Предупреждение и преодоление девиантного поведения несовершеннолетних
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Предупреждение и преодоление девиантного поведения несовершеннолетних»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Предупреждение и преодоление девиантного поведения несовершеннолетних
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа № 59, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета для родителей подростков «Отношение к проблеме девиантного поведения подростков».
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета для родителей подростков «Отношение к проблеме девиантного поведения подростков».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Девиантное поведение несовершеннолетних в западных и отечественных концепциях
1.2 Психологические особенности несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению
2 СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Специфика предупреждения и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних
2.2 Рекомендации по предупреждению и преодолению девиантного поведения несовершеннолетних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что проблема девиантного поведения является одной из самых сложных и малоисследованных в современной психологии. Современное общество существует в атмосфере масштабных изменений массового сознания, обесценивание жизненных ориентиров предыдущих поколений, интенсивной плюрализации стилей жизни. Процесс осуществления человеком жизненных выборов может сопровождаться переживанием состояния фрустрации. Также наблюдается существенное увеличение асоциальных процессов в обществе среди молодых людей и подростков. В условиях роста неопределенности основных параметров жизнедеятельности людей, все более распространенными становятся отклонения в их поведении, что в значительной мере влияет на установление норм и правил взаимодействия. Девиантное поведение является существенной частью жизни общества, нарушает и деформирует распределение общественных ресурсов. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности.
Все возрастные периоды в жизни человека являются уникальными и важными. Особое место в возрастной периодизации занимает подростковый период. В подростковом возрасте индивид уже не является ребенком, но он еще и не взрослый. Такая позиция подростка и представлена спецификой данного периода, но это далеко не раскрывает сути, не объясняет его поведения. Современные подростки находятся в сложной ситуации, которая обусловлена двойной нагрузкой ответственности за жизненный выбор в силу специфики возрастного периода и особенностей общественно-культурной ситуации. Подростки являются активным психологическим субъектом, и поэтому проявления социально неприемлемого поведения отчетливо прослеживается именно у них. В ситуации социальных преобразований уязвимым оказывается именно подросток. Сегодня количество девиантных и даже делинквентных проявлений в подростковом возрасте резко возросла. С развитием девиантного поведения у молодежи все больше затупляются положительные чувства, и она может стать резервом для будущей преступности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Девиантное поведение несовершеннолетних в западных и отечественных концепциях
Каждый человек демонстрирует свое поведение, по которому можно вычислить успешность его социализации. Социализация предусматривает процесс вхождения личности в разные сообщества людей. В процессе социализации происходит развитие представлений о правилах поведения, которые соответствуют или нет нормам общества [1, с. 56]. Оценка любого поведения подразумевает сравнение его с определенной нормой. По результатам сравнения с нормой определяют нормальное (такое, что соответствует норме) и аномальное девиантное поведение личности.
Обоснование проблемы асоциальности и отклонений в поведении начало формироваться в социологических и криминологических работах, среди которых особого внимания заслуживают работы таких авторов, как Ч. Беккариа, Л. Божович, М. Вебера, Л. Выготского, Э. Дюркгейма, О. Конта, Р. Миллза, Н. Смелзера, П. Сорокина, Е. Ферри, Э. Фромма и других. Из современных ученых следует назвать А.А. Александрова, Н.В. Абдюкова, Б.С. Малышок, С.А. Беличеву, М.И. Дидора, Я.И. Зелинського, А.А. Габиани, И.М. Гоян, В.П. Кащенко, А.Б. Коваленко, И.С. Кон, В.В. Клименко, В.Н. Кудрявцева, Н.Ю. Клейберг, Н.Ю. Максимову, М.Ю. Максимовича, С.Д. Максименко, Л.Е. Орбан-Лембрик, А.А. Реана, А.А. Сукало, М.В. Савчина, М. Федоришин, Ю.М. Швалба, С.Т. Шацкого, М.Г. Ярошевского и других ученых [13, с. 62].
Девиантное поведение было предметом исследования многих наук. У каждой теории свое понимание девиантного поведения. У философии понимание девиантного поведения происходит через призму системного подхода к анализу социальных явлений с позиций принципов системности, историзма, детерминации (О. Дробницький, И. Кант, М. Каган, А. Скрыпник).
Девиантного поведения личности через призму медико-биологических факторов, поведенческих и психических расстройств в соответствии с медицинскими критериями и классификаций болезней рассматривают биологические и медицинские теории (Гиппократ, Р. Исаков, А. Личко, К. Леонгард, К. Лоренц, В. Менделевич, Т. Мозговая, О. Селецкий В. Пирс, Дж. Харрисон, У. Шелдон). Правовые аспекты девиантного поведения исследуются как нарушение правовых норм (Ю. Антонян, Г. Благута, В. Кормщиков, В. Кудрявцев, И. Лановенко, И. Ярмиш).
В психологии проблема девиантного поведения рассматривается в разных направлениях. В отрасли коррекции и реабилитации, профилактики и интервенции, психологических детерминант поведенческих девиаций, предупреждению правонарушений (С. Беличева, Э. Эриксон, А. Змановская, Н. Максимова, И. Невский, К. Роджерс Б. Скиннер, Т. Титаренко, З. Фрейд, П. Фрик Л. Шнейдер) [20, с. 3].
2 СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Специфика предупреждения и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 59 г. Минска».
Основные направления профилактической работы определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Учитывая особенности современных подростков и факторов окружающей среды, влияющих на их психологическое развитие, для своевременного выявления и установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей, в учебном заведении были определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы в школе на 2020-2021 год:
- установление контакта с семьей и проведение работы с родителями по выявлению проблемы ребенка и семьи;
- создание в школе комфортной среды для организации учебного процесса;
- развитие внеурочной деятельности с целью обеспечения максимально широких возможностей для совершенствования личности каждого индивида;
- вовлечение школьников в социально значимую деятельность и профилактика девиантного поведения;
- систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся;
- привлечение учащихся к укреплению правопорядка, как в школе, так и за ее пределами.
- формирование личности высокой общечеловеческой культуры.
В школе несколько лет работает программа профилактики безнадзорности и правонарушений «Все вместе». Цель программы: формирование условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижении роста противоправных действий, сокращение факторов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных обучающимися образовательной организации, сохранение прав несовершеннолетних на получение ими основного общего образования.
Работа классных руководителей по профилактике девиантного поведения среди несовершеннолетних носит систематический характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные представления и знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что девиантное поведение – это чрезвычайно сложная форма социального поведения личности, которое детерминировано совокупность взаимосвязанных факторов: биологических, социологических, психологических. Теоретический анализ различных подходов к определению девиантного поведения, дает основания для обобщения: в широком смысле девиантное поведение понимается как поступки и социальные действия индивида, которые вступают в конфликт с социальными нормами общества и оказывают негативное влияние на окружающих и саму личность. Девиантное поведение человека является его личным вызовом социальной среде, порожденным несогласованностью между ее личностными притязаниями и общественными требованиями (нормами, стандартами, правилами, предписаниями) и выявленным такими социально-поведенческими действиями и поступками, не одобряются (или осуждаются) близким окружением или обществом.
Формы девиантного поведения подростка имеют характерные для его возраста особенности. Так, в частности, алкоголизация ребенка происходит через стремление уменьшить характерное для него состояние тревоги и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и нормы подростковой субкультуры, по которым алкоголь традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. Наркотизация подростка связана с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний, влиянием группы сверстников, что неизбежно ведет к привыканию и криминальному поведению. В силу сложных жизненных обстоятельства, неправильного семейного воспитания, низкого образовательного и культурного уровня, влияния окружающих – это всё способствует появлению и развитию девиантного поведения у детей подросткового возраста. Девиантное поведение подростков формируется под влиянием внешних и внутренних факторов, где важное место занимает их предрасположенность к внутреннему принятию отклоняющегося поведения, что обусловлена психологическими особенностями подростка.
1. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Амбрумова А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91–102.
3. Васильева Я.С., Змановская Е.В. Проблема детерминации делинквентного поведения в отечественных исследованиях // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 1. – С. 90-95.
4. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: автореф. дис. доктора филол. наук. – Челябинск, 2006. – 296 с.
5. Галич Г. О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
6. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.) : Тенденции и социологическое осмысление / Под ред. Я. Гилинского. – СПб., 2000. – 312 с.
7. Егорова У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков // Вестник Самарского гос. ун-а. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
8. Зайдуллина Г. Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 11-18.
9. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
10. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
11. Лазаренко Д.В., Исакова Е.К. Взаимосвязь темперамента и склонности подростов к девиантному поведению // Вектор науки ТГУ. – 2013. –№ 3. – С. 169-173.
12. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: МЕДпресс, 2001. – 167 с.
13. Миннегалиев М. М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 2. – С. 122-129.
14. Михаелян Е.Е. Социализация девиантного поведения личности // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 7. – С. 60-63.
15. Михайлов А.П. Преступное поведение несовершеннолетних и молодежи: теория вопроса // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. – № 1 (156). – С. 169-174.
16. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) / Ю. А. Клейберг // Социальная психология девиантного поведения. – М., 2004. – С. 141-154.
17. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 6 (108). – С. 195-198.].
18. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26-30.
19. Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – № 2. – С. 30-32.
20. Скачкова В.А. Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 1-5.
21. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
22. Фурманов, И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения в подростковом и юношеском возрасте / И. А. Фурманов. – Минск: Нац. институт образования, 1997. – 198 с.
23. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
24. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект, 2005. – 336 с.
25. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 765 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета для родителей подростков «Отношение к проблеме девиантного поведения подростков».
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета для родителей подростков «Отношение к проблеме девиантного поведения подростков».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты