Организация индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с повышенными способностями к обучению
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с повышенными способностями к обучению»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Организация индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с повышенными способностями к обучению
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Детский сад №11, ГУО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Матрица Равена».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Э.Ф. Замбацявичене».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста
1.1 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности выявления детей старшего дошкольного возраста, имеющих повышенные склонности к обучению
1.3 Методики работы с детьми старшего дошкольного возраста с повышенными способностями к обучению
Глава 2. Практические аспекты организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с повышенными способностями к обучению
2.1 Экспериментальное исследование определения способностей детей к обучению
2.2 Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста с повышенными склонностями к обучению
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с новыми профессиональными стандартами индивидуализация образовательного процесса является одной из важных обязанностей педагога. Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста позволяет структурировать образовательный комплекс таким образом, чтобы обеспечить учет возрастных, физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, т.е. реализовать один из основных принципов обучения. В то же время, педагогические занятия, проводимые с учащимися разных возрастных групп индивидуально, должны разрабатываться с учетом содержания программы, психофизиологических особенностей детей и в то же время обеспечивать решение личностных образовательных проблем.
Несмотря на то, что дети старшего дошкольного возраста демонстрируют высокий уровень самостоятельности, организация индивидуальной воспитательной работы должна вестись по тому же принципу, что и в других группах – с воспитанниками, которые часто отсутствуют в дошкольных учреждениях по причине болезни или специфики занятости родителей, проявляют медлительность или, наоборот, повышенную нервную возбудимость.
Однако, в данной системе есть и второй вариант обучения, при котором есть необходимость в проведении индивидуальной работы с детьми, которые проявляют более высокий уровень обучаемости. Этот факт обусловлен тем, что данная группа детей также является довольно уязвимой при формировании образовательного процесса и есть необходимость в стимулировании процесса их мотивации к дальнейшему продолжению обучения [1, с.55].
Исследователями, которые изучали особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с повышенными способностями к обучению, занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как А. Апресова, Ю.А. Афонькина, Е.В. Бритвина, Л.А. Венгер, Н.Н. Касабуцкий, Н.А. Короткова и т.д.
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста
1.1 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Период развития детей дошкольного возраста характеризуется формированием основных личностно-психологических особенностей, именно в это время создаются предпосылки для формирования социальных и нравственных качеств личности. Социальная ситуация развития – интересы ребенка находятся в мире взрослых [2, с.58].
Ребенок дошкольного возраста активно развивает зрительное и творческое мышление, непроизвольную память и формирует основы логического мышления. Формируется «символическая функция сознания», которая создает возможность решать задачи «для себя» во внутреннем плане. Наличие внутренней поддержки, признаков наличия реальных предметов и дает возможность детям решать достаточно сложные задачи в своем сознании, что необходимо для успешной учебной деятельности в первых классах школы.
В период с 5 до 7 лет ребенок впервые психологически выходит за пределы семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый человек действует не только как конкретный человек, но и как образ. Этот возраст характеризуется периодом, когда сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста и становится значимым лицом общения. Дети этого возраста начинают воспринимать и себя, и другого, сверстника, в целом человека, проявлять к нему личное отношение [20, с. 135].
Старший дошкольник стремится участвовать в жизни общества в целом, прием в школу более доступен в его восприятии как способ реализации этого стремления. Ребенок стремится всеми возможными способами продемонстрировать, что он уже взрослый, что он много знает и понимает и что он или она хочет постоянно участвовать во взрослых разговорах, выражать свое мнение и даже навязывать его другим [25, с. 213].
Глава 2. Практические аспекты организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с повышенными способностями к обучению
2.1 Экспериментальное исследование определения способностей детей к обучению
База исследования: ГУО «Детский сад №11». В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста. Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 (33%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Этапы экспериментального исследования:
1. На первом этапе осуществлялся подбор литературы, подбор методического материала, выбор методов исследования и проведение констатирующего этапа исследования.
2. На втором этапе исследования проводился формирующий этап и определялись особенности развития способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. На третьем этапе проводился контрольный этап исследования, результаты сравнивались и формировались выводы по результатам проведения исследования.
Цель эмпирического исследования: способствовать определению детей, демонстрирующих повышенные способности к обучению.
Методики исследования:
1. «Матрица Равена» (Приложение А).
Методика предназначена для изучения логического мышления. Также данная методика предназначена для оценки зрительно-воображаемого мышления младшего ученика. Матрица Ворона имеет два варианта: черно-белый и цветной. Цветная версия, более простая, чем черно-белая, предназначена для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет. Использовалась черно-белая версия.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между детьми являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
Выявление детей с повышенными способностями к обучению представляет собой комплексный подход, который включает различные способы и средства оценки. Основными методами являются такие как наблюдение и эксперимент.
Для работы с детьми, у которых наблюдается повышенная способность к обучению, используются такие методы работы как исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный и синектика.
С целью определения категории детей с повышенными способностями к обучению, нами было проведено экспериментальное исследование при помощи методик «Матрица Равена», методика «Э.Ф. Замбацявичене». В ходе исследования было отмечено, что для детей старшего дошкольного возраста, в основном, характерными являются такие особенности как средний уровень развития логического мышления и мыслительных операций.
Нами была проведена формирующая работа, в рамках которой было определено, что дети стали активнее участвовать в процессе обучения.
После проведения формирующей работы нами была проведена повторная диагностика, в ходе которой были получены результаты, которые указывали на положительное влияние формирующей работы на процесс формирования индивидуальной работы с детьми с повышенными способностями к обучению.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям, которые строят свою деятельность в рамках опрелеления индивидуальной работы с детьми, демонстрирующими повышенную склонность к обучению.
1. Апресова, А. Окно в школьный мир. Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ) / Н.М. Гордова. – М.: АРКТИ, 2011. – 232 с.
2. Афонькина, Ю.А. Как научить дошкольника правильно думать / Т.Э. Белотелова. – М.: АРКТИ, 2011. – 152 с.
3. Бритвина, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detkii-sad/raznoe/psihologo-pedaqoqichesckoe-soprovozhdenie-intellektualno-odaryonnyh-detey/.
4. Венгер, Л.А. 1989. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.: Кн.для воспитателя дет.сада /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говоровва и др./под общ.ред. Л.А. Венгера. –М.: «Просвещение», 2015. – 236 с.
5. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. – М., 2009. – 243 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 256 с.
7. Галянт, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности / И. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С.26-38.
8. Гильмеева, Р., Сибгатуллина И. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении или что можно сказать об одаренности сегодня. – Казань: Медицина,1997. – 284 с.
9. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 22-23.
10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. – 258 с.
11. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – С. 21-27
12. Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн.для воспитателей дет. сада и родителей /Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская: под общ. ред. А.А. Столяра. – М.: «Просвещение», 2013. – 235 с.
13. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 2003. – 354 с.
14. Короткова, Н.А. 2008. Проблема дифференцированного подхода к образовательному процессу в детском саду//Ребенок в детском саду. –№5. – С.2-5.
15. Короткова, Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса в детском саду//Ребенок в детском саду. – №6. – С.2-9.
16. Короткова, Н.А. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников//Ребенок в детском саду. – №4. – С.7-16.
17. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – М.: Воронеж, 2007. – 256 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших уч. заведений / В.С. Мухина – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
19. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 271 с.
20. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 2004. – 265 с.
21. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2000. – 145 с.
22. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / Воображение – В 2 т. – Т. 1 – М., С.А. Рубинштейн. – 1999. – 344 – 360 с.
23. Щербаков, А.И. Практикум по общей психологии / А.И. Щербаков. – М., 2000. – 243 с.
24. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб., 2006. – 376 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Матрица Равена».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Э.Ф. Замбацявичене».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты