Понятие, основные направления и функции социальной сферы в Республике Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Понятие, основные направления и функции социальной сферы в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Социальная политика»
2021
45.00 BYN
Понятие, основные направления и функции социальной сферы в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная политика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, КАК СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Республика Беларусь как социальное государство
1.2 Развитие социальной сферы Республики Беларусь
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ЕЕ ФУНКЦИИ
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ (НА ПРИМЕРЕ НЕСВИЖСКОГО РАЙОНА). СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь на конституционном уровне провозглашена социальным государством, которое ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Основными направлениями социальной деятельности государства являются обеспечение конституционных прав граждан в области образования, охраны труда и здоровья, пенсионного обеспечения, культуры, спорта; защита прав женщин и детей, молодежи; организация эффективной занятости населения и др.
Одной из причин выбора модели социального государства стало осознание того, что государственно-организованное общество должно обеспечивать определенную преемственность в отношении своей безопасности перед лицом таких серьезных рисков, как старение, болезни или потеря работы. После распада СССР и создания СНГ помимо нашей республики принцип социального государства был провозглашен в Конституциях России, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии и Украины. Принцип социального государства закреплен в Конституциях Франции (1958 г.) и Испании (1978 г.).
Даже в тех зарубежных конституциях, где статус социального государства прямо не провозглашен, содержатся публичные обязательства обеспечивать достойную жизнь граждан, гарантируются их социальные права, определяются принципы социальной политики. Например, социальные права и публичная обязанность обеспечивать достойную жизнь своему народу закреплены в конституциях Швеции, Швейцарии, Италии, Португалии, Индии, Бразилии, Боснии и Герцеговины.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования института понятия, основных направлений и функций социальной сферы в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, КАК СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Республика Беларусь как социальное государство
В научной литературе распространено понимание социальности как системы связей, отношений в обществе с участием в них индивидов и их объединений. В это определение можно добавить и таких субъектов соответствующих отношений, как государственные и муниципальные структуры (прежде всего органы публичной власти), а также хозяйствующие субъекты. Соответственно, задачи социальности относятся не только к сфере труда и быта, хотя нельзя отрицать ключевое значение этого пути ее выражения.
Примечательно, что социальность – это публичная объединительная задача государства, гражданского общества в целом и особенно объединений граждан в реализации их индивидуальных возможностей не только в части самообеспечения, но и помощи другим людям, социуму и государству, бизнес-сообществу, местному (территориальному) самоуправлению.
Появление в конституции страны статьи о социальном государстве, как думается, объясняется следующими факторами [19, с. 340]:
• в силу их сложности значительную часть социальных задач государство должно взять на себя, но одновременно это означает, что оно способно их решать;
• важное значение имеет организаторская роль государства: оно в состоянии не только многое делать самостоятельно, но и объединять, координировать соответствующие усилия и направления деятельности всех субъектов, которые способны что-то делать в данной сфере;
• именно государство должно не допускать перекосов в социальной деятельности, которые рождают иждивенческие склонности у тех или иных субъектов бытовой и общественной жизнедеятельности. Знакомство с Европейской социальной хартией 1996 г. позволяет увидеть, что подавляющее число ее предписаний обращены к сферам труда, трудовой занятости и деятельности, защите прав и свобод личности именно в них. Это огромный прогресс, поскольку хартия – документ, принятие которого свидетельствует о том, что страны, подписывающие его, становятся частью процесса реализации социальных задач.
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ЕЕ ФУНКЦИИ
Социальное государство определяют как форму организации общества, в котором принципы социальной справедливости не только законодательно закреплены, но и последовательно осуществляются во всех сферах жизни. Реализуя принципы социальной справедливости, государство разрабатывает систему мероприятий, направленных на сглаживание в обществе социальных противоречий, обеспечение общественного прогресса, предоставление каждому возможности распоряжаться своими способностями к труду, иметь надлежащие жилищные условия и питание, средства передвижения, медицинскую помощь, образование, профессию и т.д. [5].
Социальное государство при этом не выполняет патерналистскую роль, то есть не является постоянным опекуном граждан, не обеспечивает их содержание посредством распределения социальных благ. Его роль заключается в предоставлении каждому гражданину возможности своим трудом обеспечить достойный уровень жизни себе и членам своей семьи. И в этой связи большое значение придается реализации конституционного принципа, закрепленного в статье 41 Конституции Республики Беларусь, о праве каждого гражданина на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, а также на здоровые и безопасные условия труда. Механизм реализации этого права обеспечивают нормы Трудового кодекса Республики Беларусь, обновленная редакция которого вступило в силу 28 января 2020 года.
Подписание Главой государства соответствующего закона 18 июля 2019 г. является важным этапом обновления законодательства в сфере трудовых отношений. В Трудовом кодексе появились правила выполнения работы дистанционно, закреплены дополнительные социально-трудовые гарантии отдельным участникам трудовых отношений. Реализации гражданами права на труд способствует формирование гибкой и активной политики занятости населения, отвечающей объективным тенденциям развития экономики и создающей позитивные стимулы на рынке труда, расширение возможностей профессионального обучения безработных основам предпринимательской деятельности, а также оказание финансовой поддержки безработным, организующим предпринимательскую деятельность. Воплощению в жизнь этой функции социального государства содействует Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь», изменение норм которого планируется в следующем году. Еще одна важная задача социального государства – обеспечение реализации каждым гражданином права на жилище.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ (НА ПРИМЕРЕ НЕСВИЖСКОГО РАЙОНА). СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Социальная сфера в Республике Беларусь регулируется и регламентируется детально общей социальной политикой Республики Беларусь.
Совокупность отраслей, непосредственно связанных c формированием уровня жизни населения, входит в состав отраслей социальной сферы. В него включают: здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру, социальное обеспечение, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь. Здравоохранение и образование по свой значимости занимают первое место по влиянию на уровень жизни населения страны и в том числе в Несвижском районе.
В соответствии с постановлением Республиканской конференции "Об итогах основных направлений деятельности кардиохирургических служб, внутрисосудистой и сосудистой хирургии Республики Беларусь в 2018 и 2019 годах" деятельность кардиохирургических служб, кардиохирургических служб и сосудистой хирургии Республики Беларусь является показателями выполнения государственной программы "Здоровье и безопасность населения Республики Беларусь" на 2016-2020 годы, других приказов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, направленные на повышение качества и доступности кардиохирургической и высокотехнологичной кардиохирургической помощи, стабилизацию заболеваемости и снижение смертности в Республике БСК. Была проведена 41 пересадка сердца, в том числе 10 иностранцам.
В то же время, несмотря на ряд профилактических мероприятий, заболеваемость БСК в республике неуклонно росла с 1980-х годов. Основными заболеваниями являются артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания [19, с. 340].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное государство определяют как форму организации общества, в котором принципы социальной справедливости не только законодательно закреплены, но и последовательно осуществляются во всех сферах жизни.
Реализуя принципы социальной справедливости, государство разрабатывает систему мероприятий, направленных на сглаживание в обществе социальных противоречий, обеспечение общественного прогресса, предоставление каждому возможности распоряжаться своими способностями к труду, иметь надлежащие жилищные условия и питание, средства передвижения, медицинскую помощь, образование, профессию и т.д. [5].
Социальное государство при этом не выполняет патерналистскую роль, то есть не является постоянным опекуном граждан, не обеспечивает их содержание посредством распределения социальных благ.
Его роль заключается в предоставлении каждому гражданину возможности своим трудом обеспечить достойный уровень жизни себе и членам своей семьи.
И в этой связи большое значение придается реализации конституционного принципа, закрепленного в статье 41 Конституции Республики Беларусь, о праве каждого гражданина на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Механизм реализации этого права обеспечивают нормы Трудового кодекса Республики Беларусь, обновленная редакция которого вступило в силу 28 января 2020 года.
Формы социальной поддержки граждан Республики Беларусь охватывают лишь часть социальных функций государства.
Однако, несомненно, все они направлены на выполнение основной задачи социального государства: повышение качества жизни населения, обеспечение достойного уровня жизни каждого гражданина и социальное обеспечение тех, кто по объективным причинам не в состоянии реализовать свой потенциал.
1. Аналитическая записка о выполнении Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы // Сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/system/extensions/ spaw/uploads/files/Gos.programma-realizatsija-1.pdf.
2. Архив ГНУ «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси» за, 2019 г. – Материалы респуб. мониторингов (2018, 2019 гг.).
3. Бюджет Республики Беларусь на 2019 год для граждан // Сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ upload/ bp / budjet/budjet2019.pdf.
4. Гавриков А.В. Интернет-пространство как объект политической борьбы в трансформации политической системы Республики Беларусь // Информационная революция и вызовы новой эпохи – стимулы формирования современных подходов к информационной безопасности: в 2 т.: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 29–30 ноября 2018 г.). Минск: ИНБ, 2019. Т. 1. С. 112–117.
5. Жилищный фонд // Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnayasfera/zhilischnye-usloviya/.
6. Ісакова Т.О. Протестні рухи в інформаційному суспільстві: соціальнопсихологічні аспекти // Стратегічні пріоритети. 2013. № 2 (27). С. 104–110.
7. Конституции государств – участников СНГ / Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. – М.: Норма Инфра, 1999. – 715 с.
8. Конституция Испании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM. – Дата доступа : 11.02.2021.
9. Конституция Франции. Полный текст Конституции 1958 года с изменениями, внесенными 23 июля 2008 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.conseil-constitutionnel.fr/sites/default/ files/as/root/bank_mm/constitution/constitution_russe_version_aout2009.pdf
10. Лукашенко распорядился выделить $5,7 млн. для реконструкции центра в Раубичах // Сайт новостного агенства Sputnik [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sputnik.by/sport/20191010/1042952086/ Lukashenko rasporyadilsya – vydelit-57-mln-dlya-rekonstruktsii-tsentra-vRaubichakh.html/.
11. Народонаселение мира в 2018 году // Сайт фонда ООН в области народонаселения ЮНФПА Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belarus.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/SWP2018- RUSSIAN -web%20%282%29.pdf.
12. Нечаева, Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Е.Г. Нечаева ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – М., 2007.
13. Об утверждении Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы ( Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [ Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http://www.pravo.by /document/?guid=3961&p0=C21600200.
14. Основные показатели деятельности организаций культуры // Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/solialnayasfera/kult/.
15. Основные показатели здравоохранения // Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 286 http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnayasfera/zdravoohranenie_2/.
16. Основные показатели образования // Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/solialnaya-sfera/obrazovanie/ godovyedannye_5/osnovnye-pokazateli-obrazovaniya/.
17. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс].
18. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/ program_ek2016-2020.pdf.
19. Пушкин А.Л. Общественно-политические практики населения Беларуси. В структуре повседневности // Научные труды КубГТУ. 2017. № 6. С. 334–343.
20. Резолюция Республиканского совещания по итогам работы кардиологической, кардиохирургической служб, служб рентгенэндоваскулярной и сосудистой хирургии Республики Беларусь в 2018 году и основным направлениям деятельности на 2019 год // Сайт Республиканского научно-практического центра «Кардиология» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cardio.by /files/299/Rezolyutsiya-2019-g..pdf.
21. Республика Беларусь в зеркале социологии: сб. материалов соц. исслед. за 2017–2018 гг. / под общ. ред. А.П. Дербина. Минск: Белорусский Дом печати, 2018. 180 с.
22. Цечоев, В.К., Швандерова, А.Р. Теория государства и права : учебник / В.К. Цечоев, А.Р. Швандерова. – М.: Прометей, 2017. – 330 с.
23. Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/otchetpravitelstva-natsionalnogobanka-oblispolkomov-i-minskogo-gorispolkoma-18224/.
24. Education Index (Индекс уровня образования) // Сайт Программы развития Организации Объединѐнных Наций (ПРООН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hdr.undp.org/.
25. QS World University Rankings by Region 2020 // Сайт международного рейтинга QS World University Rankings [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.topuniversities.com/regional-rankings/.%E2%94%80.
26. Webometrics // Сайт международного рейтинга Webometrics [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://www.webometrics info/en/europe / belarus.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты