Введение
1. Общие положения о ХХ съезде КПСС
2. Влияние ХХ съезда КПСС на Витебщину
3. Особенности ХХ съезда КПСС
Заключение
Список использованных источников
Введение
Двадцатый съезд КПСС стал переломным моментом в истории советского общества. Важным шагом в преодолении культа личности стала массовая политическая работа на местах. 13 марта 1956 года состоялось собрание Крымской областной партийной организации, на котором были определены организационные задачи. Уже 20 марта секретарь Крыма ОК Н.П. Суркин выступил на собрании актива Ялтинской городской партийной организации, в котором приняли участие 638 человек. Речь была построена на докладе Н.С. Хрущев. N.P. Суркин отметил, что ЦК КПСС принял меры по ликвидации последствий сталинского произвола, в результате чего 7 679 человек были полностью реабилитированы. [1, с. 128-129]. Вполне естественно, что на курорте Ялта, согласно документу, не было вопросов или презентаций по отчету.
Такая же работа была проведена в промышленной Керчи, результаты которой были доложены начальнику отдела партийных органов Крымского обкома М.П. Ускову. Доклад подготовил секретарь Керченского городского комитета партии Смородин.
В отличие от Ялты, здесь проводились открытые партийные собрания в соответствии с постановлением ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствиях». В частности, в информации сообщалось, что 18 июля 1956 года из запланированных 144 партийных собраний 62 приняли участие 1793 человека, из которых 944 были членами КПСС, 342 были беспартийными. По итогам встреч выступили 264 гражданина.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с ХХ съездом КПСС.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с ХХ съездом КПСС.
1. Общие положения о ХХ съезде КПСС
На всех прошедших заседаниях присутствовавшие единогласно одобряли Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствиях». Докладчики затронули экономические и социальные вопросы. В поликлинике работники водного хозяйства спросили: «Культ личности - это несчастный случай или необходимое явление?», А Главвторчермет спросил: «Почему доклад Хрущева не был опубликован в прессе?».
Участники встречи в доверии за выполненное задание попросили докладчика уточнить: «Знал ли Сталин, что Берия был врагом народа?», «Какие ошибки совершил Сталин в военных делах?», «Знал ли Сталин, что будет война? «Правильно ли, что Сталин помог Грузии больше, чем другие республики? «Почему в нашей речи Тольятти сказал, что наша партия пошла другим путем? "
Сотрудники Керченского музея попросили уточнить порядок изучения четвертой главы истории партии. В автотранспортном офисе во время встречи они спросили: «Можно ли использовать экономические проблемы Сталина?», «Будет ли переработана литература, восхваляющая Сталина, и почему вопрос о культе личности не поднимался на XIX съезде партии?» ,
На заводе № 532 были заданы неудобные вопросы. В частности, коммунисты коснулись «отражения культа личности в нашей партийной организации» и «почему они не снимают портреты и не убирают памятники Сталину».
Рабочие города также задавали вопросы на митингах: «Почему члены КПСС не рассказали Сталину о позднем созыве пленарных заседаний, съездов?»
На верфи репортер должен был ответить на следующие вопросы: почему виноват только Сталин, а не партия, допустившая культа личности, какая борьба была с культом личности на XX съезде? Кто нес ответственность за смерть выдающихся деятелей?
2. Влияние ХХ съезда КПСС на Витебщину
Документы партийных организаций из фондов Государственного архива Витебской области свидетельствуют, что в обсуждении доклада Н.С. Хрущѐва «О культе личности и его последствиях» к 20 сентября 1956 г. приняло участие на Витебщине около 260 тыс. человек. После прочтения доклада в колхозах и совхозах обсуждение его практически не производилось. В городских парторганизациях задавались сложные вопросы, на которые давались уклончивые ответы. Местные руководители сами затруднялись анализировать доклад. В Улльском районе Витебской области на вопрос «Как считать Cталина?» (так в тексте) отвечали: «Сталин является марксистом. Он провѐл большую работу по защите ленинизма от троцкистских извращений. Врагом народа он не был, он ошибался и считал свои действия направленными на защиту интересов трудящихся, интересов советского государства» [2]. В Освейском районе на вопрос о том, нужно ли снимать портреты Сталина, был дан ответ: «Сталин являлся сильнейшим марксистом, он активно боролся за ленинизм, общеизвестны заслуги Сталина в области строительства социализма. В то же время Сталин злоупотреблял неограниченной властью. Генеральный секретарь ЦК допустил грубейшие ошибки в руководстве партией и страной. Это осуждается ЦК КПСС, а потому становится ясным, что портреты Сталина снимать нет необходимости» [6].
При обсуждении доклада Хрущева в парторганизациях страны, как свидетельствуют архивные документы, Сталину и его деятельности не давалась резкая оценка, а в некоторых случаях присутствовало стремление его оправдать. Приведем отрывок собрания первичной партийной организации Ушачского района Витебской области. На вопрос «Почему Сталин допускал ряд репрессий по отношению к честным партийным и советским работникам?» был дан ответ: «Во-первых, Берия возглавлял органы госбезопасности, и втершись в доверие к Сталину, фабриковал документы на честных коммунистов, которые ему мешали, составлял ложные показания, и поскольку Сталин верил Берии, он давал санкции на репрессии, считая, что это правильно и пойдет на пользу укрепления советского государства, что с укреплением социализма усиливается и борьба с врагами. Во-вторых, многие документы не рассматривались, а за основу брались информации Берии» [2]. Большинство вопросов, задаваемых на собраниях парторганизаций Витебской области, касалось личности Сталина (произведений, высказываний, портретов Сталина), его деятельности как руководителя, роли Сталина в Великой Отечественной войне, репрессий и т.д. Неясность ситуации, растерянность партийных руководителей, неумение отвечать на задаваемые вопросы приводили к мысли, что лучше было бы знакомить с докладом Н.С. Хрущева в строгом партийном кругу, а не перед всем народом.
3. Особенности ХХ съезда КПСС
Как известно, А.В. Калинин является автором ряда очерков и статей, посвященных жизни и творчеству Шолохова: «Встречи», «Народный писатель», «Сын Дона», «Мера вины, Мера расплаты» и другие. место в творчестве А. Калинина «Время тихого Дона», в котором есть подзаголовок: «Книга о жизни и творчестве М. Шолохова». Однако архивные материалы автора, в частности личные письма А.В., также играют очень важную роль в решении этих вопросов. Калинин. Особый интерес здесь представляют полемические материалы, где в условиях активного противостояния мнений, позиций и оценок личности и творчества М. А. Шолохова.
К таким материалам относится давний спор между А. Калининым и В. Овечкиным. В архиве писателя Анатолия Калинина есть черновики двух писем В. Овечкину от апреля 1956 г., посвященных обсуждению открытого письма В. Овечкина М. Шолохова, который автор «Региональных будней» собирался опубликовать в «Литературная газета». Скорее, это можно назвать черновиками одного ответа, но есть два варианта текста. Эта ситуация позволяет нам сегодня лучше понять не только логический аргумент А. Калинина, но и мотивировку этого аргумента, найти ценностные основы его жизни и творчества. И все это поможет понять глубокую природу творческих и личных связей между Шолоховым и Калининым, то, как Калинин понимает и интерпретирует значение личности и работы Шолохова.
Первый по времени рукописный черновик письма наиболее интересен, так как является во многом спонтанной и эмоциональной реакцией на «открытое письмо» Овечкина и, в большей степени, на телефонный разговор, посвящённый обсуждению письма. К сожалению, из текста не ясно, когда состоялся этот телефонный разговор и кто был его инициатором. Однако, судя по весьма эмоциональной реакции Калинина, этот разговор и стал причиной его ответа Овечкину. Для корректного понимания сути и напряжённости возникшей дискуссии необходимо помнить особенности обстоятельств и времени происходящего диалога. С формальной точки зрения это начало 1956 года, XX съезд КПСС, выступление на съезде М. Шолохова и доклад Н.С. Хрущёва о «культе личности Сталина». С содержательной стороны переломная эпоха, начало переосмысления недавнего прошлого, эпоха ниспровержения вчерашних авторитетов, сознательное разрушение старых мифов и скороспелое возведение новых; для многих «глоток свободы», многообещающая «оттепель», время оптимизма одних и глубокого страха других. Именно в контексте этих сложных, противоречивых и разнонаправленных процессов и настроений нужно рассматривать происходящую дискуссию.
Заключение
На основании проведенного исследования, можно сделать следующий вывод:
1. Нужно признать, что вопросы, задаваемые рядовыми коммунистами и беспартийными, свидетельствовали о брожении умов в обществе. В информациях отсутствуют ответы докладчиков на острые, порой неудобные вопросы. В задачи партийных органов входило не только ознакомить рядовых членов и беспартийных с решениями партии по вопросу критики культа личности, но и осуществить мониторинг общественного мнения. Отдельные выступления и вопросы на партсобраниях свидетельствовали о том, что советские граждане хорошо разбирались в политических процессах в обществе. Однако не все коммунисты и беспартийные были готовы к критике культа личности и новому политическому курсу партии.
2. Широкое понятие «курс XX съезда» воспринималось обществом как синоним процесса десталинизации, разоблачение и осуждение культа личности Сталина. Но половинчатость мер в этой области и даже отступления в борьбе со сталинизмом вполне обоснованно трактовались как отход от «курса XX съезда». Что касается отношения Н.С. Хрущева к этим событиям, то он отстаивал линию съезда не только потому, что был убежден: это единственная возможность вывести страну из кризиса. Хрущев понимал, что его судьба как политического деятеля неразрывно связана с новым курсом, так как он стал одним из инициаторов постановки вопроса о Сталине. Историческая заслуга Хрущева и в том, что он увидел путь к изменениям и возможность его осуществления в той исторической ситуации, которая сложилась после смерти Сталина, то есть в условиях монопольной политической власти КПСС.
3. Понимая громадный талант Шолохова, подлинную народную природу его творчества, А. Калинин последовательно отстаивает его право (как и любого настоящего творца) на личностную позицию, на свою «правду жизни», на самобытность творчества, не вмещающегося в любые формальные рамки и некомпетентные мнения, пусть даже и разделяемые большинством.
Важно отметить, что именно этот подход, неизменный, но обогащённый последующими размышлениями и находками, мы встретим в более поздних работах Калинина, посвящённых творчеству Шолохова, во «Времени “Тихого Дона”». До конца жизни писателя тема Шолохова не уходит из эпицентра его творчества, но занимает всё более и более значительное место.
1. Воробьёв, К.Д. Заметы сердца: Из архива писателя / К.Д. Воробьев. – М.: Современник, 1989.
2. Гиндин, А. Письмо в редакцию / А. Гиндин // Литературная газета. – 1956. – № 25. – 28 февраля. – С. 8.
3. Калинин, А.В. Машинописный черновик письма В.В. Овечкину / А.В. Калинин. – Личный архив семьи А.В. Калинина.
4. Калинин, А.В. Рукописный черновик письма В.В. Овечкину / А.В. Калинин. – Личный архив семьи А.В. Калинина
5. Шолохов, М. Летопись жизни и творчества (материалы к биографии) / Сост. Н.Т. Кузнецова. – М.: Галерия, 2005. – 536 с.
6. Овечкин, В. Речь на Втором съезде советских писателей / В. Овечкин // Литературная газета. – 1954. – № 154. – 23 декабря. – С. 2.
7. Шолоховская энциклопедия. – М.: Синергия. 2012. – 1216 с.
8. Витебский обком КПБ // Государственный архив Витебской области. – Ф. 1. – Оп. 4. – Д. 286. – Л.7.
9. Докладные записки в Витебский обком КПБ // Государственный архив Витебской области. – Ф. 1. – Оп. 4. – Д. 379. – Л. 3.
10. Информации, докладные записки парторганизаций Витебской области в Витебский обком КПБ // Государственный архив Витебской области. – Ф. 1. – Оп. 4. – Д. 380. Л.
11. Особый сектор Витебского обкома КПБ // Государственный архив Витебской области. – Ф. 1. Оп.
12. Особый сектор Витебского обкома КПБ // Государственный архив Витебской области. – Ф. 1. – Оп. 4. – Д. 303. Л. 9.
13. Особый сектор Витебского обкома КПБ // Государственный архив Витебской области. – Ф. 1. – Оп. 4. – Д. 483. Л. 45.
14. Хрущев, Н.С. О культе личности и его последствиях / Н.С. Хрущев // Известия ЦК КПСС. – 1989. – № 3. – С. 32 54.
15. Попов, Г.Х. Избранные труды. Т. 8. Перестройка Горбачева / Г.Х. Попов. – М., 1996. – 493 с.
16. Прокофьев, Ю.А. «До и после запрета КПСС. Первый секретарь МГК КПСС вспоминает...» / Ю.А. Прокофьев. – М., «Алгоритм», 2005. – 564 с.
17. Рудинский, Ф.М. «Дело КПСС» в Конституционном суде: записки участника процесса / Ф.М. Рудинский. – М., 1999. – 333с.
18. Советский Энциклопедический Словарь, 2е издание. – Москва, 1983.
19. Трубников, Г.И. На основе демократической платформы / Г.И. Трубников. – Колпино, 1990 «Ижорец». - 16 марта 1990 г. - №10.
20. Трубников, Г.И. О практической пользе многопартийности / Г.И. Трубников. - Колпино «Ижорец». - 19 апреля 1990 г. - №15.