.М. Административно-правовые проблемы обеспечения прав человека органами милиции: дис. д-ра юрид. наук / Л.М. Рябцев. Минск, 2001. С. 252.
18. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 09.07.1999 г., № 275-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
19. Филиппов О. Ю. Новеллы правового регулирования применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции // Научный вестник Омской академии МВД России. 2015. № 4 (59)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты