Психологические особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников»
по дисциплине: «Психология детей и подростков»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология детей и подростков
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Социометрический метод.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты социометрии в коллективе младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты социометрии в коллективе младших школьников.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понятия «межличностные отношения»
1.2 Развитие межличностных отношений младших школьников
1.3 Факторы, которые оказывают влияние на формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования межличностных отношений в младшем школьном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в большей части жизнедеятельность человека осуществляется в малых группах, среди которых: семья, группы сверстников, учебные и трудовые коллективы. Именно в этих группах происходит формирование личности, находят свое проявление ее качества.
Отношения с другими людьми играет важную роль в развитии личности ребенка. Первый опыт межличностных отношений во многом определяет особенности отношения ребенка к себе, к другим, к окружающей действительности в целом.
Проблема межличностных отношений младших школьников не теряет своей актуальности среди специалистов в области психологии и педагогики. Многоаспектное исследование межличностных отношений в детском возрасте имеет огромное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано со значимой ролью, которую играет взаимодействие с окружающими людьми в развитии психики, формировании личности и хода социализации ребенка.
Особое значение для развития личности младших школьников несет себе ученический коллектив и отношения, выстраиваемые в нем. Коллектив опосредствует связи школьников с социумом, трансформируя оказываемое на него воздействие. В коллективе школьник получает возможность проявить свою позицию. Именно в группе у индивида появляется возможность по-новому взглянуть на свое «Я»: начинает идентифицировать себя с группой, что приводит к изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире.
Межличностные отношения младшего школьника играют важную роль в развитии его личности. Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Потому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.
Проблема межличностных отношений анализируется в работах в Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского. Среди современных исследователей проблем межличностных отношений можно назвать таких авторов как С.В. Духновский, Е.П. Ильин, Е.Ю. Клепцова, В.Н. Куницына.
Вопросами личностного развития учащихся младших классов занимались такие известные ученые как Т.В. Архиреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Е.Н. Каменская, В.С. Мухина, Д.Ф. Обухова, Д.И. Фельштейн, Д.Б. Эльконин.
На сегодняшний день накоплен достаточно большой материал по вопросам развития межличностных отношений в дошкольном и подростковом возрасте. Младший школьный возраст является менее освещенным в этом контексте, что обусловливает необходимость изучения этой проблемы.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понятия «межличностные отношения»
Анализируя психолого-педагогическую литературу по вопросам межличностных отношений, мы столкнулись с множеством подходов к характеристике понятия «межличностные отношения». Очень часто в научных публикациях понятие «межличностные отношения» отождествляется с такими понятиями как «межличностное взаимодействие», «межличностное общение», «взаимоотношение», «взаимодействие» и т.д. По мнению Т.А. Репиной, межличностные отношения сводятся к общению и предметным взаимодействиям, «особенно часто отождествляются понятия отношение и взаимодействие, отношение и любая связь между людьми, в том числе общение, общение и совместная деятельность» [18, с. 31].
Впервые категория «отношения» было выдвинуто А.Ф. Лазурским, в концепции личности которого основным понятием при изучении человека было «отношение личности к разного рода внешним возбудителям» [13, с. 126]. Позже В.Н. Мясищев разработал свою «психологию отношений личности», утверждая, что специфической характеристикой личности выступает система отношений человека к окружающему миру, к самому себе. Автор считает, что отношения личности всегда включены во взаимоотношения в коллективе, которые формируют человека как личность, поэтому особого внимания заслуживают проблемы взаимодействий и взаимоотношений [16].
Опираясь на данное положение, можно утверждать, что система межличностных отношений, в которые включен младший школьник, влияет на личностное развитие, деятельность ребенка, а также межличностные отношения с одноклассниками являются показателем его школьного благополучия.
Межличностные отношения существенно отличаются от общественных отношений тем, что в их основе лежит эмоциональное начало, они строятся на основе чувств, эмоций, возникающих у людей по отношению друг к другу.
С одной стороны, межличностные отношения представляют собой субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, которые люди используют для осуществления взаимного восприятия и взаимной оценки.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование межличностных отношений в коллективе младших школьников осуществляется в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей межличностных отношений в коллективе младших школьников с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Для достижения цели можно использовать следующие методики:
1. Социометрический метод (в адаптации Я.Л. Коломинского) [11].
2. Методика «Мозаика» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова) [20].
Краткое описание методик.
Социометрический метод (в адаптации Я.Л. Коломинского).
Социометрический тест впервые был предложен Дж. Морено в 1934 г. Большую работу по его адаптации проделали советские психологи Я.Л. Коломинский, И.Л. Волков и др.
Назначение методики: измерение межличностных взаимоотношений в группе. Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся. С помощью социометрии можно определить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп
Методика «Социометрия» Дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.
Задачи диагностического исследования:
– измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
– выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
– обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Сущность социометрического метода заключается в выборе учащимися из класса партнеров для совместной деятельности в определенных заданных условиях. Сделанный каждым учеником выбор показывает, кому из соучеников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а подробный анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности каждого ученика и класса в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система межличностных отношений, в которые включен младший школьник, влияет на личностное развитие, деятельность ребенка, а также межличностные отношения с одноклассниками являются показателем его школьного благополучия. Межличностные отношения существенно отличаются от общественных отношений тем, что в их основе лежит эмоциональное начало, они строятся на основе чувств, эмоций, возникающих у людей по отношению друг к другу Формирование межличностных отношений младших школьников представляет собой процесс становления у ребенка определенных установок, ориентаций, ожиданий и др., которые определяются содержанием, целями, ценностями и организацией их совместной деятельности; это процесс постоянный и непрерывный.
Формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте обусловлено не только особенностями возрастных изменений, но и социокультурными предпосылками. Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с педагогами и сверстниками, с включением в новый коллектив, в новый вид деятельности. Именно межличностные отношения играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью.
На формирование, развитие межличностных отношений влияют следующие условия и факторы:
самооценка – это оценка личности самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей;
уровень тревожности – склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий;
темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости и других характеристиках.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : учебное пособие для студентов / В. В. Абраменкова. – М. : ООО «ПЕР СЭ», 2018. – 384 с.
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студентов педвузов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
3. Безродных, Т. В. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста. Современные образовательные технологии: психология и педагогика / Т. В. Безродных. – Новосибирск : ЦРНС, 2015. – 311 с.
4. Березовин, Н. А. Стиль отношения учителя к детям и межличностные отношения в классе / Н. А. Березовин, Я.Л. Коломинский. – Министерство образования Республики Беларусь; Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2019. – С. 148-167
5. Брыкова, А.С. Структура межличностных отношений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в образовательном процессе / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.10. – «Коррекционная психология (олигофренопсихология)». – Минск: НИО, 2017.
6. Вартанова, JI. P. Дидактическая игра как антропотехническое средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога : автореф. дис. канд. пед. Наук / Л. Р. Вартанова. – Ставрополь, 2017. – 21 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. –М. : Юрайт. – 2016. – 365 с.
8. Газман, О. С. Детский коллектив как субъект воспитания // Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли : А. Ю. Гордина, Л. И. Новиковой ; под ред. А. Ю. Гордина. – М. : Педагогика, 2016. – 71-109 с.
9. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2015. – 152 с.
10. Емельянова, И. Г. Особенности межличностных отношений в современных младших школьников / И. Г. Емельянова. – М. : Новая школа, 2015. – 35-38 с.
11. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.: Изд-во: АСТ, 2015. – 448 с.
12. Кудусова, Т. Х. Личностные особенности младших школьников, способствующие развитию их межличностных отношений : Т. Х. Кудусова, Н. Н. Мозговая // Международная научно-практическая конференция «Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития». – Нижний Новгород, 2015.
13. Лазурский, А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы : А. Ф. Лазурский. – СПб. : Алетейя, 2017. – 192 с.
14. Минькова, И.Н. Межличностные отношения младших школьников на этапе перехода из начальной школы в среднюю [Текст] / И.Н. Минькова // Вестник Белорусского гос. университета культуры и искусств. – 2016. – № 6. – С. 66-82.
15. Мокина, Я. А. Особенности межличностных отношений младших школьников / Я.А. Мокина // Вестник Науки и Творчества. 2016. – 118-122 с.
16. Мясищев, В. Н. Психология отношений / под ред. A. A. Бодалева. - М. : Изд-во Институт практической психологии, 2015. - 356 с.
17. Нагорнова, А. Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. – 2015. – 38-42 с.
18. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т. А. Репина. – М. : Педагогика, 2018. – 232 с.
19. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками : учеб. Пособие / Е. О. Смирнова. – М. : Академия, 2018. – 160 с.
20. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 158 с.
21. Фельдштейн, Д. И. Человек как созидатель и носитель социального / Д. И. Фельдштейн. – М. : Педагогика, 2017. – 65 с.
22. Шамухаметова, Е.С. Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников [Текст] / Е.С. Шамухаметова // Вестник КГУ. – 2015. – № 2. – С. 132-137.
23. Шкуричева, Н. А. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Шкуричева. – М., 2016. – 185 с.
24. Яковлева, Е.В. Детский школьный коллектив как угроза социального развития младших школьников [Текст] / Е.В. Яковлева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 137-141.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Социометрический метод.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты социометрии в коллективе младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты социометрии в коллективе младших школьников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты