ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ
1.1 Сущность понятия «сенсорное воспитание ребёнка»
1.2 Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста
2.2 Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста
2.3 Приёмы и методы руководства дидактическими играми
2.4 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в дошкольном возрасте.
В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).
Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные педагоги как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного образования.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ
1.1 Сущность понятия «сенсорное воспитание ребёнка»
Ребенок в жизни сталкивается с различными формами, цветами и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он также знакомится с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно же, каждый ребенок, даже без целевого образования, понимает все это. Но если ассимиляция происходит спонтанно, без разумного педагогического руководства от взрослых, она часто оказывается поверхностной, неполноценной. Здесь на помощь приходит сенсорная тренировка [6, с. 4].
Сенсорное развитие ребенка является залогом успешной реализации различных видов деятельности, формирования различных возможностей. Вот почему так важно, чтобы сенсорное образование систематически включалось во все аспекты жизни ребенка, особенно в процессы познания жизни: объекты, свойства (форма, структура, размер, пропорции, цвет, пространство и т. д.)
В педагогических энциклопедиях сенсорное образование понимается как преднамеренное развитие и улучшение сенсорных процессов (чувств, восприятий).
В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по – разному.
Сенсорное образование – целенаправленные педагогические воздействия, которые обеспечивают создание сенсорных знаний и улучшение чувств и восприятий.
По словам Н.Н. Поддякова, сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (чувств, восприятий) [19, с. 42].
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста
Экспериментально-поисковая работа по сенсорному развитию детей раннего возраста в детском доме состояла из трех этапов:
1. Первичная диагностика уровня сенсорного развития у детей раннего возраста.
2. Проведение дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей младшего возраста.
3. Повторная диагностика уровня сенсорного развития у детей раннего возраста.
Целью экспериментально-поисковой работы явилось изучение эффективности использование дидактических игр в процессе сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Для достижения этой цели были использованы следующие методы: диагностика сенсорного развития детей по методике Т. Николаевой.
Материал:
– пластиковая коробка с 6 пазами и 7 объемными геометрическими фигурами, основание 6 из которых соответствует форме одного из пазов;
– цветные кубики: 5 желтых, 3 красных, 3 зеленых и 3 синих.
– матрешка из 5 частей.
– предметное изображение разрезать на 4 части.
Основные задания для детей:
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сенсорное развитие является целенаправленным, последовательным и систематическим педагогическим воздействием, обеспечивающим формирование сенсорных знаний у ребенка, развитие сенсорных процессов, восприятия, визуальных представлений с помощью знаний человека.
Знания, полученные в устной форме необходимо подкреплять чувственным опытом, иначе они останутся расплывчатыми и хрупкими. Необходимо создавать ряд условий для ребенка, который воспринимая, идентифицирует отдельные атрибуты, но они обычно являются признаками, которые непреднамеренно пропускают взгляд и не всегда являются наиболее важными и характерными.
Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешной реализации различных видов деятельности, формирования различных возможностей. Способствует формированию сенсорного воспитания и развития дидактические игры.
Нами было проведено исследование, цель которого – изучение эффективности использование дидактических игр в процессе сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
По результатам первичной диагностики бы ли получены следующие результаты.
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
– высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (2 ребёнка);
– средний уровень – 3 выполненных задания (6 детей).
– низкий уровень – 2 и менее выполненных задания (2 ребенка).
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:
5. Опережение возрастной нормы – 2 детей.
1. Аганесов, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аганесов. – Москва: Просвещение, 2009. – 164 с.
2. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / С.М. Вайнерман, А.С. Большов, Ю.Р. Силкин. – Москва: Владос, 2001. – 224 с.
3. Васильева, O.К. Педагогическая поддержка дидактических игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорус. и рус. яз. обучения / О. К. Васильева. — Мозырь: Содействие, 2015. — 3-е изд. — 152 с.
4. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер. – Москва: Просвещение, 1978. – 95 с.
5. Галигузова, Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет / Л.Н. Галигузова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
6. Ендовицкая, Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания / Т.В. Ендовицкая //Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 4-9.
7. Железнякова, Р.З. Методическая помощь воспитателю по руководству дидактическими играми детей раннего возраста //Состояние и перспективы работы с детьми дошкольного возраста в сельской местности. – Брест, 2019. – С. 55.
8. Капитанова, Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре / Н. Капитанова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 72-76.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
10. Коломинский, Я.Л. Дидактическая игра в жизни дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мозырь. : Белый ветер, 2016. – 184 с.
11. Лобынько, Л.В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников / Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. — Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 220 с.
12. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М. : 1988. – 476 с.
13. Малашенкова, Е.А. Технология дидактической игры // Пачатковая школа. – 2018. – № 12. – С. 23–28.
14. Новоселова, С.Л. Дидактическая игра дошкольника / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2019. – 286 с.
15. Пищикова, Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства / Н. Пищикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2/ – с. 67 - 69.
16. Поскребышева, Е.Д. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2-3 лет посредством дидактических игр / Е.Д. Поскребышева // Вопросы науки и образования. – 2018. – №2. – С. 7-13.
17. Пьянкова А. В. Роль игр для формирования личности / А. В. Пьянкова, О. А. Спиридонова // Современные проблемы образования : сборник научных статей / науч. ред. М. А. Дьячкова ; отв. ред. О. Н. Томюк. — Екатеринбург : Ажур, 2014. — С. 75-77.
18. Пятница Т.В. Определение дошкольника через игру: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / автор – сост. Т.В. Пятница. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2017. – 67 с.
19. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
20. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы сенсорного развития дошкольников / Ф.А. Сохин. – М. : Изд-во Мос. психол.-социол. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2012 – 120 с.
21. Стрижова А. А. Игра как средство развития сенсорики / А. А. Стрижова // Современные проблемы образования : сборник научных статей / науч. ред. М. А. Дьячкова ; отв. ред. О. Н. Томюк. — Екатеринбург : Ажур, 2014. — С. 77-79.
22. Субботина, Л.Ю. Развитие сенсорики у детей посредством участия в играх/ Л.Ю. Субботина. – Ярославль : Академия Развития, 1996. – 240 с.
23. Усова, А.П. Роль дидактической игры в воспитание детей / под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 236 с.