Социально-психологический анализ подростковой субкультуры
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-психологический анализ подростковой субкультуры»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Социально-психологический анализ подростковой субкультуры
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 История формирования и развития подростковых субкультур
1.2 Сущность субкультуры, её основные элементы и особенности
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации в работе с подростками входящими в субкультуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемо важным элементом современной цивилизации являются молодежные субкультуры. Субкультура (лат. sub «под» + cultura «культура»), подкультура – термин в социологии, антропологии и культурологии, обозначающий часть культуры общества, отличающуюся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Молодёжная субкультура создает предпосылки для осмысления возможностей, самореализации индивидов и ответственности. Благодаря ей растет уровень свободы выбора молодых людей, расширяется творческое пространство и рождается новая альтернативная реальность, предполагающая инновационные жизненные стратегии и содействующая развитию здорового самосознания всех будущих поколений.
Необходимость современного поколения в самореализации так значительна, что молодежные объединения формируются даже наперекор запретам. Нынешние субкультуры подражают Западу и высказывают свое противостояние современному обществу. Современное общество идет по дороге глобализации. Однако очень важно на этом пути не потерять свои национальные преимущества. Субкультуры же в некотором роде находятся вне национальных особенностей, определенные направления могут наблюдаться одновременно в разных странах и даже на разных континентах.
Субкультуры в современном обществе играют важную роль. Субкультура тесно связана с концептом моды, оба этих понятия являются составляющими культуры в целом. Мода проникает в современном мире во все сферы жизни. Преимущественно влиянию моды поддается молодежь. И это объяснимо. Подрастающее поколение – самая динамичная и творческая часть населения. Мода является отражением потребностей и увлечений молодого поколения. Модным может быть что угодно: одежда, обувь, прически, аксессуары, журналы, каналы, музыка, фильмы, литература, стиль в одежде и жизни и т.д. Даже поведение некоторых людей зависит от модных тенденций. В этих случаях можно говорить о существовании моды на определенные субкультуры и взаимном влиянии друг на друга этих феноменов. Каждая субкультура старается достичь и создать собственную уникальность, сохранить свою оригинальность и самобытность, отказаться от общепринятых норм. Но, если взглянуть на ситуацию в целом, можно сделать вывод, что всё взаимосвязано. Субкультуры порождают друг друга, создают свою специфическую культуру, тем самым насыщая культуру в целом.
Объект исследования: подростковая субкультура.
Предмет исследования: социально-психологический анализ подростковой субкультуры.
Цель: провести социально-психологический анализ подростковой субкультуры.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть историю формирования и развития подростковых субкультур;
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 История формирования и развития подростковых субкультур
Слово «субкультура» произошло от латинского «sub» – под и cultura –культура. Другими словами, субкультура – это «подкультура», возникшая вследствие обстоятельств по отношению к более масштабной культуре. Чаще всего это слово применяется к молодежным группировкам. К понятию «молодежные субкультуры», несмотря на естественность и общеизвестность, многие авторы применяют разные значения [8, с. 4]. В сущности, субкультуры включают в себя всевозможный кругозор: от тенденций искусства и музыкальных стилей до политических взглядов и сексуальных привилегий [15, с. 17].
Социальной базой формирования субкультуры могут выступать возрастные группы (рокеры, панки, металлисты, роллинги, битломаны и другие). Правда, эти субкультуры образовались не только на основе возрастной общности, но и в силу тех или иных своих интересов.
На возникновение и развитие субкультур влияют изменения образа и уровня общества, крупные социальные события и потрясения. Возможны появление и активизация субкультуры при улучшении условий жизни какой-либо социальной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.д.). Второй тип субкультур можно назвать субкультурами «кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-экономического положения [13].
Социальной базой формирования субкультур могут быть и социальные слои (городское и сельское население). Это закрытые культурные образования, носители которых выделяются по внешнему облику, манере поведения, жаргону-сленгу, создающих особый тип субкультур на основе переработки официальной культуры общества. Однако это не означает, что та или иная группа выступает против всеобщей культуры. Поэтому несправедливо относиться к субкультуре с неодобрением или недоверием, (что наблюдается в большинстве случаев). Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей, военных и т.д.
Молодежные субкультуры в нынешнем виде возникли в середине ХХ века в связи с развитием Западной цивилизации. Анархическое бунтарское движение «битникиков» стало одним из первых субкультур современности. Первооткрывателями музыкальных субкультур, являлись «хиппи» – фанаты рок-музыки, молодежное движение пацифистов. В их движении существовала мода на длинные волосы, разноцветную или же наоборот сугубо черную одежду. Миросозерцание же этих первоначальных субкультур перешло и на другие ответвления. Религиозно-музыкальное движение «растафари» (растаманы), появилось на Ямайке. Помимо музыки рэгги и необычного имиджа данное направление обладало определенной идеологией. Миролюбие, спокойствие и безмятежность имелись среди убеждений «растаманов».
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования направлена на то, чтобы выявить особенностей подростковых субкультур.
Задачи:
1. подобрать психодиагностические методики.
2. выявить особенности подростковых субкультур.
3. предложить рекомендации.
Базой эмпирического исследования выступили 30 подростков, 15 мальчиков и 15 девочек.
Для достижения цели мы используем следующие методики:
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Цель: выявление системы ценностных ориентаций, включающих ценности-цели и ценности-средства.
Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей М. Рокича, который различает два класса ценностей: терминальные ценности, важные для жизни человека в целом, конечные цели индивидуального существования личности; инструментальные ценности составляют средства, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации для достижения целей. Испытуемым предлагается прочитать перечень утверждений, составляющих 18 ценностей – базовых принципов, которыми они руководствуетесь в жизни и оценить их по порядку значимости от 1 (как наиболее значимая ценность) до 18 (как наименее значимая ценность).
Тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой) используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, т.е. с его образом «Я» или Я-концепцией. Респонденту предлагается дать 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Наличие прямого или косвенного вариантов обозначения своего пола говорит о сформированности половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения. Причинами отсутствия обозначения пола в самоидентификационных характеристиках могут быть: отсутствие целостного представления о полоролевом поведении, несформированная рефлексия; избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (вытеснение негативного опыта сравнения себя с другими представителями своего пола); несформированность половой идентичности или наличием кризиса идентичности в целом.
Методы математико-статистической обработки данных.
Для оценки достоверных различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного количественно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодежные субкультуры начали зарождаться в 50-х годах, и многие существуют до сих пор. У каждой субкультуры свои принципы, идеалы, правила и нормы поведения. Объединяет их всеобщий протест. Они идут против системы и общепринятых порядков, у них имеются свои законы. Каждая из субкультур относит себя к определенной музыке, увлечениям либо хобби. Весь смысл, который закладывается в субкультуру, идет именно от их интересов, в этом и есть его сущность. А также от этого зависит внутреннее состояние и внешний вид участников субкультуры.
Молодые люди наиболее уязвимы и восприимчивы. Они первые впитывают новые формы развития в сфере досуга вместе со всеми позитивными и негативными проявлениями. Как правило, молодые люди вступают в субкультуры в силу возраста и духовного состояния. Отсутствует взаимопонимание среди их обычного окружения, в том числе в отношении родителей, либо он хочет доказать, что он уже взрослый и самостоятельно может принимать решения. Молодые люди, которые попали в субкультуру, становятся с ней единым целым. Меняется образ мышления, взгляд на мир, преобразуются порядки и законы нового общества. Они находят сверстников, которые разделяют их мысли, увлечения и чувства. Участие в субкультуре – это «игра во взрослую жизнь», где молодежь проецирует некое подобие жизненных обстоятельств и учится поведению в них.
Определяющей характеристикой молодежной субкультуры, является неопределенность, отчуждение от основных нормативных ценностей, ценностей большинства. Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин: молодежь живет во всеобщем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры; кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой – к прагматизму и социальной дизадаптацией, к проявлениям противоправного или экстремистского характера; коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры формирует определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования.
Цель эмпирического исследования направлена на то, чтобы выявить особенностей подростковых субкультур.
Для достижения цели мы используем следующие методики:
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) и тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой).
Результаты анализа содержательных характеристик гендерной идентичности позволяют сделать вывод, что в обеих подгруппах преобладает позитивная гендерная идентичность (преобладание положительных характеристик), которая характеризует адаптивное состояние личности.
1. Андреева, А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода / А.Ю. Андреева, Г.И. Богомолов. – Санкт-Петербург: Паритет, 2015. - 120 c.
2. Башкатов, И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И. П. Башкатов. - Москва: МПСИ, 2002. – 415 c.
3. Васильева, Р. Психология граффити: личность и субкультура / Р. Васильева. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 120 c.
4. Гидденс, Э. Социология. / Э. Гидденс – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.
5. Гогуева, М. Психопрофилактика негативного влияния субкультур на личность подростка / М. Гогуева. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 260 c.
6. Грибанов, В. В. Инициативные самодеятельные молодежные движения / В.В. Грибанов. – Нижний Новгород: Диссертация, 1999. – 273 с.
7. Гришин, В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде / В. А. Гришин. – Москва: Общественные, самодеятельные движения, 2005. – 246 с.
8. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995. – 352 с.
9. Карманова, А. В. Отчуждение и современные молодежные субкультуры / А. В. Карманова. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 172 c.
10. Кокшаров, Н. Культура и субкультура / Н. Кокшаров. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 172 c.
11. Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. / А.И. Кравченко – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001.
12. Лисовский, В. Т. Неформальные группировки среди молодежи: причины возникновения и методы работы / В. Т. Лисовский. - Санкт-Петербург: Олимп, 1992. – 270 с.
13. Луков, В. А. Хип-хоп культура / В. А. Луков. – Москва: Знание. Понимание. Умение, 2005. – 151 с.
14. Омельченко, Е.В. Молодежные культуры и субкультуры / Е. В. Омельченко. – Москва: Институт социологии, 2000. – 261 с.
15. Разин, П. В. Феномен хаоса в пространстве рок-культуры. Методология формального анализа / П. В. Разин. – Москва: Общественные, самодеятельные движения, 2000. – 270 с.
16. Социология молодежи: Учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. – СПб., 1996. – 335 с.
17. Сыромятникова, И. С. Иллюстрированная история моды и стиля / И.С. Сыромятникова. – Москва: Рипол Классик, 2011. - 248 c.
18. Чибисова, О. В. Взаимодействие молодежных субкультур / О. В. Чибисова. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 192 c.
19. Шабанов, Л. В. Молодёжная субкультура / Л.В. Шабанов. – Москва: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 308 c.
20. Щепанская, Т. Б. Система. Тексты и традиции субкультуры субкультуры / Т.Б. Щепанская. – Санкт Петербург: Наука, 2004. – 270 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты