ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и сущность маркетинговой деятельности
1.2 Факторы, влияющие на качество продукции
1.3 Методика оценки эффективности маркетинговой деятельности на промышленном предприятии
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ПРУЖАНСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка качества и анализ маркетинговой деятельности
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ПРУЖАНСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях жесткой конкуренции современного рынка маркетинг играет важную роль в деятельности любого предприятия, потому что он позволяет установить оптимальную взаимосвязь между организацией и средой, частью которой она является.
Маркетинговая деятельность предприятия должна быть направлена на долговременное существование предприятия, ее устойчивость, прочные и длительные связи с потребителями или другими участниками рынка.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время маркетинг является важнейшим направлением в деятельности любого современного предприятия. Его применение способствует достижению соответствия между ожиданиями потребителей и возможностями (ресурсами) предприятия. Маркетинговая деятельность включает в себя огромное количество выполняемых функций, таких как проведение маркетинговых исследований, сегментацию рынка, изучение потребителей, определение позиции продуктов на рынке и многое-многое другое. Но разрозненное их выполнение не приводит ни к чему иному, как к растрачиванию маркетингового бюджета. Только тщательно запланированная и целенаправленная маркетинговая деятельность, может привести организацию к положительным финансовым результатам.
Каждая организация заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно; управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Все это и составляет процесс управления маркетингом, который в этом случае представляет собой систему, состоящую из множества элементов.
На практике в процессе реализации маркетинговых планов предприятия возникает множество непредвиденных обстоятельств. Поэтому одной из задач отдела маркетинга является постоянная оценка экономической эффективности маркетинговой деятельности предприятия. От своевременной и качественной оценки результатов маркетинговых мероприятий, проводимых компанией, зависит ее положение на рынке и будущее развитие.
Объект исследования – ОАО «Пружанский консервный завод».
Предмет исследования – маркетинговая деятельность ОАО «Пружанский консервный завод».
Цель работы – изучение, анализ и разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Пружанский консервный завод».
Исходя из цели, были поставлены задачи:
- изучить понятие и сущность маркетинговой деятельности;
- изучить формы реализации и оценка эффективности осуществления маркетинговой деятельности на промышленном предприятии.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и сущность маркетинговой деятельности
Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и молодых фирм в условия рыночной системы хозяйствования является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг.
Как показывает практика, в условиях трансформации отечественной экономики в рыночную маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирм.
На многих отечественных предприятиях в настоящее время медленно реализуются настоящие маркетинговые мероприятия и исследования. Однако на ряду с этим отсутствует нередко отсутствует правильно понимание самого понятия «маркетинг», «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговой управление», как о целостной подсистеме управления фирмой.
Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг, в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента.
Существует огромное количество определений маркетинга. Специалисты Американской ассоциации маркетинга подсчитали, что существует более двух тысяч определений этого понятия, по-разному характеризующих маркетинг. В них он предстает как [21, с. 15]:
– отрасль науки, изучающая рынок;
– практическая деятельность по продвижению продукции на рынке;
– философия бизнеса;
– система управления, вид менеджмента.
По Ф. Котлеру, маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей посредством обмена [4, с.7].
По П. Друкеру, маркетинг представляет собой деятельность по обеспечению нужными товарами нужной целевой аудитории, в нужном месте и в нужное время, по подходящей цене, при осуществлении коммуникаций и стимулировании сбыта [11, с. 11].
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ПРУЖАНСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Краткая характеристика организации
ОАО «Пружанский консервный завод» (Брестская область) был основан в 1946 году как «Пружанский пищекомбинат», который в небольшом количестве выпускал варенье, повидло и печенье.
Со временем комбинат расширялся и в 1972 году пищекомбинат был переименован в «Пружанский плодоовощной завод». С 1996 года завод является открытым акционерным обществом. Предприятие имеет два цеха: консервный и соковый.
Соковый цех был открыт в 2005 году. Он оснащён импортным оборудованием по производству и розливу соков в упаковку «Тетра Брик Асептик» объемом 1 л. Мощность установленной здесь линии составляет 3600 пакетов в час.
Сок в новой упаковке производится под торговой маркой «7 чудес». В 2006 году в цехе был установлен гомогенизатор,что позволило освоить выпуск соков и нектаров с мякотью, в том числе томатного сока.
В ноябре 2007 года контрольный пакет акций (69,5%) приобрело минское ЗАО «Аварийный сервис для автолюбителей» (АСА). Установлено новое оборудование и новые современные линии. Открылся новый цех по производству майонезов, кетчупов и соусов в удобных для пользования упаковках с колпачком-дозатором. Плодоовощная консервация выпускается под торговой маркой «Пружанскi слоiк». Соки и нектары производятся под торговой маркой «7 чудес». На предприятии работает линия приготовления и розлива соусов и кетчупов в упаковку «Дой-Пак» емкостью 250-500 мл. Данная продукция выпускается под брэндом «Спадар Мiкола».
В августе 2008 года предприятие освоило выпуск напитка из сушенного шиповника в упаковке «ТетраПак» объемом 1 л.
ОАО «Пружанский консервный завод» специализируется на производстве плодоовощных консервов, напитков и соков. Ассортиментный перечень продукции завода составляет более 100 наименований – овощные консервы (закусочные и обеденные блюда, маринады), томатные соусы, а также фруктовые консервы - компоты, повидло, варенье, соки, джемы, протёртые ягоды. В производстве плодоовощных консервов используются только свежие овощи и фрукты, в основном выращенные на полях и в садах Брестской области. Современное оборудование позволяет сохранить все витамины и минералы для здоровья покупателей. Натуральность и отсутствие консервантов делают продукцию предприятия конкурентоспособной не только на рынке Беларуси, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ПРУЖАНСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»
В результате оценки качества продукции могут быть приняты следующие пути повышения качества решения:
- изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов);
- изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки;
- изменение цен на продукцию;
- изменение порядка реализации продукции на рынке;
- изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
- изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
- изменение системы стимулирования поставщиков;
- изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции [22].
Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.
Повышение маркетинговой деятельности организации имеет два направления:
- первое – завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества;
- второе – адаптация и прямая защита отдельных элементов деятельности организации в условиях рыночной экономики [21, c 351].
Качество – важнейшая характеристика, обеспечивающая покупательскую способность продукции в ОАО «Пружанский консервный завод» в целом. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания международных рынков.
Повышение качества ОАО «Пружанский консервный завод» и стремление выхода на международные рынки сопровождается повышением заинтересованности к внедрению систем менеджмента качества (СМК) на базе международных стандартов ISO серии 9001: 2000. Совершенствование системы менеджмента качества в организации позволит получить тендерные преимущества, совершенствовать систему менеджмента, развивать атмосферу сотрудничества и оптимизировать производственные процессы.
В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2015 СМК должна быть задокументирована, а вся документация в ОАО «Пружанский консервный завод» должна поддерживаться в актуальном состоянии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Маркетинговая деятельность является эффективным инструментом совершенствования производства продукции, так как способствует наиболее полному удовлетворению требований рынка (потребителей), обеспечивает последовательное регулирование и корректирование в соответствии с изменяющимися обстоятельствами всей деятельности, включая управление производством, транспортировкой, упаковкой, сбытом, рекламой, техническим, сервисным и гарантийным обслуживанием, другими услугами в рамках мероприятий по расширению сбыта. Кроме того, маркетинговая деятельность обеспечивает эффективную организацию научно-исследовательской деятельности по созданию новых образцов и моделей продукции, координацию и планирование производства и финансирования, создание и совершенствование рациональной системы сбыта и распределения продукции, а также гибкую организацию производства соответствующих товаров, удовлетворяющих большинство запросов потребителей.
Чтобы определить эффективность маркетинговой деятельности на предприятии, необходимо в процессе разработки плана маркетинга определить критерии, относительно которых будет осуществляться измерение процесса в реализации плана маркетинга. Экономический эффект от маркетинговой деятельности может быть выражен показателями: увеличение объема продаж (в стоимостном и натуральном выражении), увеличение прибыли от реализации продукции, увеличение доли рынка конкретного предприятия.
Анализ экономического развития ОАО «Пружанский консервный завод» показал, что за исследуемый период наблюдается улучшение финансовых результатов ОАО «Пружанский консервный завод», несмотря на рост затрат, что проявилось в снижении уровня рентабельности работы предприятия. Анализ эффективности системы управления качеством ОАО «Пружанский консервный завод» показал, что качество продукции ОАО «Пружанский консервный завод» отвечает самым высоким критериям. На предприятии внедрена и действует система менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001-2001, ИСО 22000-2006, СТБ 1470-2012 и др.
Для информационного обеспечения в области качества на договорной основе с ОАО «Пружанский консервный завод» приобретаются и поддерживаются в рабочем состоянии технические нормативные правовые акты (ТНПА) внешнего происхождения – ГОСТы, СТП и др.
1. Фасхиев, Х. Модель управления качеством и конкурентоспособностью технических и социально-экономических объектов / Х. Фасхиев // Менеджмент качества. – 2014. – № 2. – С. 25-31.
2. Ятманов, А. В. Краткая история и мотивация системы управления качеством продукции / А. В. Ятманов // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. – 2017. – С. 298-300.
3. Минько, А.А. Менеджмент качества. / А.А. Минько. – СПб.: Питер, 2013. – 272 c.
4. Морозова, Ю. Ю. Организационно-экономические параметры системы управления качеством продукции / Ю. Ю. Морозова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2016. – № 2. – С. 36-39.
5. Фасхиев, Х. Оценка удовлетворенности потребителей как механизм повышения качества продукции / Х. Фасхиев // Менеджмент качества. – 2015. – № 1. – С. 27-33.
6. Цзинькэ, Ц. Управление качеством предприятий: анализ и модели управления качества / Ц. Цзинькэ // Социально-экономические процессы и явления. – 2017. – № 3. – С. 183-192.
7. Ятманова, А. А. Повышение конкурентоспособности продукции на основе эффективной системы управления качеством на предприятии / А. А. Ятманова // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. – № 5. – С. 248-251.
8. Самойлова, Е. М. Информационные технологии в системе управления качеством продукции / Е. М. Самойлова // Проблемы информации в образовании, управлении, экономике и технике. – 2016. – С. 208-212.
9. Менеджмент: учебник для студ. ВУЗов / под ред. Ф.М. Русинова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2013. – 502 с.
10. Мазур, И.И. Управление качеством: учеб. Пособие / И. И. Мазур. – М.: Высшая школа, 2015. – 334 с.
11. Хисамова, Э. Д. Управление качеством продукции в системе «Бережливое производство» / Э. Д. Хисамова // Казанская наука. – 2017. – № 3. – С. 23-25.
12. Лукманова, И.Г. Менеджмент качества: Учебник для бакалавров. / И.Г. Лукманова, Е.В. Нежникова. – М.: АСВ, 2012. – 168 c.
13. Коротина, Н. М. Методология управления бизнес-процессами и система управления качеством продукции / Н. М. Коротина // Символ науки. – 2017. – № 3. – С. 130-132.
14. Капырин, В.В. Системы управления качеством: учебник для студентов ВУЗов / В.В. Капырин, Г.Д. Коренев. – М.: Европ. Центр по качеству, 2012. – 323 с.
15. Володько, О.В. Экономика организации: учеб. пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй; под ред. О.В. Володько 2-е изд. исправ. и доп. – Минск: Вышейшая школа, 2015. – 399 с.
16. Ильенкова, С.Д. Управление качеством: учебник для ВУЗов / С. Д. Ильенкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 352 с.
17. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 299 c.
18. Романовская, Е. В. Анализ подходов к системе управления качеством продукции / Е. В. Романовская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8. – С. 236-239.
19. Коледенков, Д. Менеджмент качества – панацея или реальный инструмент конкурентоспособности / Д. Колесников // Менеджмент качества. – 2014. – № 4. – С. 19-23.
20. Калыгина Д. М. Управление качеством выпускаемой продукции // Молодой ученый. – 2016. – №14. – С. 338-341.
21. Окрепилов, В.В. Управление качеством / В.В. Окрепилов. – М.: ОАО «Экономика», 2007. – 639 с.
22. Патрушева, Е. Г. Методика оценки состояния маркетинга на предприятии / Е.Г. Патрушева // Маркетинг. – 2016. – № 1. – С.80–85.
23. Горбашок А.Е. Управление качеством: учебник для СПО / Е. А. Горбашко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 352 с.
24. Хаванская С.А. Управление затратами на качество как институт повышения эффективности менеджмента качества // Цифровые технологии в экономике промышленности. – 2019. – С 490-497.
25. Соловьева И.П. Контроль качества материалов как инструмент управления производственными рисками предприятия / И.П. Соловьева, М.В. Куприянова, Е.Е. Нефедова– М.: Modern economic success, 2019. – С 68-73.