Методика работы социального педагога учреждения общего среднего образования по развитию познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика работы социального педагога учреждения общего среднего образования по развитию познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Методика работы социального педагога учреждения общего среднего образования по развитию познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2. ПРОЦЕДУРЫ, МЕТОДИКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и, прежде всего, способность самим получать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В современном образовании проблема формирования и развития познавательных способностей у школьников является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно только благодаря его активности и интересу, что в свою очередь способствует формированию самостоятельность и инициативность.
В научной литературе понятие «познавательные способности» встречается в разных интерпретациях и толкованиях. У каждого автора свой подход к определению структуры познавательных способностей.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что формирование познавательных способностей у младших школьников очень актуально для построения учебного процесса, так как школе необходимо прививать ученику стремление постоянно пополнять свои знания помощь в самообразовании, продвижение мотивов, расширение их общего и особого кругозора. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету в процессе познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательных способностей является необходимым компонентом развития таких проблем, как улучшение организации урока, написание учебных пособий, развитие самостоятельности учащихся, повышение квалификации учителей и развитие мышления учащихся.
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний. Глубокие изменения, которые происходят в психологическом облике младшего школьника, полагает Г.С. Абрамова, свидетельствуют о широких возможностях индивидуального развития ребенка на данном возрастном этапе [1].
В младшем школьном возрасте потенциал развития ребенка реализуется на качественно новом уровне, как активный субъект, познающий не только окружающий мир, но и самого себя и приобретающий собственный опыт действия в этом мире. В младшем школьном возрасте ребенок в первую очередь переходит на систематическое обучение. Начало обучения в школе коренным образом меняет социальную ситуацию развития ребенка. Теперь он приобретает статус «общественного» субъекта и наделен социально значимыми обязанностями, выполнение которых оценивается обществом. Вся система жизненных отношений сейчас перестраивается школьником и во многом определяется тем, насколько успешно ребенок справляется с новыми к нему требованиями [10].
Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Именно учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на этом возрастном этапе. В рамках образовательной деятельности, отмечает В. Крол, формируются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и создают основу, обеспечивающую развитие на следующем возрастном этапе [12].
2. ПРОЦЕДУРЫ, МЕТОДИКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
После подробного изучения теоретической и научно-методической литератур по исследуемой проблеме, мы провели опытно-поисковую работу по оценке уровня развития познавательных способностей у младших школьников.
Цель экспериментального исследования – выявить уровень развития познавательных способностей у младших школьников.
Эмпирической базой исследования выступило 25 учащихся 1-го класса. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается:
- анализом отечественных и зарубежных научных работ по исследуемой проблеме;
- выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его задаче;
- применением принятых в науке методик получения эмпирических данных;
- эмпирическим подтверждением теоретических положений данной работы.
Хочется отметить: перед тем, как младшим школьникам был предъявлен тест, экспериментатор полностью ознакомился с инструкцией, детально проработав все моменты дальнейших действий. Тесты не предполагают проведения никаких поправок и переделок, так как этот шаг может поменять надежность и валидность показателей проводимых текстов.
Во время организации исследования мы не допускали, чтобы была создана беспокойная обстановка, напоминающая строгий экзамен, чтобы не стал преобладающим дух соперничества. Наоборот, мы старались создать дружелюбную, уютную, доверительную и тёплую атмосферу, стремились поощрять смекалку и находчивость школьников, стимулировали поиск альтернативных ответов.
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Итак, проведя диагностику познавательных способностей у учащихся, можно дать рекомендации социальному педагогу по развитию познавательных способностей младших школьников, чьи познавательные способности находятся на низком уровне.
Социальным педагогам необходимо проводить работу с родителями школьников и предложить им некоторые рекомендации по развитию познавательных способностей детей.
Ниже представим некоторые рекомендации для родителей школьников:
1. Каждый день спрашивать ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Нужно сделать такие разговоры привычными, чтобы ребёнок чувствовал родительскую заинтересованность в его жизни.
2. Предлагать помощь в выполнении учебного задания. Например, обсудить план сочинения, вместе подобрать литературу, но при этом, писать за ребёнка сочинение не рекомендуется.
3. Учиться вместе с детьми. Посещать интересные места, читать, покупать книги, записаться вместе в городскую библиотеку. Обсуждать вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет?
4. Читать вместе с детьми книги по ролям. Обсуждая поступки героев.
5. Стараться правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Не сравнивать его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
6. Родителям следует понимать, что люди учатся на своих ошибках, и не ругать детей за совершённые ими ошибки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования было установлено, что у учащихся 1-го класса преобладает уровень развития познавательных способностей низкий (60%). У детей, находящихся на этом уровне возникает интерес на новый материал, познавательная цель не устойчива, решают задание усвоенными ранее способами, но не способны вносит изменения в способ решения. После выполнения действий могут найти ошибки, исправить ее без обоснования. Себя оценить они не могут, ждут внешней оценки со стороны.
8 детей младшего школьного возраста обладают средним уровнем познавательных способностей (32%). Дети с интересом реагируют на новый материал, после решения задания интерес пропадает. В решении задания применяют усвоенный способ, не вносят изменения, могут проконтролировать процесс решения по предложенной схеме, самостоятельно оценивают свои действия.
2 человека (8 %) находятся на высоком уровне развития познавательных способностей. Дети проявляют устойчивый интерес, самостоятельно ставят перед собой задание, вносят коррективы в план решения задания, оценивают свои возможности перед решением и обосновывают свои действия.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 624 с.
2. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013.- 157с.
3. Василькова, Ю.В. Социальный педагог : педагогический опыт и методы работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
4. Вахрушева, Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. – 2016. –№ 4. – С. 63–68.
5. Виноградова, Н. Ф. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 224 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 4. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. М. : Книга по требованию, 2013. - 432 с.
7. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин. – Воронеж : Издательство Институт практической психологии, 1972. – С. 272-317.
8. Гукасова Г. С. Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 277-279.
9. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.
10. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей [Текст]: пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Даниловапод ; ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 148 с.
11. Капелевич, Т.С. Организация социально-педагогической работы в школе : пособие для педагогов социальных учреждений общ. сред. Образования / Т.С. Капелевич. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 240 с.
12. Кроль, В. М. Психология и педагогика [Текст]: уч. пособие / В. М. Кроль. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.
13. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В.Мудрик. – М., 1997. – 364 с
14. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с.
15. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Т.С. Капелевич. – Минск : Новое знание, 2007. – 346 с.
16. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой.– Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
17. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
18. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 414 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты