Взаимосвязь любовной аддикции и эмоционального интеллекта студентов
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь любовной аддикции и эмоционального интеллекта студентов»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь любовной аддикции и эмоционального интеллекта студентов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, ГУ
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест на выявление любовной зависимости (А.Ю. Егоров).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика эмоционального интеллекта Н. Холла.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сырые баллы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Поделиться
Введение
1 Теоретико-методические основания проблемы взаимосвязи любовной аддикции и эмоционального интеллекта студентов
1.1 Понятие любовной аддикции в психологии
1.2 Эмоциональный интеллект
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи любовной аддикции и эмоционального интеллекта студентов
2.1 Характеристика процедуры исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по развитию эмоционально интеллекта у студентов и минимизации любовной аддикции у студентов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В современном мире, характеризующемся сложнейшими социально-психологическими процессами и явлениями, все более актуализируются способности личности к решению целого спектра самых разнообразных жизненных задач. Как показывают результаты многочисленных исследований, удовлетворенность человека собственной жизнью в целом, успешность профессионального развития и реализации, умение сохранять конструктивные отношения с окружающими во многом зависят от эффективности использования и уровня развития его эмоционального интеллекта. В современных исследованиях эмоциональный интеллект рассматривается как один из важнейших факторов, способствующих эффективной социально-психологической адаптации личности, ее продуктивному взаимодействию и функционированию в социуме.
Эмоциональный интеллект в юношеском возрасте имеет свои особенности. Многие отечественные авторы (И.Н. Андреева и др.) связывают уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте с индивидуальным проявлением самоактуализации. Для того, чтобы успешно функционировать в обществе, юноша должен обладать совокупностью эмоциональных способностей, личных и социальных, оказывающих влияние на способность человека продуктивно преодолевать давление и требования окружающего мира.
В юношеском возрасте углубляются и приобретают особую остроту избирательные формы межличностных отношений, появляется любовь, имеющая ряд специфических характеристик и являющаяся уникальным событием в жизни человека. Именно поэтому юношескую любовь называют «томлением сердца» (А.И. Герцен), а ранняя юность рассматривается как время поисков любви (И.С. Кон).
Главным приобретением юности считается открытие своего внутреннего мира, осознание своей неповторимости. Вместе с тем, в этом возрасте часто возникает чувство одиночества, отсюда - рост потребности в общении. Интимно-личностное общение занимает в жизни молодых людей существенное место - лишь на основе откровенности и доверия выстраивается юношеское общение. Поэтому желание любви и привязанности в этом возрасте высоко.
Феномен любовной аддикции изучали такие авторы, как: А.Ю. Егоров, И.Д. Ивахнова, О.А. Кондрашкина, Г.В. Старшенбаум, Е.Л. Луценко, О.В. Богатырева, И.Н. Хмарук и др.
Эмоциональный интеллект изучали И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Д.В. Люсин, А.И. Комарова, Е.Л. Носенко, Н.В. Коврига, М.А. Манойлова, Д. Гоулман и др.
Однако, проблема изучения взаимосвязи любовной аддикции и эмоционального интеллекта у студентов остается недостаточно освещенной.
1 Теоретико-методические основания проблемы взаимосвязи любовной аддикции и эмоционального интеллекта студентов
1.1 Понятие любовной аддикции в психологии
В психологической науке понятие «аддикция» (от англ. аddiction) определяется как зависимость, пагубная привычка; более в широком смысле означает ощущаемую индивидом навязчивую потребность в определённой деятельности [1, с. 14].
Исследователи разделяют аддикции в зависимости от использования или неиспользования личностью химических веществ с целью изменения своего психологического состояния на «химические» и «нехимические». Характерными чертами для различных форм нехимических зависимостей являются: сильное влечение к определенной деятельности, которое с трудом поддается контролю, а также овладевающие мысли и представления об аддиктивных действиях и тех обстоятельствах, которые им сопутствуют. В качестве объектов зависимостей представлены как химические вещества, так и виды деятельности. А.Ю. Егоров полагает, что зависимость может формироваться от любого объекта или активности [2, с. 69].
По мнению Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриевой, существуют три вида аддикций отношений - любовные, сексуальные и избегания, соприкасающиеся друг с другом. У них общие предпосылки возникновения: неадекватная самооценка, неспособность любить себя, трудности в установлении границ между собой и другими. Так как такие лица не могут установить границы своего «Я», у них отсутствует способность к реальной оценке окружающих. Для этих людей существуют проблемы контроля: они позволяют контролировать себя или пытаются контролировать других. Характерны навязчивость в поведении, в эмоциях, тревожность, неуверенность в себе, импульсивность действий и поступков, проблемы с духовностью, трудность в выражении интимных чувств [3, с. 114].
В отечественных и зарубежных исследованиях существуют различные подходы, отражающие сущность феномена любовной аддикции. Любовная аддикция рассматривается как: зацикливание на стадии влюбленности (С. Сусман), наследственно обусловленная зависимость (С. Пил и А. Бродски), временное приобретенное расстройство (Б. Уайнхолд), нарушение поведения (С. Даулинг), саморазрушение (К. Хорни), соаддиктивные отношения (Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева), девиантное поведение (О.П. Макушина). деструктивная форма межличностных отношений (С.Н. Скворцова), дисфункциональное эмоциональное состояние (А. Ю. Егоров), способность к реализации потребностей (В. Д. Менделевич) [4, с. 36].
Любовная аддикция представляет собой сложный феномен и проявляется в различных формах. По определению А.Ю. Егорова, любовная аддикция – это аддикция к любовным отношениям с фиксацией на другом человеке. Такие отношения возникают между двумя аддиктами, потому они получили название соаддиктивных, или созависимых.
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи любовной аддикции и эмоционального интеллекта студентов
2.1 Характеристика процедуры исследования
С целью выявления взаимосвязи любовной аддикции и эмоционального интеллекта студентов было проведено эмпирическое исследование.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУ «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 35 студентов в возрасте 18-20 лет.
Для проведения исследования использовали следующие диагностические методики:
1. Тест на выявление любовной зависимости (А.Ю. Егоров) [31].
2. Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла [32].
3. Методика «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина [33].
Описание методик исследования
Тест на выявление любовной зависимости (А.Ю. Егоров)
Цель: диагностика любовной зависимости.
Под любовной зависимостью понимается поведение с фиксацией на одном человеке, воспринимаемая как страстная любовь, стремление выстраивать любовно-сексуальные отношения с определенным человеком.
Опросник содержит 40 утверждений, которые необходимо оценить согласием или несогласием.
За каждый положительный ответ дается 1 балл. Критерии оценки уровень склонности к любовной аддикции:
0-15 – баллов - низкий уровень склонности к любовной аддикции
16-30 баллов – средний уровень склонности к любовной аддикции
31-40 – высокий уровень (Приложение А).
Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла.
Цель: выявление уровня эмоционального интеллекта, способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Опросник включает 30 утверждений и содержит 5 шкал: эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями; самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций других людей.
Испытуемым предлагается оценить ряд утверждений по степени того, насколько точно они отражают разные стороны их жизни (от -3 до +3 баллов). Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
Критерии оценки уровня компонентов эмоционального интеллекта: 14 и более баллов – высокий; 8-13 баллов – средний; 7 и менее баллов – низкий.
Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим показателям:
70 и более баллов – высокий;
Заключение
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что в современной литературе любовная аддикция рассматривается как аддикция к любовным отношениям с фиксацией на другом человеке, в качестве формы нехимически зависимого поведения, как потеря личной автономии по эмоциональным причинам во взаимоотношениях. Выделяются различные формы любовной зависимости, в основе которых лежат те или иные чувства, обусловливающие характер поведения субъекта: чрезмерная любовь, неразделенная любовь, навязчивая любовь, сталкерство. Лица, предрасположенные к любовной аддикции, характеризуются определенными личностными чертами, наличием специфичных глубинных конфликтов, особенностями восприятия объекта любви. Факторами возникновения любовной зависимости являются: молодой возраст, неудовлетворенные в детстве эмоциональные потребности, психологические особенности (высокая тревожность, депрессия, экстернальность, низкая самооценка), ситуативные факторы (реальная или мнимая утрата объекта эротической привязанности, потеря уверенности в положительном отношении с его стороны, угроза расставания с объектом в связи с нарастающим конфликтным взаимодействием. Любовная аддикция возникает чаще всего в юношеском возрасте, так как именно в этом период на первый план выступает потребность в любви и привязанности.
Понятие эмоционального интеллекта в психологической науке рассматривается в рамках различных моделей. Зарубежные психологи под эмоциональным интеллектом понимают совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик, отражающих способность индивида к осознанию, принятию и регулированию эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. Отечественные психологи при рассмотрении эмоционального интеллекта делают акцент на его составляющих как основы благоприятного эмоционального состояния и успешного построения межличностных отношений. В нашем исследовании эмоциональный интеллект рассматривается как способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и применять эту информацию для направления мышления и действий. Основными компонентами эмоционального интеллекта являются: идентификация и выражение эмоций, ассимиляция эмоций в мышлении, понимание эмоций, осознанная регуляция эмоций.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая часть студентов обладает средним уровнем склонности к любовной аддикции – у них умеренно выражена склонность проявлять поведение с фиксацией на одном человеке, которая воспринимается ими как страстная любовь, а также стремление выстраивать любовно-сексуальные отношения с определенным человеком. Большинство студентов обладают низким уровнем эмоционального интеллекта.
1 Галяутдинова, С.И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. – 2013. – № 2. – С. 14 – 19.
2 Егоров, А.Ю. Поведенческие аддикции / А.Ю. Егоров, А.В. Голенков // Вестник Чувашского университета. – 2005. – № 2. – С. 56 – 69.
3 Короленко, Ц.П. Психодинамические механизмы аддикций: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Германия: LAP LAMBERT, 2011. – 188 с.
4 Ширко, С.М. Склонность к любовной аддикции в романтических отношениях у девушек / С.М. Ширко // София. – 2018. – № 1. – С. 35 – 39.
5 Хмарук, И.Н. Социально-психологическая предиспозиция формирования эротических аддикций / И.Н. Хмарук, Ю.С. Степанов // В.М. Бехтерев и современная психология: материалы докладов на рос. науч.-практ. конф. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – Вып. 3, т. 2. – С. 332 – 338.
6 Хмарук, И.Н. Патологическая любовь как форма болезни зависимого поведения / И.Н. Хмарук // Современная психология: материалы докладов на рос. науч.‐практ. конф.. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – С. 316 – 321.
7 Гончарова, Н.В. Изучение отношения юношей и девушек к романтической любви / Н.В Гончарова, Т.И. Меньшикова // Гуманитарные научные исследования. – 2011. – № 2. – С. 1 – 7.
8 Петренко, Л.А. Любовная зависимость (аддикция): основные признаки, проявления и пути ее преодоления в гендерных отношениях / Л.А. Петренко // Соціальні технології: актуальні проблеми теорії та практики. – 2012. – Вип. 55. – С. 206 – 212.
9 Богатырева, О.В. Образ желаемого партнера и отношений в представлении эмоционально зависимых девушек / О.В. Богатырева // Актуальные проблемы психологической безопасности. – 2010. – № 1. – С. 32 – 42.
10 Ивахнова, И.Д. Любовная аддикция как социально-психологический феномен / И.Д. Ивахнова // Практики заботы в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 104 – 107.
11 Егоров, А.Ю. Любовные аддикции / А.Ю. Егоров // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2015. – № 2. – С. 64 – 81.
12 Старшенбаум, Г.В. Аддиктология: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Г.В. Старшенбаум. – СПб: Питер, 2017. – 320 с.
13 Луценко, Е.Л. Сексуальная и любовная зависимость: феноменология, психофизиологическая основа, методы коррекции (обзор) / Е.Л. Луценко // Вестник психофизиологии. – 2015. – № 3. – С. 21 – 35.
14 Кондрашихина, О.А. Предикторы любовных аддикций у женщин: возрастной аспект / О.А. Кондрашкина // Горизонты образования. – 2014. –Т. 42, № 2. –С. 46 – 53.
15 Кочарян, А.С. Нарушения эмоционального контакта у женщин при синдроме токсической любви / А.С. Кочарян, Е.В. Фролова, И.В. Гуртовая. – Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. – 2008. – № 807. – С. 175 – 179.
16 Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
17 Степанов, И. С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта / И. С. Степанов // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 1. – С. 205–212.
18 Симбирцева, Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте / Н. В. Симбирцева // Вестник КГУ. – 2008. – № 3. – С. 54 – 57.
19 Саенко, Ю. В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю. В. Саенко. – СПб.: Речь, 2010. – 238 с.
20 Григорьев, С.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности у студентов-психологов / С.А. Григорьев // Известия высших учебных заведений. – 2016. – № 2. – С. 106 – 118.
21 Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М.: «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
22 Шнайдер, М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта / М.И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 58 – 64.
23 Базарсадаева, Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э. Ж. Базарсадаева // Вестник Бурятского гос. университета. – 2013. – № 5. – С. 24 – 29.
24 Михайлова, Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика: Монография / Е. С. Михайлова. – Санкт-Петербург: изд-во СПбГУ, 2007. – 266 с.
25 Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29 – 36.
26 Манойлова, М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М.А. Манойлова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 140 с.
27 Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена: основные функции: монография / Е.Л. Носенко, Н.В. Коврига. – Київ: Вища школа, 2003. – 126 с.
28 Комарова, А.И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития / А.И. Комарова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 4. – С. 23 – 26.
29 Лёшенко, А.А. Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими особенностями личности / А.А. Лёщенко // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 2. – С. 104 – 107.
30 Будакова А.В. Эмоциональный интеллект как условие развития самодетерминации / А.В. Будакова // Психология индивидуальности: материалы научной конференции. – М.: Логос, 2012. – С. 41 – 42.
31 Тест на выявление любовной зависимости (А.Ю. Егоров) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/@psiholog_kfu-test-na-vyyavlenie-lubovnoi-zavisimosti.
32 Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/21-emotsionalnyj-intellekt-eq.
33 Люсин, Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные / Д.В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2009. – С. 264 – 278.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест на выявление любовной зависимости (А.Ю. Егоров).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика эмоционального интеллекта Н. Холла.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сырые баллы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты