Связь защитно-совладающего поведения и оптимизма студентов
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Связь защитно-совладающего поведения и оптимизма студентов»
по дисциплине: «Практическая психология»
2021
45.00 BYN
Связь защитно-совладающего поведения и оптимизма студентов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Практическая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест диспозиционного оптимизма (Ч. Кавер, М. Шейер, в адаптации Е.Н. Осин, Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест диспозиционного оптимизма (Ч. Кавер, М. Шейер, в адаптации Е.Н. Осин, Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения связи защитно-совладающего поведения и оптимизма у студентов
1.1 Подходы к изучению защитно-совладающего поведения в психологии
1.2 Понятие оптимизма в психологической науке
1.3 Особенности защитно-совладающего поведения и оптимизма у студентов
2 Эмпирическое исследование связи защитно-совладающего поведения и оптимизма у студентов
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования защитно-совладающего поведения у студентов
2.3 Результаты исследования оптимизма у студентов
2.4 Анализ результатов исследования связи защитно-совладающего поведения и оптимизма у студентов
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изучение совладающего поведения как важнейшей составляющей адаптивного социального поведения личности актуально в связи с продолжающейся в современном обществе социальной нестабильностью, существованием противоречивых и, в том числе, негативных тенденций общественного развития (криминализация, безработица и пр.).
Стрессогенные жизненные события, в зависимости от их объективной структуры и степени субъективной значимости, приводят к блокированию способности субъекта принимать самостоятельные «взвешенные» решения, выступают предпосылкой развития различных психических расстройств. В таких условиях одной из самых уязвимых возрастных групп являются студенты, перед которыми стоит важная жизненная задача выбора, отражающегося в личностном, социальном и профессиональном самоопределении. И от того, насколько успешным будет копинг в этом возрасте, зависит благополучие личности в будущем.
Студенческий возраст является сензитивным для развития жизненных ожиданий личности. На поведение человека оказывают влияние такие факторы как ожидание хороших грядущих событий (оптимизм) и плохих (пессимизм), которые в дальнейшем оказывают влияние на мировоззрение и жизнь. Потому заслуживает внимания проблемы взаимосвязи совладающего поведения и оптимизма у студентов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ОПТИМИЗМА У СТУДЕНТОВ
1.1 Подходы к изучению защитно-совладающего поведения в психологии
Впервые термин копинг появился в психологической литературе в 50 – 60 гг. XX в., прежде всего в зарубежной психологии. Л. Мэрфи в 1962 году применяет его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. В 1966 году Р. Лазарус обращается к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями [12, с. 156].
В настоящее время сложилось несколько направлений на сущность копинг-стратегий: неопсихоаналитическое, диспозиционное, ситуационное, интегративное.
В неопсихоаналитическом подходе копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях (К. Хорни, Г.С. Салливен, Э. Фромм). Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем [12, с. 157].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ОПТИМИЗМА У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методики исследования
С целью изучения особенностей взаимосвязи защитно-совладающего поведения и оптимизма студентов было проведено эмпирическое исследование.
Для реализации цели были поставлены следующие практические задачи:
1. Определить и сравнить стратегии совладающего поведения у студентов 1 курса и студентов 4 курса.
2. Изучить и сравнить механизмы психологической защиты у студентов 1 курса и студентов 4 курса.
3. Исследовать и сравнить уровень оптимизма у студентов 1 курса и студентов 4 курса.
4. Установить наличие или отсутствие взаимосвязи защитно-совладающего поведения и оптимизма студентов.
Гипотеза исследования отражает предположение о том, что существуют особенности взаимосвязи защитно-совладающего поведения и оптимизма студентов.
База исследования: исследование проводилось на базе УО «Белорусский государственный медицинский университет».
Выборка исследования: 80 студентов, из них 40 студентов 1 курса и 40 студентов 4 курса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что защитно-совладающее поведение представляет собой совокупность разнонаправленных образований: неосознаваемых, дезадаптивных механизмов психологической защиты и осознанных, адаптивных механизмов совладания. Ресурсы совладающего поведения являются основными личностными компонентами, которые позволяют личности эффективно справляться с стрессовыми событиями. Защитно-совладающее поведение формируется под влиянием целого комплекса как внешних, так и внутренних факторов, их совокупного влияния, детерминированного спецификой жизнедеятельности.
Современной психологии оптимизм рассматривается как ресурс личности, позволяющий преодолевать стрессовые, сложные жизненные ситуации. Оптимизм представляет собой устойчивую личностную позицию уверенности в преодолении жизненных трудностей, уверенности в их временном характере, основанную на вере субъекта в силу человеческой природы и в собственные ресурсы. Оптимизм, будучи устойчивой жизненной установкой, является позитивным ответом на жизненные трудности. Оптимизм и пессимизм не являются противоположными взаимоисключающими личностными особенностями - для каждой личности характерно определенное соотношение оптимизма и пессимизма.
1. Акименко, Г. В. Адаптация студентов к условиям обучения в медицинском университете : психологические особенности и проблемы : монография / Г. В. Акименко. – Пенза : Наука и Просвещение, 2017. – 152 с
2. Анонова, С. И. О социально-психологической адаптации обучающихся в вузе / С. И. Анонова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2015. – № 5. – С. 43–48.
3. Богомаз С.Л. Психологическая защита личности: методология, механизмы, инструментарий // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. – 2008. – Т. 7. – С. 228–254.
4. Богомолов А.М., Портнова А.Н. Структурно-динамическая модель системы психологической защиты личности // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 3. – С. 27–29.
5. Боднар, Э. Л. Личностная тревожность и состояние одиночества как критерии вузовской адаптации студентов / Э. Л. Боднар, Е. П. Шахматова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 189–196.
6. Водопьянова, Н. Е. Оптимисты и пессимисты в ситуации относительно неопределенности экономических кризисов / Н. Е. Водопьянова // Вопросы психологии.. – 2015. – № 1. – С. 16–19.
7. Водопьянова, Н. Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности / Н. Е. Водопьянова // Вестник Санкт-Петербурского ун-та. – 2015. – Вып. 1. – С. 45–54.
8. Замышляева, М.С. Оптимизм и пессимизм в совладающем поведении в юношеском возрасте: автореф. дис. .ю. канд. психол. наук / М.С. Замышляева. – Москва, 2006. – 25 с.
9. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
10. Ильин, Е. П. Психология надежды: оптимизм и пессимизм / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 463 с.
11. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – СПб.: Питер, 2006. – 280 с.
12. Кобзева, О.В. Проявление копинг-поведения в юношеском возрасте / О.В. Кобзева // Вектор науки ТГУ. – 2011. - № 3. – С. 155-158.
13. Корытова, Г.С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция / Г.С. Корытова, Ю.А. Еремина // Вестник ТГПУ. – 2015. – Вып. № 3 (156). – С. 42–47.
14. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
15. Лаптева, О. И. Адаптация студентов-первокурсников к условиям вуза / О. И. Лаптева, С. Г. Куликова, Л. А. Быкова // Профессиональное образование в современном мире. – 2012. – № 1. – С. 108–114.
16. Леонтьев, Д. А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов / Д. А. Леонтьев // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: материалы научно-практической конференции. – Кострома, 2010. – С. 40–42.
17. Муздыбaев, К. Оптимизм и пессимизм личности / К. Муздыбаев // Социологические исследования. – 2003. – № 12. – C. 175–183.
18. Налчаджян А.А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 395–481.
19. Посохова, С. Т. Оптимизм: психологическое содержание и личностный смысл / С. Т. Посохова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – 2009. – Вып. 1. – С. 5–16.
20. Сарычев, С. В. Социально-психологические аспекты адаптации в напряженных ситуациях (на материале исследования студентов-первокурсников) / С. В. Сарычев // Известия ВГПУ. – 2008. – № 2. – С. 253–256.
21. Середина, Н. В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе / Н. В. Середина, О. В. Лазарева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 2. – С. 51–54
22. Сычев, О. А. Психология оптимизма / О. А. Сычев. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 69 с.
23. Толстых, Ю. И. Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе / Ю. И. Толстых // Известия ВУЗ. Поволжский регион. – 2011. –№ 4 (20). – С. 137–142.
24. Хазова, С.А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования / С.А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188-191.
25. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160-169.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест диспозиционного оптимизма (Ч. Кавер, М. Шейер, в адаптации Е.Н. Осин, Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест диспозиционного оптимизма (Ч. Кавер, М. Шейер, в адаптации Е.Н. Осин, Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица первичных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты