ВВЕДЕНИЕ
Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Государство проявляет заботу об обществе или наоборот, разрушает общественную систему. Государство эволюционирует по мере того, как общество переходит в своем постепенном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, государство также становится более совершенным и цивилизованным.
Государство играет важную роль в жизни современного общества. Государство является достаточно активным социальным институтом. Оно оказывает влияние на развитие всей мировой цивилизации несмотря на то, что его значение в ходе всей истории человечества не было одинаковым. Тем не менее, понять роль и место государства в истории общества можно рассмотрев такое понятие как «сущность государства».
Степень разработанности проблематики исследования в юридической науке достаточна велика: среди отечественных авторов можно выделить К. Маркса, А.Ф. Вишневского, В.А. Кучинского, Ю.Л. Балюшиной и других. Разработанной данная тема является также и в зарубежной литературе, в рамках которой выделяют Ф. Энгельса, К. Маркса и др.
Целью курсового исследования является характеристика понятия, сущности и социального назначения государства.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и признаки государства;
- охарактеризовать сущность и социальное назначение государства;
- рассмотреть типологии государства.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, возникающие при функционировании государства.
Предмет исследования – государство.
При написании курсовой работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных в работе источников.
Курсовая работа включает 26 страниц, 20 источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
Вопрос о сущности государства является основным, определяющим не только в теории государства и права и в целом юриспруденции, но и в философии, истории, социологии и в других отраслях знания. Безусловно, это предопределяется ролью и значением государства в жизни общества и личности. С возникновением государства развитие общества тесно связано с государством, его деятельностью. В периоды кризисов одни государства уходили в прошлое, а другие создавались. Достаточно долгое время для личности связь личности с государством являлась определяющей. Такая связь, принадлежность к конкретному государству могли сыграть как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека.
Думается, что такому положению способствовали слитность государства и общества, отсутствие сферы, которая была бы не подконтрольной государственным органам. Эти моменты, а также деятельность самого государства мало способствуют к раскрытию сущности, смысла существования государства. Это объясняется, прежде всего, тем, что государство могло сыграть разные роли. Приходит на помощь, поддерживать население, особенно его незащищенной части с одной стороны, лишать целые слои общества, отдельных народностей, лиц элементарных прав, свобод, проводить политику геноцида и преследования граждан, с другой стороны. В какой-то степени такое положение подталкивает к предварительному выводу: реальная деятельность государства, то есть его функционирование, вряд ли может быть ориентиром в выявлении сущности государства. Однако это не означает, что деятельность государства не может быть изучена и привлечена в процесс познания природы государственности.
Понятие «государство» представляется весьма многозначным. Толкование этого определения вызывает научные и политические дискуссии.
Термин «государство» используется двумя способами.
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
В толковом словаре Ожегова сущность определяется как внутренне содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования [5, с. 540].
Исходя из этого, понятие сущности государства можно сформулировать как смысл, главное в нем, определяющее его содержание, предназначение и функционирование. Этим главным и основополагающим в государстве являются сама власть, а также ее принадлежность, назначение и осуществление функций в обществе. Говоря другими словами, вопрос о сущности государства состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто и в чьих интересах ее осуществляет. Исходя из этого, данная проблема является острополемической.
Вопрос о сущности государства представляется проблематичным в связи с тем, что взгляды людей на государство весьма субъективны и зависят от определенного исторического положения государства, в котором они живут, от политических установок, убеждений и идеологии своего времени. Государство раскрывается множеством проявлений, и установить постоянные закономерные его качества представляется достаточно сложной теоретической задачей [6, с. 127].
Условно можно выделить четыре группы теорий государства: о сущности государства, о его целях и задачах, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития. В связи с тем, что ученые, рассматривая в своих трудах проблемы, касающиеся государства, в той или иной степени обращаются к указанным вопросам, то относящиеся к разным группам теории взаимодействуют друг с другом, образуют разные комбинации [1].
Далее рассмотрим основные существующие в современности теории о сущности государства.
Основные положения марксистской концепции освещены в работах Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), а позднее – в трудах Георгия Валентиновича Плеханова (1856–1918), Владимира Ильича Ленина (1870-1924).
ГЛАВА 3 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА
Государство – явление исключительно многогранное и разностороннее, обладающее различными чертами и признаками. Именно поэтому в юридической науке существуют различные системы его классификации.
Проблема типологии государств является объектом внимания многих ученых. Значимость типологии как научного способа познания множества государств связана, в первую очередь, со сложностью определения понятия «государство», многообразием форм его проявления и необходимостью выявления общих закономерностей развития государства [10, с. 19].
Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на его наиболее важных, существенных признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный.
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Государство не может существовать функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимаются система производственных отношений данного общества, существующие в нем формы собственности. От базиса во многом зависит и собственно финансовая деятельность государства. Доминирующий в экономике класс овладевает государством как механизмом управления обществом и использует этот механизм в своих классовых интересах.
Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают. Государство по своему внутреннему содержанию – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы, орудие в руках господствующего класса для того, чтобы подавлять (держать под законным контролем) классовых противников. Всемирная история свидетельствует, что на последовательных этапах своего развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике. Тип производственных отношений формирует базовые предпосылки, на основе чего выделяются исторические типы государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом можно дать следующее понятие термину «государство». Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
С точки зрения истории государство следует рассматривать как социальная организация, которая посредством определенных методов имеет своей конечной целью установление власти надо всеми людьми, проживающими на его территории.
Признаки государства являются его обязательными атрибутами, а именно территория, население, его государственный аппарат, суверенитет, символика и т.п.
Таким образом, государство является центральным элементом политической системы общества. В силу того, что мнения людей имеют весьма субъективный характер и обусловлены историческим состоянием государства, в котором они живут, существует множество теорий о сущности государства. В данной главе были рассмотрены такие доктрины как: марксистская (классовая) теория, демократическая доктрина сущности государства и др.
На наш взгляд, сущность каждого современного государства много аспекта и заключается в следующем: сегодня оно призвано защищать не только все общество в целом, но и каждого отдельного его индивидуума (будь то гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо).
Социальное назначение государства, вытекающее из его сущности, по нашему мнению, заключается в создании им всевозможных благ для общества. Из этого исходит положение, по которому демократическое государство является наиболее способом социального компромисса.
Иными словами, какова сущность государства – такое и его социальное назначение, они взаимозависимы.
1. Основные теории государства [Электронный ресурс] / Книжный сайт. – Минск, 2019. – Режим доступа: https://psyera.ru/6941/osnovnye-teorii-gosudarstva.
2. Понятие и признаки государства [Электронный ресурс] / Универсальный учебник. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.kursach.com/biblio/000009/0101.htm.
3. Волин, А.Н. Политические системы как продукт взаимодействия личности, государства и общества / А.Н. Волин // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 2. – С. 48–51.
4. Дробязко, С.Г. Общая теория права / С.Г. Дробязко. – Минск: БИП−С, 2003. – 336 с.
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 16-е изд., испр. – М. : Русский язык, 1984. – 797 с.
6. Балюшина, Ю.Л. Cоциальное государство в России : история и современность / Ю.Л. Балюшина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – № 1. – С. 126–129.
7. Энгельс, Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3 / Ф. Энгельс. – М. : Политиздат, 1986. – 639 с.
8. Краснов, А.В. Теория государства и права : учебное пособие / А.В. Краснов, А.В. Скоробогатов. – М.: РГУП, 2016. – 201 с.
9. Вишневский, А.Ф. Общаятеория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский ; под ред. В.А. Кучинского. – 2-е изд. – Минск : Академия МВД, 2014. – 479 с.
10. Стоцкий, А.П. Формационный подход к типологии государств / А.П. Стоцкий // Актуальные проблемы теории и истории государства и права : сб. тр. – Спб. : Санкт-Петербургский ун-т МВД РФ, 2017. – С. 19–31.
11. Маркс, К. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М. : Издательство политической литературы, 1974. – 60 с.
12. Тёкеи, Ф.К теории общественных формаций: проблемы анализа общественных форм в теоретическом наследии К. Маркса / Ф.К. Тёкеи. – М. : Прогресс, 1975. – 274 с.
13. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. – М. : Прогресс, 1991. – 104 с.
14. Томсинов, В.А. «Славная революция» 1688–1689 годов в Англии и Билль о правах : учеб. пособие / В.А. Томсинов. – М. : Зерцало-М, 2010. – 256 с.
15. Чиркин, В.Е. Формационно-цивилизационный подход в сравнительном правоведении / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 2015. – № 4. – C. 22–27.
16. Теория государства и права : учебник / под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. – М. : Проспект, 2016. – 324 с.
17. Тойнби, А.Дж. Исследование истории / А.Дж. Тойнби. – М. : АСТ, Харвест, 2011. – 676 с.
18. Дмитрук, В.Н. Общая теория государства и права : учебник / В.Н. Дмитрук. – Минск : Амалфея, 2016. – 125 с.
19. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. – СПб. : Издательство «Лань», 2000. – 608 с.
20. Асемоглу, Д. Экономические истоки диктатуры и демократии / Д. Асемоглу, Дж.А. Робинсон. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 512 с.