ВВЕДЕНИЕ
Уголовный кодекс определяет действие уголовного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовое решение вопроса о пределах действия закона является необходимым условием его правильного понимания и применения. Установленные на этот счет правовые нормы служат важной гарантией обеспечения свободы поведения человека в обществе, предоставляют ему возможность согласовывать свои действия и поступки с предписаниями закона.
Вопросы применения уголовного права, а, соответственно, и уголовного закона представляют собой часть общеправовой проблемы и проблемы действия этого закона в пространстве, во времени и по кругу лиц не являются исключениями.
Поэтому столь важно определить территорию, на которой действует данный закон, время, с которого это действие начинается и заканчивается, а также круг лиц, на которых распространяется уголовное право.
Данная тема актуальна, прежде всего, потому, что ею затрагивается вопрос применения закона. Того закона, которым определяется наказание, общественная опасность действий того или иного лица. Ошибочное же применение уголовного закона, может привести к ошибкам в уголовном процессе и неверному наказанию лиц, что просто недопустимо. Изучение вопросов действия уголовного права является актуальным в наши дни также потому, что в свете развития международных отношений встаёт остро вопрос о том, как работает уголовный закон в отношении представителей дипломатических миссий, консулов и так далее.
Цель исследования состоит в определении уголовного закона по времени его действий.
Для достижения данной цели следует выполнить следующие задачи, а именно определить:
- как собственно само действие закона во времени;
- так и действие его в виде обратной силы закона;
- выделить соучастие и определить его в рамках рассматриваемой темы.
Проблемы определения особенностей действия уголовного права во времени, в пространстве и по кругу лиц уже достаточно широко разработаны в юридической литературе, как отечественными учеными, так и представителями зарубежной науки.
И на современном этапе проблемам действия уголовного закона уделяется довольно пристальное внимание среди многих ученых-правоведов. В их числе Н. А. Бабий, В. Т. Батычко, Ю. А. Борщев, Н. Н. Бушило, И. Я. Козаченко, В. С. Комиссаров, Н. Е. Крылова, О. Ф. Скакун, И. М. Тяжкова, И. В. Шепелев и другие.
1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ. ОСОБЕННОСТИ ВСТУПЛЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА И ЕГО УТРАТА
Разумеется, действие уголовного закона во времени – одна из важнейших его характеристик, в том числе и ввиду того факта, что его действие ограничивается как временными рамками, так и особенностями законодательства касательно того вопроса, вступил ли он в законную силу, какой закон он заменил, а также ухудшил или улучшил оно правовое положение лица, которого он касается.
Определяя пределы действия нормативного правового акта во времени, правовед Г. Ф. Шершеневич выделил три фактора, определяющие пределы такого действия:
- момент, с которого начинается действие (начало действия);
- время, на протяжении которого действует нормативный правовой акт(продолжительность действия);
- момент, которым завершается действие (истечение действия) [11, с. 384].
Для установления возможности применить уголовный закон к каждому конкретному случаю следует учесть такие аспекты, как время в виде:
- времени действия уголовного закона;
- времени совершения преступления.
Итак, время действия уголовного закона определяется вступлением уголовного закона в силу и прекращением его действия.
Вступление в силу уголовного закона определено законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Нормативные правовые акты вступают в силу:
- в момент, когда были приняты;
- в момент, указанный в самом акте;
- в момент, когда истек определенный срок [10, с. 175].
2 СОУЧАСТИЕ И ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
УК в отличие от УК 1960 г. закреплен единый стандарт понимания соучастия, а также форм, в которых оно выражается, которое имеет квалифицирующее значение в статьях УК нашего государства.
Так, уголовная ответственность за совершение преступления, если оно совершено не одним человеком, а их группой в зависимости также от:
- наличия предварительного сговора;
- отсутствия предварительного сговора,
А также совершение его организованной группой ограничивается институтом соучастия, установленным в УК.
Разумеется, групповое преступление, его совершение возможно также и вне соучастия, например, вместе с лицами, которые не могут привлечены к уголовной ответственности, так как не являются ее субъектами ввиду как возраста, так и психических особенностей, а также лица, которые после оказались невиновными в совершении такого преступления.
Однако, например, в период до реформы уголовного закона судебная практика исходит из того, что группа при совершении преступления, ее понятие – группа, образующая или же не образующая соучастие в преступлении. То есть в названный период соучастие выходило за пределы, указанные на данный момент в законодательстве нашего государства.
Так, старая трактовка получала свое распространение в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, а после – в постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и получала свое распространение в следующем: в независимости от того, что иные участники преступления не подлежат уголовной ответственности ввиду возраста или же невменяемости.
Так, уголовно-правовой доктриной почти всегда отождествлялась преступная группа с соучастием, все же судебная практика соблюдала требования уголовного закона.
3 ОБРАТНАЯ СИЛА УГОЛОВНОГО ЗАКОНА
Статья 104 Конституции нашего государства говорит о том, что закон не обладает обратной силой, кроме тех случаев, когда законом смягчается ответственность или ответственность вовсе отменяется.
В ходе развития такого конституционного положения также установлено, что закон, который устранил преступность деяния, смягчил наказание или же иным образом улучшивший положение лица, которое совершило преступление имеет обратную силу, то есть имеет свое распространение на лиц, которые совершили преступление до того, как закон вступил в силу, то есть, например, на лиц, которые отбыли или отбывают наказание, но еще имеют судимость.
С того дня, когда такой закон вступил в силу, такое деяние уже не преступно. Закон, который установил преступность, усилил наказание или иным образом ухудшил положение лица, которое совершило деяние обратной силой не обладает.
Данные положения – составляющие таких принципов, как:
- гуманизм;
- справедливость.
В ходе решение вопроса о том, новый уголовный закон более мягкий или более жесткий следует совершить сравнение таких законов.
Так, наиболее благоприятные положения и применяются в случае спорности положений.
Помимо того, что следует сравнить новую и старую санкцию статьи, также следует сравнить, что сам состав преступления не ужесточен в его оценке, то есть по старому закону данное деяние вообще не могло являться преступлением, следовательно, нет смысла говорить о санкции, по новому же закону оно уже может быть преступлением, хотя было совершено до вступления его в силу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, целью работы являлось выявление особенностей действия уголовного права во времени.
Нормы УК, определяющие действие уголовного закона во времени, имеют огромное значение для правильной квалификации, расследования и рассмотрения дела, а также для назначения наказания.
В УК сформулировано общее правило, согласно которому преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Это означает, что, как правило, уголовный закон обратной силы не имеет, то есть распространяется на преступления, совершенные до его вступления в силу.
Таким образом, можно сделать вывод о специфичности уголовного закона в Республике Беларусь, а также о наличии особого правового регулирования действия его во времени.
Разумеется, такой вопрос должен быть особо урегулирован в законодательстве ввиду того, что действие во времени важно для квалификации преступлений, а также для назначения наказаний за совершенное преступление. Так, если на момент совершения деяния оно не являлось преступлением, то такое лицо не подлежит уголовной ответственности.
То же самое касается и жесткости наказания, назначаемое за деяние, которое все же признано уголовным законом преступлением.
Что касается обратной силы уголовного закона, то здесь стоит сказать, что этот принцип означает, что закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе и на отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Также возможно применения обратной силы закона если это прямо предусмотрено в самом законе.
Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Желудков, А.В. Уголовное право. Общая часть: Учебное пособие / А.В. Желудков. – М. : Юрайт, 2000. – 299 с.
3. Лазебник, Ю.В. Уголовное право (Общая часть): Учебное пособие / Ю.В. Лазебник, В.В. Мороз. – Минск : ЗАО «ВЕДЫ», 1997. – 350 с.
4. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, А.В. Барков и др.; Под общ. ред. А.В. Баркова и В.М. Хомича. – Минск : ГИУСТ, 2006. – 505 с.
5. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / под ред. Н.А.Бабий, И.О. Грунтова. – Минск : «ООО-Новое знание», 2002. – 432 с.
6. Савельев В.Д. Преступная группа: вопросы уголовно-правовой интерпретации и ответственности: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2002. С. 7 – 25.
7. Ковалев М.И. Соучастие в преступлении. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. С. 23.
8. Судовы веснiк. 2003. № 3. С. 4–6.
9. Хомич, В.М. Системно-содержательные изменения института соучастия в Уголовном кодексе Беларуси и стандарты законности при квалификации / В.М.Хомич // Судебная практика в контексте принципов законности и права : сб. науч. тр. / редкол.: В.М. Хомич (гл. ред) [и др.]. - Минск : Тесей. 2006. – C. 37-62.
10. Лагун, Д.А. Анализ юридической природы указов президента Республики Беларусь / Д.А. Лагун // Сб. науч. тр. / Право и демократия. – Минск, 2005. – Вып. 16. – С. 42–55.
11. Сенькова, Т.В. Общая теория права : Краткий конспект лекций / Т.В. Сенькова. - Гомель : ГГУ имени Ф.Скорины, 2013. - 26 с.
12. Скакун, О.Ф. Теория государства и права : Учебник / О.Ф. Скакун. – Харьков : Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. - 704 с.
13. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь : Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 февр. 2012 г., № 3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2013. - № 6. - 1/14651.
14. Калинин, С.А. Об официальном опубликовании нормативных правовых актов в Республике Беларусь / С.А. Калинин // Право.by. – 2010. - № 1. – С. 163-167.