ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМИДЖА СТУДЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО САМООЦЕНКИ
1.1 Сущность и психологические особенности самооценки
1.2 Сущность, виды и функции имиджа. Факторы, влияющие на формирование имиджа
1.3 Особенности развития личности в студенческом возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА СТУДЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО САМООЦЕНКИ
2.1 Организация и методы исследован
2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсового исследования состоит в том, что психологические особенности взаимосвязи самооценки и имиджа студентов являются одним из условий успешной обучаемости студентов. В последние десятилетия вопрос формирования имиджа приобрел очень большое значение. Влияние человека на большую часть окружения осуществляется именно посредством имиджа, поэтому правильный выбор имиджа является залогом успеха многих мероприятий. Люди подходят к оценке общества с точки зрения имиджа. С помощью имиджа человек показывает, какое место в обществе он отводит сам себе. Однако, несмотря на то, что феномен самооценки подробно изучен в психологической науке, анализ научной психолого-педагогической литературы показал недостаточную изученность взаимосвязи имиджа студента с самооценкой.
В ряде исследований рассматривается связь имиджа и Я-концепции. Так, Е.Б. Перелыгина соотносит «Я-концепцию», «Идеальное Я» и «образ Я у других» с имиджем. Она считает, что все эти символические структуры различны, в то же время именно расхождение между «Я-концепцией», «идеальным Я» и «образом себя у других» служит движущей силой деятельности по созданию имиджа. В то же время, люди часто выдвигают в качестве цели имиджа не «Я-идеальное», а некий символический «образ себя для других», который стремится к «Я-идеальному», но не всегда ему соответствует. Таким образом, деятельность по созданию имиджа фактически может служить повышению самооценки личности, подтягиванию «Я-концепции» к «идеальному Я».
Изучение взаимосвязи оценки и формирования позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической сфере, но и в студенческой среде. Изучение имиджа студента особенно важно и актуально, когда возрастают требования к будущему профессионалу, современному специалисту. От того, каков имидж студента, как представлен образ студентов вуза в сознании общественности, во многом зависит процесс привлечения абитуриентов, реализация перспективных проектов, общее положение вуза в образовательной системе.
Научная разработанность темы. Различные аспекты изучения самооценки и имиджа рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Е.С. Шороховой, И.С. Кона, Л.В. Бороздиной, В.В. Столина, А.И. Липкиной, А.К. Болотовой, А.В. Захаровой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Рождерса, Р. Бернса и других не менее известных авторов.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМИДЖА СТУДЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО САМООЦЕНКИ
1.1 Сущность и психологические особенности самооценки
Самооценка является основным компонентом самосознания и характеризует особенности отношения человека к собственной личности. Самооценка имеет определенную структуру и дифференцируется в зависимости от качественных содержательных характеристик. Рассмотрим определения понятия «самооценка» с позиций отечественных и зарубежных авторов.
Основные теории к анализу феномен самооценки изложены в работах отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой. В зарубежной психологии изучением самооценки занимались А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, Г. Мид, К. Роджерс, М. Розенберг и др.
В отечественных концепциях проблема становления и формирования самооценки рассматривалась в тесной связи с самосознанием в работах таких авторов как Б.Г. Ананьев, Г.С. Абрамова, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова.
По определению Р. Бернса, самооценка представляет собой ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент «Я концепции», самопознания, и как процесс самооценивания [12]. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента «Я концепции».
Согласно определению У. Джемса, самооценка является оценкой личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [23].
В рамках «Я концепции», как содержательной стороны самосознания, Ю.И. Мухина определяет самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей. Самооценка есть результат, своего рода проекция «реального Я» на «Я идеальное» [17]. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА СТУДЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО САМООЦЕНКИ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования состоит в изучении особенностей самооценки студента. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему и подобрать методы исследования. На основном этапе в соответствии с анализом научных данных было проведено эмпирическое исследование, направленное на их изучение особенностей самооценки студента. На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты количественной и качественной обработке, анализу и интерпретации.
База исследования:
Выборка исследования: 30 студентов (курс, институт, возраст от и до), 15 мужчин и 15 женщин.
Для достижения цели был использован тест «Экспресс диагностика уровня самооценки личности» (Н.П. Фетискин) (Приложение А).
Методика предназначена для оценки своих возможностей. На основе самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности.
2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования
Для исследования осуществлялась диагностика уровня самооценки у студентов с использованием методики Н.П. Фетискина. Первичные результаты диагностики по данной методики представлены в Приложении Б. В результате проведения диагностики получены следующие данные (таблица 2.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев и проанализировав основные аспекты психологической взаимосвязи имиджа студента и его самооценки, можно сделать соответствующие выводы.
Самооценка рассматривается как центральный компонент Я концепции и понимается как отражение человеком знаний о себе, связанное с его индивидуальными особенностями. Понятие самооценки непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Самооценка включена во множество связей с другими психическими образованиями.
Имидж – это социальный образ, стремящийся к идеалу. Он отражается в общественном сознании и общественном бессознательном в результате взаимодействия личности с данным социальным объектом. Это проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей. Имидж должен скрывать недостатки и подчеркивать достоинства.
Несмотря на огромное количество психологических и исследований самооценки, проблема взаимосвязи и взаимообусловленности самооценки с имиджем студентов является малоизученной.
Нами было проведено исследование, цель которого состоит в изучении особенностей самооценки студента. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно. Для исследования осуществлялась диагностика уровня самооценки у студентов с использованием методики Н.П. Фетискина.
Можно сделать вывод, что студенты, которые принимали участие в данном исследовании, характеризуются преобладанием высокого уровня самооценки. У женщин преобладает средний уровень. Они время от времени стараются подладиться под мнения других. Но у мужчин – высокий уровень самооценки. Им свойственно правильно реагировать на замечания других, а также они редко сомневаются в своих действиях.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 155 с.
2. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – 1974. – Вып. 2. – С. 3-15.
3. Афанасьева, Т.М. Семья / Т.М. Афанасьева. – М.: Просвещение, 1988. –286 с.
4. Берд, П. Социально-психологические факторы профессиональной подготовки государственных служащих / П. Берд. – Минск: Амалфея, 2004. – 78 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдовой В.В. – М.: Академия, 2011. – 567 с.
6. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
7. Егорова-Гантман, Е.В. Имидж лидера / Е.В. Егорова-Гантман. – Москва: Знание, 1994. – 256 с.
8. Заслуженок, В.Н. Заниженная самооценка учащихся: диагностика и коррекция // Адукацыя i выхаванне. – 2000. - № 2. – с.11-16.
9. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – М.: Академический проект, 2019. – 406 с.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя. – Ростов н / Д., 2017. – 266 с.
11. Ковалева, Е.Н. Имидж организации: концептуализация подходов / Е.Н. Ковалева // Научный журнал НИУ ИТМО. – 2015. – № 3. – С. 316-330.
12. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон – М. : Приори, 2013. – 176 с.
13. Малиновский, И.Н. Формирование самооценки // Адукацыя i выхаванне. – 2004. – № 11. – С.12-15.
14. Манякина, Е.И. Политический лидер: процесс формирования имиджа: дис. … канд. полит. наук: 23.00.02 / Е.И. Манякина. – М., 1994. – 228 с.
15. Минаева, Л.В. Имидж руководителя / Л.В. Минаева // Государственное управление. Электронный вестник. – 2003. – № 1. – С. 1-5.
16. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. – М., 2001. – 320 с.
17. Мухина, Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания / Ю.И. Мухина // Вопросы науки и образования. – 2018. – №1. – С. 12-17.
18. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / пер. А.М. Пятигорский. – СПб., 2003. – 192 с.
19. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – Москва: Рефл-бук, 2006. – 576 с.
20. Смирнов, С.Д. Психология и педагогика в высшей школе / С.Д. Смирнов. – М.: Юрайт, 2020. – 352 с.
21. Сэмпсон, Э. Имиджелогия / Э. Сэмпсон. – Москва: Кладезь-Букс, 1995. – 40 с.
22. Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. –Ростов- на-Дону: Феникс, 2005. – 472 с.
23. Эйестад, Г. Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей / Гюру Эйестад; Пер. с норвежского Н. Шинкаренко. – М. : АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 294 с.
24. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под редакцией Д.И.Фельдштейна. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.
25. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Университетская книга, 1996. – 344 с.
26. Ягер, Дж. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Дж. Ягер. – Москва: АОЗТ «Джон Уайли энд санз», 1994. – 288 с.