Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
2021
45.00 BYN
Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Рене Жиля».
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводные таблицы результатов исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Характеристика детско-родительских отношений
1.3 Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей ребёнка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Логика и методы исследования изучения детско-родительских отношений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Разработка рекомендаций родителям по воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Качественные характеристики детско-родительских взаимоотношений являются важным фактором, который оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка. В процессе внутрисемейного взаимодействия развиваются познавательные функции ребенка, формируется его личность, самооценка, овладение морально-этическими нормами, моделями поведения, распределение социальных ролей и др.
Отношение родителей к своему ребенку по природе является противоречивым и неоднозначным. С одной стороны, ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью, а с другой стороны, ребенок является объектом воспитательного и педагогического воздействия со стороны родителя. Личное начало начинает проявляться в недооцененном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости позиции родителя и т.д. Отношение родителей к ребенку является противоречивым и неоднозначным. Субъектно-ориентированный подход, который находит свое проявление во внешней оценке родителем позиции ребенка, отношения, ценностей родителя, системы требований и ожиданий по отношению к ребенку, а также в характере стратегии поведения родителя, которая направлена на развитие определенных способностей и свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они организовывают два момента, которые в определенной степени являются свойственными каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержанию каждого из них.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями, делая проблему детско-родительских отношений особенно актуальной.
С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Изучением межличностных отношений в семьях нормально развивающегося ребенка занималась большая группа ученых (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская). Исследованию же проблем семьи, имеющих детей c проблемами в развитии, посвящено сравнительно немного работ. Анализ отдельных проблем семьи ребенка с проблемами в развитии изложен в трудах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой (1998); Т.А. Добровольской (1989, 1991); С.Д. Забрамной, 1993; А.И. Захарова (1976, 1978, 1982); И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой (1999); И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынова, Г.В. Пятаковой (1989), Е.М. Мастюковой (1989), Г.А. Мишиной (1998), А.И. Раку (1977, 1981, 1982); М.М. Семаго (1992); А.С. Спиваковской (1981, 1986, 1999), У.В. Ульенковой (1986);
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
По мнению В.В. Гладкой, интеллектуальная недостаточность – это не просто «небольшое количество ума», это качественное изменение всей психики, всей личности, вызванное органическим повреждением центральной нервной системы. Это нетипичное явление, при котором страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение и физическое развитие. Этот диффузный характер патологического развития воспитанников с интеллектуальной недостаточностью обусловлен особенностями их высшей нервной активности [7, с. 24]. Таким образом, обучение воспитанников навыкам личной гигиены на занятиях по социально-бытовой ориентировке имеет первостепенное значение в образовании и воспитании воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
К когнитивным нарушениям этих воспитанников относятся трудности в формировании сложных понятий и обобщений, невозможность или сложность абстрактного мышления. Их мышление в основном специфическое и описательное, а их повседневная речь достаточно развита [7, с. 25].
У воспитанников с нарушениями интеллекта не развиваются с течением времени:
- эмоциональное общение со взрослыми, «комплекс оживления» младенцев отсутствует или является неполным;
- интерес к игрушкам, висящим над кроваткой или в руках взрослого человека, отсутствует;
- новой формой общения являются жесты, основанные на совместных действиях со взрослыми и т.д. [8, с. 44].
Как отмечает исследователь Д.Н. Исаев, дети с нарушениями интеллекта в первый год жизни не развивают действия с объектами, не хватаются за них, что серьезно сказывается на развитии восприятия, зрительной и двигательной координации, что в свою очередь влияет на последующее развитие всех психических процессов [12].
В начале дошкольного периода (2–3 года) происходят некоторые сдвиги в овладении навыками манипулирования объектами. К примеру, ребенок берет игрушку, тянет ее в рот, но не рассматривает с ней практические действия.
На протяжении первых 3–4 лет продолжает проявляться интеллектуальная недостаточность, в особенностях поведения и игровой активности. Дети медленно осваивают навыки самообслуживания, не проявляют бодрости, любопытства, которые свойственны здоровому ребенку. Интерес к окружающим предметам и явлениям остается очень низким, краткосрочным. Их игры характеризуются простыми манипуляциями, непониманием основных правил игры, слабостью контактов с сверстниками, меньшей мобильностью [8, с. 64].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Логика и методы исследования изучения детско-родительских отношений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Целью данной работы является изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования.
На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа.
На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
База исследования:
Выборка исследования: 30 детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (возраст 5-6 лет), а также их родители (отцы/матери) – 30 человек.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
2. Методика Рене Жиля.
3. «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман.
Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
Назначение: выявление родительского отношения. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Опросник содержит 61 вопрос, на которые необходимо ответить согласием или несогласием. Шкалы методики: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеллектуальная недостаточность является нарушением в психофизиологическом развитии учащегося, которое имеет существенные различия в структуре, тяжести и возможностях исправления (компенсации) нарушения. Основное отставание в развитии – нарушение когнитивной активности – вызвано органическим повреждением коры головного мозга. Трудности в обучении таких категорий воспитанников учреждения дошкольного образования являются естественным следствием их интеллектуальной недостаточностью. При интеллектуальной недостаточности наблюдаются трудности при формировании основных навыков самообслуживания, гигиенических навыков, страдает процесс обучения и воспитания.
Детско-родительские отношения являются ключевым компонентом человеческой жизни и могут рассматриваться с точки зрения организации системы в силу их многокомпонентности, многофункциональности и детерминированности различными факторами. Детско-отцовские отношения традиционно рассматривались как динамическая система, которая возникает в результате интеграции подсистем родительства и детских отношений.
Семья играет огромную роль для развития любого ребёнка, в том числе и для ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная. Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. Особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи, нарушение структуры семьи и др. Характерными нарушениями родительского поведения в случае больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка» либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.
Целью данной работы является изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 30 детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (возраст 5-6 лет), а также их родители (отцы/матери) – 30 человек.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин, методика Рене Жиля, «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман.
1. Авдеева, Н.Н. Влияние детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №4. – С. 35-47.
2. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер Ростов-на-Дону, 2008. – 258 с.
3. Акулина, М.В. Особенно восприятие родитель-ребенок отношений у детей дошкольного возраста в разводе в семье / М.В. Акулина, С.А. Терехин // Психология и право. – 2012. – №2. – С.1-14.
4. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой // Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
5. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби; пер. с англ. – М.: Академический проект, 2004. – 237 с.
6. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 143 с.
7. Гладкая, В.В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009 — № 8. — С. 23—29.
8. Гладкая, В.В. Социальная адаптация: планирование работы по социально-бытовой ориентировке детей с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая // Пачатковая школа. — 2009. — № 9. — С. 42—49.
9. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин.; 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
10. Захарова, Е.И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового возраста в условиях позднего материнства / Е.И. Захарова // Психологическая наука и образование. – Изд-во ГБОУ ВПО МГППУ, том 6. – 2014. – №4. – С. 182-193
11. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. / Д.Н. Исаев. – СПб.: Руководство, 2003. – 256 с.
12. Козлов, В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В.В. Козлов – М.: Психотератия, 2007. – 528 с.
13. Конарева, И.Н. Психологические особенности сиблинговых и детско-родительских отношений в полной семья / // Психология, 2014. – №8. – С. 22-29.
14. Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 6. – С. 3–8
15. Крэйг, Г. Психология развития: перевод с англ / Г. Крэйг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
16. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага: Медицинское издательство Авиценум, 2004. – 335 с.
17. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - Просвещение, 2008
18. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи / А.Г. Лидерс // учебное пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
19. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
20. Образование детей с интеллектуальной недостаточностью в Беларуси (исторический аспект) / И.Ю. Маковчик // Актуальные проблемы педагогических исследований: IX Аспирантские чтения: сборник научных статей. — Минск, 2010. — С. 73—77.
21. Петрова, В.Г., Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
22. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - с. 28 - 36.
23. Реан, А.А., Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // учебное пособие для психологов и педагогов. Издательство «Питер» 2001. – 416 с.
24. Савина Е.А., Смирнова Е.О. родители и дети: психология взаимоотношений. - М., Когито-центр, 2003
25. Семаго, Н.Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу / Н.Я. Семаго М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина // Психологическая наука и образование,2011. – № 1. – С. 51–59.
26. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., Педагогика, 2009. – 254 с.
27. Скворцова, В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В.О. Скворцова. – М.: ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2006. – 160 с.
28. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / Под ред. Бейкер К., Варга А.Я. – М.: Когито-центр, 2008. – 265 с.
29. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка - М, Педагогика, 1989
30. Шапиро, Б. Ю. От знакомства к браку [Текст] / Б. Ю. Шапиро. - Москва : Знание, 1990. – 62 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Рене Жиля».
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводные таблицы результатов исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты