ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 История формирования и развития подростковых субкультур
1.2 Сущность субкультуры, её основные элементы и особенности
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации в работе с подростками входящими в субкультуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемо важным элементом современной цивилизации являются молодежные субкультуры. Субкультура (лат. sub «под» + cultura «культура»), подкультура – термин в социологии, антропологии и культурологии, обозначающий часть культуры общества, отличающуюся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Молодёжная субкультура создает предпосылки для осмысления возможностей, самореализации индивидов и ответственности. Благодаря ей растет уровень свободы выбора молодых людей, расширяется творческое пространство и рождается новая альтернативная реальность, предполагающая инновационные жизненные стратегии и содействующая развитию здорового самосознания всех будущих поколений.
Необходимость современного поколения в самореализации так значительна, что молодежные объединения формируются даже наперекор запретам. Нынешние субкультуры подражают Западу и высказывают свое противостояние современному обществу. Современное общество идет по дороге глобализации. Однако очень важно на этом пути не потерять свои национальные преимущества. Субкультуры же в некотором роде находятся вне национальных особенностей, определенные направления могут наблюдаться одновременно в разных странах и даже на разных континентах.
Субкультуры в современном обществе играют важную роль. Субкультура тесно связана с концептом моды, оба этих понятия являются составляющими культуры в целом. Мода проникает в современном мире во все сферы жизни. Преимущественно влиянию моды поддается молодежь. И это объяснимо. Подрастающее поколение – самая динамичная и творческая часть населения. Мода является отражением потребностей и увлечений молодого поколения. Модным может быть что угодно: одежда, обувь, прически, аксессуары, журналы, каналы, музыка, фильмы, литература, стиль в одежде и жизни и т.д. Даже поведение некоторых людей зависит от модных тенденций. В этих случаях можно говорить о существовании моды на определенные субкультуры и взаимном влиянии друг на друга этих феноменов. Каждая субкультура старается достичь и создать собственную уникальность, сохранить свою оригинальность и самобытность, отказаться от общепринятых норм. Но, если взглянуть на ситуацию в целом, можно сделать вывод, что всё взаимосвязано. Субкультуры порождают друг друга, создают свою специфическую культуру, тем самым насыщая культуру в целом.
Объект исследования: подростковая субкультура.
Предмет исследования: социально-психологический анализ подростковой субкультуры.
Цель: провести социально-психологический анализ подростковой субкультуры.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть историю формирования и развития подростковых субкультур;
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 История формирования и развития подростковых субкультур
Слово «субкультура» произошло от латинского «sub» – под и cultura –культура. Другими словами, субкультура – это «подкультура», возникшая вследствие обстоятельств по отношению к более масштабной культуре. Чаще всего это слово применяется к молодежным группировкам. К понятию «молодежные субкультуры», несмотря на естественность и общеизвестность, многие авторы применяют разные значения [8, с. 4]. В сущности, субкультуры включают в себя всевозможный кругозор: от тенденций искусства и музыкальных стилей до политических взглядов и сексуальных привилегий [15, с. 17].
Социальной базой формирования субкультуры могут выступать возрастные группы (рокеры, панки, металлисты, роллинги, битломаны и другие). Правда, эти субкультуры образовались не только на основе возрастной общности, но и в силу тех или иных своих интересов.
На возникновение и развитие субкультур влияют изменения образа и уровня общества, крупные социальные события и потрясения. Возможны появление и активизация субкультуры при улучшении условий жизни какой-либо социальной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.д.). Второй тип субкультур можно назвать субкультурами «кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-экономического положения [13].
Социальной базой формирования субкультур могут быть и социальные слои (городское и сельское население). Это закрытые культурные образования, носители которых выделяются по внешнему облику, манере поведения, жаргону-сленгу, создающих особый тип субкультур на основе переработки официальной культуры общества. Однако это не означает, что та или иная группа выступает против всеобщей культуры. Поэтому несправедливо относиться к субкультуре с неодобрением или недоверием, (что наблюдается в большинстве случаев). Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей, военных и т.д.
Молодежные субкультуры в нынешнем виде возникли в середине ХХ века в связи с развитием Западной цивилизации. Анархическое бунтарское движение «битникиков» стало одним из первых субкультур современности. Первооткрывателями музыкальных субкультур, являлись «хиппи» – фанаты рок-музыки, молодежное движение пацифистов. В их движении существовала мода на длинные волосы, разноцветную или же наоборот сугубо черную одежду. Миросозерцание же этих первоначальных субкультур перешло и на другие ответвления. Религиозно-музыкальное движение «растафари» (растаманы), появилось на Ямайке. Помимо музыки рэгги и необычного имиджа данное направление обладало определенной идеологией. Миролюбие, спокойствие и безмятежность имелись среди убеждений «растаманов».
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования направлена на то, чтобы выявить особенностей подростковых субкультур.
Задачи:
1. подобрать психодиагностические методики.
2. выявить особенности подростковых субкультур.
3. предложить рекомендации.
Базой эмпирического исследования выступили 30 подростков, 15 мальчиков и 15 девочек.
Для достижения цели мы используем следующие методики:
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Цель: выявление системы ценностных ориентаций, включающих ценности-цели и ценности-средства.
Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей М. Рокича, который различает два класса ценностей: терминальные ценности, важные для жизни человека в целом, конечные цели индивидуального существования личности; инструментальные ценности составляют средства, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации для достижения целей. Испытуемым предлагается прочитать перечень утверждений, составляющих 18 ценностей – базовых принципов, которыми они руководствуетесь в жизни и оценить их по порядку значимости от 1 (как наиболее значимая ценность) до 18 (как наименее значимая ценность).
Тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой) используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, т.е. с его образом «Я» или Я-концепцией. Респонденту предлагается дать 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Наличие прямого или косвенного вариантов обозначения своего пола говорит о сформированности половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения. Причинами отсутствия обозначения пола в самоидентификационных характеристиках могут быть: отсутствие целостного представления о полоролевом поведении, несформированная рефлексия; избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (вытеснение негативного опыта сравнения себя с другими представителями своего пола); несформированность половой идентичности или наличием кризиса идентичности в целом.
Методы математико-статистической обработки данных.
Для оценки достоверных различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного количественно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодежные субкультуры начали зарождаться в 50-х годах, и многие существуют до сих пор. У каждой субкультуры свои принципы, идеалы, правила и нормы поведения. Объединяет их всеобщий протест. Они идут против системы и общепринятых порядков, у них имеются свои законы. Каждая из субкультур относит себя к определенной музыке, увлечениям либо хобби. Весь смысл, который закладывается в субкультуру, идет именно от их интересов, в этом и есть его сущность. А также от этого зависит внутреннее состояние и внешний вид участников субкультуры.
Молодые люди наиболее уязвимы и восприимчивы. Они первые впитывают новые формы развития в сфере досуга вместе со всеми позитивными и негативными проявлениями. Как правило, молодые люди вступают в субкультуры в силу возраста и духовного состояния. Отсутствует взаимопонимание среди их обычного окружения, в том числе в отношении родителей, либо он хочет доказать, что он уже взрослый и самостоятельно может принимать решения. Молодые люди, которые попали в субкультуру, становятся с ней единым целым. Меняется образ мышления, взгляд на мир, преобразуются порядки и законы нового общества. Они находят сверстников, которые разделяют их мысли, увлечения и чувства. Участие в субкультуре – это «игра во взрослую жизнь», где молодежь проецирует некое подобие жизненных обстоятельств и учится поведению в них.
Определяющей характеристикой молодежной субкультуры, является неопределенность, отчуждение от основных нормативных ценностей, ценностей большинства. Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин: молодежь живет во всеобщем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры; кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой – к прагматизму и социальной дизадаптацией, к проявлениям противоправного или экстремистского характера; коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры формирует определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования.
Цель эмпирического исследования направлена на то, чтобы выявить особенностей подростковых субкультур.
Для достижения цели мы используем следующие методики:
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) и тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой).
Результаты анализа содержательных характеристик гендерной идентичности позволяют сделать вывод, что в обеих подгруппах преобладает позитивная гендерная идентичность (преобладание положительных характеристик), которая характеризует адаптивное состояние личности.
1. Андреева, А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода / А.Ю. Андреева, Г.И. Богомолов. – Санкт-Петербург: Паритет, 2015. - 120 c.
2. Башкатов, И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И. П. Башкатов. - Москва: МПСИ, 2002. – 415 c.
3. Васильева, Р. Психология граффити: личность и субкультура / Р. Васильева. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 120 c.
4. Гидденс, Э. Социология. / Э. Гидденс – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.
5. Гогуева, М. Психопрофилактика негативного влияния субкультур на личность подростка / М. Гогуева. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 260 c.
6. Грибанов, В. В. Инициативные самодеятельные молодежные движения / В.В. Грибанов. – Нижний Новгород: Диссертация, 1999. – 273 с.
7. Гришин, В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде / В. А. Гришин. – Москва: Общественные, самодеятельные движения, 2005. – 246 с.
8. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995. – 352 с.
9. Карманова, А. В. Отчуждение и современные молодежные субкультуры / А. В. Карманова. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 172 c.
10. Кокшаров, Н. Культура и субкультура / Н. Кокшаров. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 172 c.
11. Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. / А.И. Кравченко – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001.
12. Лисовский, В. Т. Неформальные группировки среди молодежи: причины возникновения и методы работы / В. Т. Лисовский. - Санкт-Петербург: Олимп, 1992. – 270 с.
13. Луков, В. А. Хип-хоп культура / В. А. Луков. – Москва: Знание. Понимание. Умение, 2005. – 151 с.
14. Омельченко, Е.В. Молодежные культуры и субкультуры / Е. В. Омельченко. – Москва: Институт социологии, 2000. – 261 с.
15. Разин, П. В. Феномен хаоса в пространстве рок-культуры. Методология формального анализа / П. В. Разин. – Москва: Общественные, самодеятельные движения, 2000. – 270 с.
16. Социология молодежи: Учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. – СПб., 1996. – 335 с.
17. Сыромятникова, И. С. Иллюстрированная история моды и стиля / И.С. Сыромятникова. – Москва: Рипол Классик, 2011. - 248 c.
18. Чибисова, О. В. Взаимодействие молодежных субкультур / О. В. Чибисова. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 192 c.
19. Шабанов, Л. В. Молодёжная субкультура / Л.В. Шабанов. – Москва: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 308 c.
20. Щепанская, Т. Б. Система. Тексты и традиции субкультуры субкультуры / Т.Б. Щепанская. – Санкт Петербург: Наука, 2004. – 270 с.