Физические лица как субъекты гражданских правоотношений
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Физические лица как субъекты гражданских правоотношений»
по дисциплине: «Гражданское право»
2021
45.00 BYN
Физические лица как субъекты гражданских правоотношений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 2 ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 3 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
ГЛАВА 4 ЗНАЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Исследование правового положения субъектов гражданских правоотношений относится к числу наиболее важных проблем правовой науки. Возможность физических лиц выступать в качестве субъектов правоотношений обеспечивается правовым регулированием. Законодатель устанавливает условия, при наличии которых физическое лицо может быть субъектом прав и обязанностей. Одним из главных условий является наделение гражданина способностью иметь права и обязанности – правоспособностью, а также распоряжаться предоставленными правами – дееспособностью.
В качестве объекта курсовой работы выступает совокупность гражданско-правовых отношений, субъектом которых выступает физическое лицо.
Предметом настоящего курсового исследования являются нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), а также нормы иных нормативных правовых актов, определяющих возможность субъектов (физических лиц), участвовать в гражданских правоотношениях.
Целью исследования является определение правового статуса физических лиц, в том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы, как субъектов гражданских правоотношений, через определение содержания и объема их право- и дееспособности.
1 ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В настоящее время законодательство называет три группы субъектов гражданских правоотношений: физические и юридические лица, а также публично-правовые образования. Изначально субъектами права, в том числе гражданских правоотношений, признавались только физические лица.
Само понятие «физическое лицо» многогранно из-за многочисленных интерпретаций его правовой природы. Это объясняется и большой смысловой нагрузкой термина.
Для того, что выяснить современную интерпретацию данного термина, необходимо обратиться к исторической справке. Так, при изучении советского законодательства и научных работах установлено, что индивидуальный субъект права обозначался главным образом через понятие «гражданин».
Так, О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский дают следующее определение: «Субъект права – это лицо, способное быть участником правоотношений, способное выступать в качестве носителя прав и обязанностей» [9, с. 164].
А.В. Мицкевич полагал, что «субъектами права могут выступать только люди, обладающие сознанием и волей, и создаваемые ими организации, ведущие ту или иную деятельность в конечном счете также по воле и в интересах общественных групп людей, классов или всего народа» [14, с. 33].
Авторы тех лет выделяли две основные категории субъектов права: граждан (физические лица) и организации. Данная классификация осуществлялась на основании известного факта о том, что в правоотношения могут вступать не только индивидуальные, но и коллективные субъекты.
В советском законодательстве страны люди как субъекты гражданского права долгое время именовались «граждане» (глава 2 ГК БССР 1964 г.). В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г., использовалась формулировка «граждане» и в скобках уточнение «физические лица». Аналогичная формулировка используется и в ГК, в том числе в названии главы третьей.
2 ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Институт гражданской правоспособности берет свое начало еще со времен существования древнего Рима. Не все физические лица, проживающие в этом городе – родоначальники демократии, являлись изначально одинаково равноправными гражданами, т.к. этого не допускал рабовладельческий характер римского государства. Правоспособность являлась привилегией определенных слоев населения [11, с. 58]. Позже, в 212 году н.э. император Каракалла даровал каждому римскому гражданину такую возможностью – являться правоспособным гражданином [15, с. 53-61].
Конечно, прошло много веков, но идея наделения человека «правовой свободой» приобрела широкое развитие во множестве стран. Для современного государства, правового, демократического, социального, характерно то, что каждый его подданный находится не только под его защитой, но также является и непосредственным субъектом права. Данная привилегия выражается в том, что человек становится непосредственным носителем юридических прав и обязанностей, и тем самым может считаться гражданином правоспособным.
В общем смысле, гражданская правоспособность (от римского слова «caput») – есть способность гражданина иметь права, нести обязанности, быть субъектом права, и, следовательно, получать защиту от государства. Если рассмотреть данное определение в дефинициях ученых – юристов, то можно убедиться, что сущность правовой категории «гражданская правоспособность» у всех примерно одинаковая.
Например, И.А. Зенин определят гражданскую правоспособность как «потенциальную способность физического лица иметь гражданские права и реализовывать обязанности» [8, с. 55-64].
Р.О. Халфина отмечает следующее: «Правоспособность – это право, предоставляющее субъекту возможность иметь любые не запрещенные законом права и нести обязанности» [26, с. 53].
3 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
Согласно ст. 20 ГК, дееспособность гражданина представляет собой его способность к получению и реализации гражданских прав, а также принятию и исполнению обязанностей. Это состояние возникает у большинства людей при их вступлении в совершеннолетний возраст (для Республики Беларусь – 18 лет). Это объясняется тем, что только лицо, достигшее такого возраста, обладает сложившейся психикой и может правильно оценивать свои действия и руководить ими. Следовательно, не всякое правоспособное лицо является дееспособным, а только достигшее указанного возраста. Однако ГК регламентирует несколько исключений из этого положения.
Гражданин может стать полностью дееспособным, будучи несовершеннолетним лицом, при ряде условий:
Бракосочетание (дееспособность наступает с момента регистрации брака, согласно п. 2 ст. 20 ГК).
Эмансипация (с момента вынесения решения, которое принимает орган опеки и попечительства, а также со времени вступления в силу соответствующего судебного решения, как указывает ч. 2 п. 1 ст. 26 ГК).
Первая ситуация была закреплена в ранее действующей схеме законодательства, вторая же появилась только в тексте ГК. Эта потребность образовалась в результате обширного развития предпринимательства, в котором стало принимать участие все больше несовершеннолетних людей. Нововведение обусловлено не только необходимостью соблюдения интересов таких граждан, но и потребностью в создании устойчивости гражданского оборота, в рамках которого требуется предоставление гарантий для сторон, выступающих в роли кредиторов.
4 ЗНАЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ)
Несмотря на то, что имеется ряд научных исследований, посвященных анализу правового статуса или правового положения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), традиционно практически не обращается внимание на особенности их гражданско-правового статуса (в данной главе курсовой работы будем рассматривать категории «правовое положение» и «правовой статус» как синонимы).
Гражданско-правовой статус (положение) сотрудников УИС приравнивается к статусу обычных граждан, однако этот статус имеет некоторые ограничения. Эти ограничения, в силу понятных причин, специально не перечисляются в каком-либо отдельном акте. Анализируя белорусское законодательство, такие ограничения можно выделить как установленные на уровне законов, так и определяемые на уровне подзаконных нормативных актов Правительства и ведомственных нормативных актов, принятых во исполнение законодательства.
В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее – Закон об ОВД) органы и учреждения УИС входят в систему органов внутренних дел [17]. В свою очередь согласно п 2 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15.03.2012 № 133 служба в органах внутренних дел является видом государственной службы [24].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование и анализ действующего законодательства позволил прийти к следующим выводам.
1) Физических лиц, как субъектов гражданских правоотношений можно классифицировать по признакам гражданства и возрастному признаку:
- граждане Республики Беларусь;
- граждане иностранных государств (иностранцы);
- лица без гражданства (апатриды).
- совершеннолетние (лица, достигшие возраста восемнадцати лет);
- несовершеннолетние (лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет);
- малолетние (лица до четырнадцати лет).
2) Индивидуализирующими признаками физических лиц, как субъектов гражданских правоотношений являются имя и место жительства. В тоже время основополагающими признаками при характеристике физического лица выступают институты правоспособности и дееспособности гражданина как субъекта права.
1. Абрамов, В.Ю. Полный курс гражданского права России. Часть I. Общая часть: учеб. пособие / В.Ю. Абрамов. – М.: Статут, 2016. – 688 с.
2. Белькова, Е.Г. Проблемы гражданской правосубъективности физических лиц / Е.Г. Белькова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.
3. Братусь, С.Н. Субъекты гражданского права / С.Н. Братусь. – М.: Госюриздат, 1950. – 367 с.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.06.2020 г., № 33-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : 30 нояб. 1994 г., № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 окт.1994 г., одобр. Советом Федерации 8 дек. 2006 г.: в ред. Федер. Закона от 08.12.2020 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
6. Гражданское право. В 2-х т. Т. 1. / под ред. Е.А. Суханова. – М.: Из-дательство БЕК. – 1994. – 384 с.
7. Дювернуа, Н.Л. Чтения по гражданскому праву: в 2 т. / Н.Л. Дювернуа; под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. – М.: Зерцало: Система Гарант, 2004. – Т. 1. – 538 с.
8. Зенин, И.А. Гражданское право: учебник для бакалавров / И.А. Зенин. – М.: Изд-во Юрайт, 2015. – 655 с.
9. Иоффе, О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права / О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский. – М.: Госполитиздат. – 1961. – 208 с.
10. Кириченко О.В. Граждане как субъекты гражданских отношений: учеб. пособие / О.В. Кириченко, И.В. Долганова, Е.В. Накушнова. – М.: Юстицинформ. – 2014. – 115 с.
11. Максимов В.А. Римское право: учеб. пособие / В.А. Максимов, С.С. Желонкин. – М.: Юстицинформ, 2019. – 300 с.
12. Марчук, К.В. О критерии «возраст гражданина» при оценке правомочности его подписи [Электронный ресурс] / К.В. Марчук // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13. Мейер, Д.И. Русское гражданское право / Д.И. Мейер. – М.: Статут, 2003. – 830 с.
14. Мицкевич, А.В. Субъекты советского права / А.В. Мицкевич. – М.: Юридическая литература. – 1962. – 213 с.
15. Новицкий, И.Б. Основы римского гражданского права / И.Б Новицкий. – М.: Зерцало, 2013. – 400 с.
16. Новицкий, И.Б. Римское право / И.Б. Новицкий. – М.: Юрайт, 2015. – 299 с.
17. Об органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 23.07.2019 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.01.2021 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 23.07.2019 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда, 20 июля 2020 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424-428 УК) [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 16 дек. 2004 г., № 12: в ред. постановления Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 31.03.2016 г. // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. Положение о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния [Электронный ресурс]: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 14 дек. 2005 г., № 1454: в ред. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 24.06.2020 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
23. Положение о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей [Электронный ресурс]: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 22 фнв. 2016 г., № 45: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 20.06.2018 г. // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
24. Положение о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 15 марта 2012 г., № 133: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 28.02.2018 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. Правоведение: учебник / под общей ред. В.А. Козбаненко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К, 2006. – 1072 с.
26. Халфина, Р.О. Общее учение о правоотношении / Р.О. Халфина. – М.: Изд-во Юрайт, 1999. – 944 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты