ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 Сущность понятия «конфликт» в современной научной литературе
1.2 Особенности конфликтного поведения в подростковой среде
1.3 Социально-педагогическая работа по предупреждению конфликтов в подростковой среде
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
2.1 Диагностика уровня сформированности конфликтного поведения у подростков 13–14 лет
2.2 Программно-методическое обеспечение процесса профилактики конфликтов в подростковой среде
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования по предупреждению конфликтов среди подростков
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития нашего общества проблема предупреждения конфликтов является чрезвычайно острой. В подростковом возрасте личность является особенно уязвимой к конфликтному взаимодействию. Конфликты в подростковой среде становятся чрезвычайно распространенным явлением, поскольку в силу своих возрастных особенностей подростки стремятся к признанию своей личности, своего достоинства, ищут пути, формы и методы самоутверждения и самореализации. Конфликтное поведение в подростковом возрасте выступает способом утверждения своей позиции, и в отношениях со взрослыми, и в отношениях со сверстниками. Ведь именно этот период жизни является самым сложным – наступает кризис подросткового возраста.
Предупреждение конфликтов в подростковой среде является одной из задач социального педагога учреждения образования, которому для успешного выполнения своих обязанностей необходимо уметь учитывать такие сложные состояния взаимодействия подростков, как противоречие и напряженность, принимать во внимание различие в позициях и интересах участников совместной деятельности, уметь предотвращать столкновения и эффективно управлять ими.
Организация профилактической работы, в том числе профилактика конфликтных ситуаций, применение социально-педагогической технологии профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде, является целью деятельности социального педагога. Он способствует установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в коллективе, способствует созданию обстановки психологического комфорта. Социальный педагог выявляет трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает помощь и поддержку учащими подросткового возраста. Ведущими субъектами социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов в школе являются социальный педагог, администратор, психолог.
Проблему поведения подростков в конфликтной ситуации изучали такие исследователи как Т.С. Смирнова, А.А. Ручкина, С.И. Огородник, Л.В. Лященок, Н.А. Рождественская, А.М. Мамонова, Е.Ю. Волкова и др.
Однако, проблема предупреждения конфликтов в подростковой среде требует своего дальнейшего развития.
Социально-педагогическая деятельность в рамках профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде является одним из важных средств по предупреждению и преодолению конфликтов в всем образовательном учреждении.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 Сущность понятия «конфликт» в современной научной литературе
В отечественной психологии выделяются три основных подхода к изучению конфликта: личностный, ситуативный, онтологический подходы. В рамках личностного подхода в качестве объекта изучения психологов выступают различные аспекты личности – ее потребности, интересы и мотивы личности, служащие источником поведении в конфликте. Здесь конфликт рассматривается как взаимодействие, в основе которого лежат противоречия различного характера, несовместимые взгляды и цели сторон, поведение которых направлено друг против друга [10, с. 58].
В.П. Шейнов рассматривает конфликт как «столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам» [26, с. 4]. Г.И. Козырев определяет «конфликт как качество взаимодействия между субъектами (или аспектами структуры личности), предполагающее противоборство сторон в целях достижения собственной цели» [11, с. 211].
Представители ситуативного подхода рассматривали конфликт как субъективный феномен. По определению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, «конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых аспектов в межличностных взаимодействиях индивидов, которому сопутствуют острые негативные эмоциональные переживания» [3, с. 27].
В рамках онтологического подхода, где человек рассматривается как активный субъект, выстраивающий социальную реальность, изучаются особенности взаимосвязи образа конфликтной ситуации и поведения человека в конфликте (Н.В. Гришина, Н.А. Лобан и др.). Образ конфликтной ситуации состоит из представлений индивида о себе, об оппоненте и о конфликтной ситуации. Поведение индивида выстраивается с учетом его индивидуальности, социальной перцепции и отношения к предмету конфликта. Так, Н.А. Лобан под конфликтным поведением понимает пространственно-временную организацию активности субъекта, регулирование которой зависит от конфликтной ситуации [16, с. 69].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
2.1 Диагностика уровня сформированности конфликтного поведения у подростков 13–14 лет
Цель диагностики – выявить уровень сформированности конфликтного поведения у подростков 13–14 лет.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №15 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 7 класса в возрасте 13-14 лет., из них 15 мальчиков и 15 девочек.
Методики исследования:
1. Тест «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова (Приложение А).
Назначение методики: определение уровня конфликтности личности.
2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (Приложение А).
Цель: выявление личностной предрасположенности к конфликтному поведению, определение способов реагирования на конфликтные ситуации.
Методы математико-статистической обработки данных
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
Статистический анализ полученных данных осуществлялся с использованием Т-критерия Вилкоксона, который позволяет установить направленность и выраженность изменений показателей на одной и той же выборке испытуемых.
Результаты исследования уровня конфликтности личности как причины конфликтного поведения у подростков 13-14 лет представлены в Приложении Б и на рисунке 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что конфликт представляет собой качество взаимодействия между субъектами, предполагающее противоборство сторон в целях достижения собственной цели. Конфликтное поведение – внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами. Внешним выражением конфликтного поведения выступают его стратегии, предполагающие выбор и реализацию определенных тактик и стилей межличностного взаимодействия. Существует стратегий конфликтного поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, развивается когнитивная и эмоциональная сферы психики, реконструируются отношения с родителями и сверстниками, формируется Эго-идентичность, формируется произвольная регуляция поведении, рефлексия и самооценка. В подростковом возрасте изменяется внутренняя позиция подростка: происходит смена направленности на мир к направленности на себя. Преобладающее влияние семьи сменяет влияние группы сверстников, которая выступает в качестве источника референтных норм поведения и получения статуса. С появлением чувства взрослости подросток стремится отстоять свою независимость.
Деятельность социального педагога по профилактике конфликтов в подростковой среде заключается в создании условий для психологического комфорта подростка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, в коллективе сверстников. Социально-педагогическая профилактика конфликтного поведения в подростковой среде представляет собой длительный поэтапный процесс и включает: диагностику уровня конфликтности, форм, причин и факторов конфликтного поведения, разработку программы социально-педагогической профилактики, е внедрение, мониторинг. Формы работы по предупреждению конфликтного поведения в подростковой среде включают: беседы, лекции, групповые дискуссии; консультирование; социальную терапию; терапию развлечения и досуга.
1. Абземельева, И.В. Социально-педагогическая работа по выявлению и профилактики конфликтного поведения школьников подросткового возраста / И.В. Абземельева // Педагогика и психология: перспективы развития. – Чебоксары, 2019. – С. 116–118.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. – Москва : издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – 964 с.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 534 с.
4. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Г.Ф. Бедулина. – Минск : НИО, 2013. – 192 с.
5. Безносик, К.В. Комплексно-целевая программа ранней профилактики девиантного поведения учащихся / Е.В. Безносик // Ваш психолог. – 2012. – № 2. – С. 56–62.
6. Бовть, О.Б. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с типом виктимного поведения / О.Б. Бовть // Известия Саратовского университета. – 2015. – Вып. 3 (15). – С. 262–265.
7. Буртовая, Н.Б. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации / Н.Б. Буртовая // Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 11. – С. 96–102.
8. Буслаева, Е.Н. Особенности развития личности современных подростков / Е.Н. Буслаева, Ю.Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107–112.
9. Волкова, Е.Ю. Изучение стратегий поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек в подростковом возрасте / Е.Ю. Волкова // Материалы научной конференции. – 2017. – № 1. – С. 11–15.
10. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 504 с.
11. Гур, А.В. Стратегии поведения подростков в конфликтах / А.В. Гур // Аллея науки. – 2017. – № 16. – С. 210–213.
12. Егорова, У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У.Г. Егорова // Вестник Самарского гос. университета. – 2014. – № 9 (120). – С. 1–5.
13. Епхина, М.К. Психологическая профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков / М.К. Епхина, Л.Н. Журкина, М.В. Газаева // Новая наука : современное состояние и пути развития. – 2016. – № 5. – С. 79–82.
14. Истратова, О.Н. Причины детской конфликтности в периоды возрастных кризисов / О.Н. Истратова // Известия Южного фед. ун-та. – 2004. – № 3. – С. 226–230.
15. Колобова, С.Н. Проявления деструктивных фор поведения в подростковом возрасте / С.Н. Колобова, И.Е. Нестеренко // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. – 2016. – № 4. – С. 65–68.
16. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск : Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
17. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А. Мустаева. – Москва : Академия, 2011. – 258 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – Москва : Академия, 2017. – 640 с.
19. Новгородцева, А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А.П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38-50.
20. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – Москва : Академия, 2000. – 75 с.
21. Салтыкова-Волкович, М.В. Методика работы социального педагога : методические рекомендации / Авт.- сост. М.В. Салтыкова-Волкович. – Гродно : ГрГУ, 2004. – 63 с.
22. Тетерятникова, Л.Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.Н. Тетерятникова. – Кострома, 2009. – 20 с.
23. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
24. Черанева, Е.К. Особенности конфликтного поведения подростков разного социометрического статуса в ученической группе / Е.К. Черанева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2008. – Т.1, № 3. – С. 138–141.
25. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – Москва : Академия, 2007. – 272 с.
26. Шейнов, В.П. Управление конфликтами / В.П. Шейнов. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 770 с.