ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЗА НЕПОВИНОВЕНИЕ ЗАКОННОМУ РАСПОРЯЖЕНИЮ ИЛИ ТРЕБОВАНИЮ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
ГЛАВА 3 ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПОВИНОВЕНИЕ ЗАКОННОМУ РАСПОРЯЖЕНИЮ ИЛИ ТРЕБОВАНИЮ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Конституция Республики Беларусь гарантирует обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Органы внутренних дел (далее — ОВД) обеспечивают эту важнейшую функцию государства. Так, Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее — Закон об ОВД) определен перечень основных задач, поставленных перед ОВД, где в качестве одной из наиболее важных выступает реализация мер, направленных на предупреждение, обнаружение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Своевременное и качественное ее выполнение, в свою очередь, позволяет обеспечивать безопасные условия социальной деятельности граждан и государственных органов, способствует укреплению правопорядка и законности в государстве. ОВД наделены особыми полномочиями по применению различных мер государственного принуждения, что предполагает наличие такой совокупности правовых норм, которые могли бы точно определить их обязанности, права и ответственность. На основе проведенных нами исследований выявляются и прослеживаются противоречия в законодательном регулировании деятельности ОВД. Так, ч. 2 ст. 23 Закона об ОВД налагает на сотрудника ОВД обязанность совершать ряд действий в случае обращения к нему граждан с какой-либо информацией о событиях, угрожающих собственной или общественной безопасности, либо в случае выявления таковой непосредственно самим сотрудником, если такие действия он действительно может осуществить.
При этом на исполнение сотрудником ОВД данной обязанности не влияет занимаемая им должность, а также время и место его нахождения. Фактическое неисполнение сотрудником возложенных на него служебных обязанностей в определенный момент времени (нахождение в отпуске, освобождение от исполнения служебных обязанностей вследствие болезни) не является основанием игнорирования данной обязанности.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Административная ответственность так же, как и уголовная, гражданская и дисциплинарная, является одним из видов юридической ответственности, которая устанавливается государством через издание правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях, исполнения мер ответственности [8, с. 292].
В словаре по административному праву под административной ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленной законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти [23, с. 8].
В административно-правовой литературе имеется дискуссия о соотношении таких понятий, как «административно-правовая санкция» и «административная ответственность», «меры административного принуждения» и «административная ответственность».
Ряд авторов рассматривают административную ответственность как реализацию только мер административного взыскания и восстановительных мер в административном праве. В этом смысле близка точка зрения и некоторых других ученых, в соответствии с которой административная ответственность – это реализация мер взыскания, мер пресечения и восстановительных мер.
Некоторые авторы рассматривают административную ответственность как реализацию мер взыскания и мер пресечения.
Противоречивую позицию занимает И.А. Галаган, который утверждает, что «ни меры административно-предупредительные и соответствующие им санкции никоим образом не могут относиться к объему административной ответственности» [9, с. 40].
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЗА НЕПОВИНОВЕНИЕ ЗАКОННОМУ РАСПОРЯЖЕНИЮ ИЛИ ТРЕБОВАНИЮ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Статьей 23.4 действующего Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий. Установление такой ответственности обусловлено необходимостью охраны отношений, обеспечивающих исполнение требований и распоряжений представителей власти. Согласно КоАП объектом данного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие порядок управления. Это деяние причиняет вред авторитету власти, нарушает принцип законности, исключает либо по крайней мере затрудняет возможность государства осуществлять контроль функционирования действующего в нем законодательства [3, с. 49].
Неповиновение препятствует нормальной деятельности государственных органов, исполнению представителями власти своих служебных обязанностей, в том числе по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Более того, прослеживается прямая взаимосвязь между совершением лицом данного правонарушения и последующих общественно опасных деяний против представителей власти.
Объективную сторону состава неповиновения образуют деяния, связанные с неисполнением, уклонением от выполнения законных распоряжений или требований должностного лица государственного органа. Такие деяния отличаются явным (открытым) отказом, который указывает на нежелание лица подчиняться. Следует отметить, что законодательство использует ряд родовых терминов: неповиновение, сопротивление, невыполнение, воспрепятствование, противодействие.
ГЛАВА 3 ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПОВИНОВЕНИЕ ЗАКОННОМУ РАСПОРЯЖЕНИЮ ИЛИ ТРЕБОВАНИЮ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Государственный орган – образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.
Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
2. Статьей 21 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З “О государственной службе в Республике Беларусь” (далее – Закон “О государственной службе в Республике Беларусь”) установлено, что государственный служащий обязан [12]:
• поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;
• исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;
• соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, Законом “О государственной службе в Республике Беларусь” и иными законодательными актами;
• обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;
• исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;
• соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;
• не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемых государством путем публикации правовых норм, определяющих основания для ответственности, мер, применяемых к правонарушителям, порядка рассмотрения дел о преступлениях, исполнения мер ответственности. Административная ответственность является составной частью административного принуждения и связана с последней как частью и целым. Правовое определение административной ответственности содержится в ст. 4.1. КоАП. Основными особенностями административной ответственности являются выражение в административном наказании и основание для совершения административного правонарушения.
КоАП определяет следующие принципы административной ответственности в законодательстве: законность, равенство граждан перед законом, неизбежность ответственности, личная ответственность за вину, справедливость, гуманизм. Рассматриваемые принципы являются самой важной гарантией от необоснованного привлечения к административной ответственности, гарантиями уважения прав и свобод любого гражданина.
Все принципы административной ответственности являются целостной системой. Его элементами являются конкретные требования для законодателя, правоохранителя и субъектов. При всей эквивалентности подсистем и элементов системы принципов в своей иерархии сначала должен быть поставлен принцип законности и справедливости. Однако каждый из рассмотренных принципов дополняет друг друга и вместе создает основу для правильного применения закона, уважения основных прав и свобод человека и гражданина.
Статья 23.4 КоАП является общей нормой в отношении ряда иных, специальных составов правонарушений (например, отказа от прохождения проверки (освидетельствования); невыполнения требования об остановке транспортного средства;
1. Административное право: Учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 566 с.
2. Административное право : Учебник / под общ.ред. Л.Н. Рябцева. – Минск : Амалфея, 2013. – 416 с.
3. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2004. – 405 с.
4. Батычко, В.Т. Административное право: конспект лекций / В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 462 с.
5. Бахрах, Д.Н. Административное право : учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
6. Бахрах, Д.Н. Коллективные субъекты административного права / Д.Н. Бахрах. – СПб: Вестник СПбГУ, 2008. – С. 26-28.
7. Василевич, Д.Г., Павлова, А.А. Реализация принципа равенства всех перед законом и судом в Республике Беларусь / Д.Г. Василевич, А.А. Павлова. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/7244/2/Vasilevich_D_G_Pavlova_A_A_Nauchnye_trudy_2012_S_476-480__ocr.pdf.
8. Гавриленко, Д.А. Административное право: учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; под ред. Д.А. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2002. – 416 с.
9. Галаган, И.А. Административная ответственность в СССР / И.А. Галаган. – Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1970. – 252 с.
10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. ; одобрен Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 янв. 2017 г. № 16-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
12. Крол, Н.Н. Ответственность юридического лица: понятие и принципы / Н.Н. Крол // Материалы Полесского государственного университета. – 2016. – С. 29-32.
13. Кучинский, В.А. О понятии юридической ответственности как фундаментальной категории юриспруденции / В.А. Кучинский // Юридическая ответственность: проблемы теории и практики: сборник научных трудов. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 1996. – С. 56-61.
14. Липинский, Д.А. О понятии и методологии исследования юридической ответственности / Д.А. Липинский // Вектор науки ТГУ. – 2009. – № 1(4). – С. 76-82.
15. Моисеева, А.Н. Административная ответственность по законодательству Республики Беларусь / А.Н. Моисеева // Материалы конференции студентов, магистрантов и аспирантов БГУ. – 2017. – С. 77-86.
16. О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях : Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 25 сентября 2014 г. № 15 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Плетенев, Д.А. Проблемы административной ответственности юридических лиц. Дисс. канд. юр. наук : 12.00.14 / Д.А. Плетенев. – Минск, 2004. – 189 с.
18. Потапкин, С.С. Принцип неотвратимости юридической ответственности и проблемы его реализации в правоприменительной практике. Автореф. дис. канд. юрид наук // С.С. Потапкин. – М., 2009. – 170 с.
19. Практика применения судами норм Общей части КоАП при рассмотрении дел об административных правонарушениях (по материалам обзора) // Судовы веснiк. – 2014. – № 4. – С. 11-22.
20. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 дек. 2006 г., № 194-З : принят Палатой представителей 9 ноябр. 2006 г. : одобрен Советом Респ. 1 дек. 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Рогачева, О.С. Административная ответственность : учебно-методическое пособие / О.С. Рогачева. – Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 2011. – 216 с.
22. Романова, В.И. Административная ответственность юридических лиц / В.И. Романова // Материалы БГУ. – Серия D. – 2016. – С. 33-38.
23. Словарь административного права / И.Л. Бачило [и др.]; под общ. ред. И.Л. Бачило. – М.: Фонд «Правовая культура», 1999. – 318 с.
24. Телятицкая, Т.В. Административное право / Т.В. Телятицкая. – Минск : Тетралит, 2013. 224 с.
25. Теория государства и права / под ред. М.Н. Марченко. – М.: 2011. – Т.1 – 516 с.
26. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина и Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 761 с.
27. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июл. 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г. ; одобрен Советом Респ. 30 июн. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июл. 1999 г., № 275-З ; принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г. ; одобрен Советом Респ. 24 июн. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. № 53-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.