Антиципация художественного текста в условиях музыкальной стимуляции
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Антиципация художественного текста в условиях музыкальной стимуляции»
по дисциплине: «Психология»
2021
23.00 BYN
Антиципация художественного текста в условиях музыкальной стимуляции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Введение
Глава 1 Антиципация и восприятие музыки
1.1 Антиципация. Общая характеристика
1.2 Сущность восприятия музыки и эмоциональное восприятие музыкального искусства
Выводы по главе 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Социальные преобразования, которые происходят в нашей стране, ставят перед системой образования задачу, направленную на максимальное раскрытие в человеке активного деятельностного потенциала. Отечественная система образования отдает предпочтение такой организации учебного процесса, которая инициирует активность обучающихся, и формирует у них способность быть субъектом познавательной деятельности и собственного развития. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. В условиях модернизации современной системы обучения чтению и литературному образованию уделяется пристальное внимание. К одним из новейших педагогических практик относится использование антиципации в процессе изучения литературных произведений.
На современном этапе развития образования происходит активный поиск форм и методов педагогической деятельности, которые могли бы привести к улучшению показателей читательской деятельности обучающихся. Одним из таких методов является использование музыкальной стимуляции в учебном процессе, в частности на этапе знакомства с художественным текстом, его чтения, обсуждения. Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность. Через приобщение к музыкальному искусству активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в процессе развития их мыслительной деятельности и творческих способностей.
ГЛАВА 1 АНТИЦИПАЦИЯ И ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
1.1 Антиципация. Общая характеристика
Психологическое содержание понятия «антиципация» определено в работах П.К. Анохина, В. Вундта, Б.Ф. Ломова, E.H. Суркова, И.М. Фейгенберга и др. Учеными признается положительный эффект от участия антиципации (прогнозирования, предвосхищения, предопределения) во всех видах деятельности и действий человека, от самых простых, например, преднастройка к движениям до высших, к которым относится и речевая деятельность.
Антиципация в психологическом словаре определяется как представление предмета или явления в сознании человека до того, как они на практике будут восприняты или реализованы [5, с. 24].
В психологии различают два смысловых аспекта понятия антиципации:
1) способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления (В. Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена [6];
2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления. Это ожидание (или «опережающее отражение») обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П.К. Анохин) [1].
Классическое определение антиципации было представлено в рамках деятельностного подхода Б.Ф. Ломовым и Е.Н. Сурковым, в котором они определяют «антиципацию» как способность принимать какие-либо решения и действовать исходя из определенного временно-пространственного расчета в отношении событий будущего [14].
1.2 Сущность восприятия музыки и эмоциональное восприятие музыкального искусства
Восприятие – это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [5, с.128].
В результате деятельности восприятия в субъективном пространстве формируется образ восприятия, или перцептивный образ объекта, ситуации или иного события, который обладает свойствами, отличными от свойств ощущений, на основе которых он строится. Таким образом, образ восприятия – не просто совокупность ощущений [5].
Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из предмета – для того, чтобы тотчас же быть отнесенными к нему. Восприятие – это форма познания действительности [5].
Восприятие является сложным многомерным психологическим процессом, который сопровождается активной деятельностью чувственных анализаторов. По мнению Л.С. Выготского «восприятие представляет собой целостное отражение в коре головного мозга предметов или явлений, которое возникает посредством воздействия на органы чувств» [7, с. 58]. Однако все исследователи отмечают, что восприятие не является просто механическим процессом.
Выводы по главе 1
1. Теоретический анализ феномена антиципации показывает, что последняя как бы пронизывает все формы и уровни психического отражения действительности. Она возникает как системно интегральный процесс, формирующийся в реальной деятельности человека и являющийся одним из важнейших компонентов механизма регуляции этой деятельности (в том числе и поведения). Мы будем понимать антиципацию как имманентное свойство процесса психического отражения включены не только эффекты временно-пространственного упреждения событий, но и избирательность средовых воздействий, направленность активности, поведения.
2. Восприятие музыки, как и восприятие искусства в целом, в первую очередь отличается спецификой воспринимаемого объекта и, во-вторых, особым значением эмоциональной составляющей данного процесса. Можно сказать, что мы познаем музыку посредством эмоций и чувств, но в то же время наши эмоции усиливаются при ее восприятии.
Музыкальное восприятие рассматривается в различных значениях: как способность проникновения в музыкальный образ; как осмысление музыкального образа, понимание взаимосвязи средств музыкальной выразительности и их изменений в процессе развития музыкального образа; как сложный художественно-познавательный акт в процессе постижения музыкального искусства. Эмоциональное восприятие музыкального произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. Одно и то же музыкальное произведение часто действует на людей по-разному. Во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.
1. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб. : Питер, 2002. – С. 28-47.
2. Ахметзянова, А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения / А.И. Ахметзянова // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – №3. – С. 233-247.
3. Белобрагин, В. В. Социальная психология музыкальной сферы : учебно-методическое пособие / В. В. Белобрагин. – М. : Научный консультант, 2017. – 54 с.
4. Бершанская, О.Н. Антиципация как средство повышения активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения / О.Н. Бершанская // Автореф. дисс. канд.пед.наук. – М., 2009. – 24 с.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
6. Вундт В. Введение в психологию / В. Вундт. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Речь, 2011. – 608 с.
8. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер // Музыкальная психология и психология музыкального образования: хрестоматия. Часть 2: хрестоматия / Сост.-ред. С.В. Шишкина. – Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2014. – 125 с.
9. Дегтярева, Н.И. Структура и смысл: о восприятии музыки неподготовленным слушателем / Н.И. Дегтярева, П.М. Эйсмонт // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2016. – №4. – С.85-93.
10. Дымникова, М. Физиологические аспекты музыки и долголетие. / М. Дымникова // Успехи геронтологии. – 2015. – № 4. – C. 645-655.
11. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевсеий. – М. : Просвещение, 2005. – 224 с.
12. Краева, М.Ю. Динамика прогностических способностей у студентов-психологов в образовательном процессе вуза: автореф. дисс. канд. психол. наук. – Астрахань, 1999. – 22 с.
13. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. – М.: Педагогика, 1992. – 122 с.
14. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности/ Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. – М.: Наука, 1980. – 278 с.
15. Менделевич, В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 5. – С. 50–59.
16. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей / В. И. Петрушин. – М. : Юрайт, 2017. – 221 с.
17. Пигров, К. С. Творчество и современность / К.С. Пигров. – СПб. : Знание, 2012. – 396 с.
18. Практическая психология / под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб. : Дидактика Плюс, 2011 – 368 с.
19. Прокопенко, Е.С. Антиципация как акмеологический феномен: теоретико-методический анализ / Е.С. Прокопенко // Акмеология. – 2015. – №1. – С. 301-307.
20. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего/ Л.А. Регуш. – СПб.: «Речь», 2003.- 352с.
21. Субота, М.В. Эмоциональное восприятие музыки: экспериментальный аспект / М.В. Субота // Приволжский научный вестник. – 2014. – №2. – С. 180-186.
22. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. – М. : МГУ, 2006. – 251с.
23. Beeman, M. The Aha! Moment: The Cognitive Neuroscience of Insight / M. Beeman // Current Directions in Psychological Science. – 2009. – Vol 18, Issue 4. – РР. 210-216.
24. Defrioka A. Anticipation Guide in Secondary School History. June 4, 2013. Р. 230-234.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты