Формы и виды контроля знаний на уроках химии
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формы и виды контроля знаний на уроках химии»
по дисциплине: «Химия»
2021
45.00 BYN
Формы и виды контроля знаний на уроках химии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Химия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
1.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
1.2. ФОРМЫ, ВИДЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
1.3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
1.4. ОЦЕНКА И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
ГЛАВА 2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
2.1. ПОДБОР ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В 8-Х КЛАССАХ
2.2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В 8-Х КЛАССАХ
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В 8-Х КЛАССАХ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Контроль знаний учащихся при обучении химии в школе относится к группе основных компонентов управления образовательным процессом и качеством образования. Современному педагогу-химику важно иметь в своем арсенале разнообразные фактические данные относительно различных сторон процесса образования, чтобы управление образовательным процессом происходило не формально, а реально. Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах, которая получается посредством контроля [1, 2].
В настоящее время перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования и его адаптации к новым стандартам. Сегодня педагогический контроль приобретает особое значение, так как идет пересмотр понятия «качественное образование». В связи с этим, актуальна проблема повышения эффективности педагогического контроля, рассматриваемого в контексте учебного предмета «Химия» [1].
Эффективность систем контроля и оценка хода результативности обучения необходимы для того чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и полно реализуются цели обучения, и своевременно вносить требуемые коррективы, стимулировать учащихся к успешному овладению школьными предметами в частности химии. Изучение эффективности систем контроля и оценки хода результативности обучения является актуальной задачей, так как позволяет обосновано судить о том, насколько точно и полно реализуются цели обучения [1].
Цель работы заключалась в изучении особенностей различных форм и видов проверки знаний обучающихся по химии, а также установлении влияния продолжительности контроля знаний на успешность его выполнения учениками восьмых классов.
В процессе выполнения работы решались следующие задачи:
– раскрыть теоретические аспекты осуществления контроля знаний на уроках химии;
– подобрать задания для проведения контроля знаний по химии в 8-х классах;
– провести ряд тематических контролей знаний по химии в 8-х классах с последующим анализом результатов учебной деятельности обучающихся;
– изучить влияние продолжительности контроля знаний на успешность его выполнения обучающимися 8-х классов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
1.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
В широком смысле под контролем понимают проверку чего–либо, а в случае химического образования – диагностику качества и объема умений, знаний, ценностных отношений каждого обучающегося и класса в соответствии с требованиями, отраженными в государственном образовательном стандарте [2].
Проверка знаний и умений школьников является составной частью учебного процесса и имеет принципиальное значение для организации нормального учебного процесса. Согласно Е. Е. Минченкову, контроль знаний на уроках химии [3]:
а) показывает эффективность методических приемов, методов, средств обучения;
б) успешность работы преподавателя;
в) раскрывает направления коррекции знаний учащихся, а также подходы к их обучению.
По Е. Е. Минченкову, цель проведения контроля знаний состоит в организации учебно–воспитательного процесса, способствующего формированию требуемых образовательным стандартом результатов усвоения знаний и практических умений обучающихся, который бы содействовал формированию у подопечных настойчивости для преодоления трудностей [3].
По М. С. Пак, главная цель проведения контроля знаний на уроках химии заключается в определении степени усвоения обучающимися содержания химического образования, объема и качества предметных компетенций, химических знаний, действий/умений и ценностных отношений [2].
Согласно Е. Е. Минченкову, к числу задач контроля знаний можно отнести [3]:
а) раскрытие динамики формирования у обучающихся надлежащих результатов усвоения содержания курса по предмету «Химия»;
б) оценку учебной деятельности учащихся;
в) ознакомление обучающихся с предъявляемыми к ним требованиями;
г) формирование у обучающихся настойчивости и воли в достижении целей обучения химии.
В учебных пособиях, посвященных методике преподавания химии, различают контролирующую, обучающую, воспитывающую и побуждающую функции контроля знаний, проводимого на уроках химии [4].
Контролирующая функция предусматривает выявление уровня знаний и способов деятельности обучающихся, усвоенных на каждом этапе обучения, для дальнейшего определения готовности обучающихся к продолжению обучения или к началу профессиональной деятельности [5].
ГЛАВА 2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
2.1. ПОДБОР ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В 8-Х КЛАССАХ
Для организации контроля знаний на уроках химии в Республике Беларусь учитель обязан ознакомиться с перечнем документов, опубликованных на сайте Национального образовательного портала [30]. К числу обязательных для ознакомления документов относятся: Инструктивно-методическое письмо «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» [31], Учебная программа по учебному предмету «Химия» для 8-го класса [32], документ «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Химия»» [33], Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Химия» [29].
В документе «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Химия»» сказано, что, по должностным обязанностям, учителю следует использовать календарно-тематическое планирование, которое составляется и корректируется в течение учебного года в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета [33]. Внесение корректив в календарно-тематическое планирование зависит от уровня результатов учебной деятельности и познавательных возможностей учащихся, иных объективных обстоятельств. Таким образом, календарно-тематическое планирование является документом, содержащим в форме таблицы поурочное планирование содержания химического образования для конкретного класса.
Согласно примерному календарно-тематическому планированию [34], на протяжении восьмого года обучения в школе обучающиеся проходят пять основных тем (блоков):
а) Повторение основных вопросов курса химии 7 класса. Количественные понятия в химии;
б) Важнейшие классы неорганических соединений;
в) Строение атома и систематизация химических элементов;
г) Химическая связь;
д) Растворы.
В рамках второй темы «Строение атома и систематизация химических элементов» можно запланировать, как минимум, проведение двух самостоятельных и одной контрольной работы, поэтому задания (по вариантам) для таких работ [35] будут представлены ниже.
Самостоятельная работа по теме «Систематизация элементов и периодический закон»
1 Кулагина, Я. М. Использование некоторых форм контроля знаний учащихся при обучении химии в 9 классах / Я. М. Кулагина, А. И. Зиловская, А. В. Хаданович // Фундаментальні та прикладні дослідження в сучасній хімії : матеріали IІI Міжнародної заочної науково-практичної конференції молодих учених, Ніжин, 12 квітня 2016 р. – Ніжин : НДУ ім. Миколи Гоголя, 2016. – 156 с.
2 Пак, М. С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов / М. С. Пак. – СПб : РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 306 с.
3 Минченков, Е. Е. Общая методика преподавания химии: учебное пособие / Е. Е. Минченков. – М. : Лаборатория знаний : Лаборатория Базовых Знаний, 2015. – 595 с.
4 Тиванова, Л. Г. Методика обучения химии: учеб. пособие / Л. Г. Тиванова, С. М. Сирик, Т. Б. Кожухова. – Кемерово : КемГУ, 2013. – 156 с.
5 Сирик, С. М. Методика обучения химии: учеб. пособие / С. М. Сирик, Л. Г. Тиванова. – Кемерово : КемГУ, 2015. – 167 с.
6 Чернышова, Н. П. Обобщение методики контроля качества учебного занятия / Н. П. Чернышова // Профессиональное образование и общество. – 2014. – № 2 (10). – С. 27–36.
7 Матвеева, Э. Ф. Методика преподавания химии (инновационный курс) : учебно–методическое пособие / Э. Ф. Матвеева. – Астрахань : Астраханский университет, 2014. – 208 с.
8 Космодемьянская, С. С. Методика обучения химии: учебное пособие / С. С. Космодемьянская, С. И. Гильманшина. – Казань: ТГГПУ, 2011. – 136 с.
9 Шишлова, М. А. Методика преподавания химии. Урок химии / М. А. Шишлова. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – 60 с.
10 Полянская, Е. И. Проблемы оценивания и контроля знаний обучающихся / Е. И. Полянская, П. С. Перфильев // Материалы научной сессии Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ», Борисоглебск, 1–30 апреля 2017 г. – Борисоглебск, 2017. – С. 227–232.
11 Селиверстова, Р. А. Педагогические технологии для реализации ФГОС второго поколения на уроках химии в средней школе / Р. А. Селиверстова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно–практической конференции (заочной) с международным участием, Тольятти, 28–29 ноября 2016 г. – Ульяновск, 2016. – С. 190–195.
12 Родионова, Н. И. Использование тестов на уроках химии как средства диагностики учебных достижений учащихся гимназии / Н. И. Родионова // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 9. – С. 133–136.
13 Сечко, О. И. Тест как форма обучения и контроля знаний по химии / О. И. Сечко // Актуальные проблемы содержания и технологии обновления довузовского образования. – 2012. – № 1. – С. 1–3.
14 Куксова, И. В. Современный урок химии в проекте «Школа информатизации» / И. В. Куксова // Образование в современной школе. – 2012. – № 2. – С. 24–29.
15 Павлова, Е. С. Использование гугл – форм на уроках химии / Е. С. Павлова, П. С. Крамар // Информационные технологии как основа эффективного инновационного развития: сборник статей Международной научно–практической конференции, Таганрог, 10 января 2021 г. – Уфа, 2021. – С. 209–211.
16 Кравченко, И. В. Зачёт, как одна из основных форм контроля успеваемости обучающихся / И. В. Кравченко // Певзнеровские чтения. – 2015. – № 1. – С. 28–33.
17 Белоусова, Е. Г. Метод зачета в системе контроля знаний учащихся / Е. Г. Белоусова, Е. И. Мороз, Ю. А. Маслова // Новая наука: от идеи к результату. – 2017. – № 1–2. – С. 67–70.
18 Нелюбина, Е. Г. Химический диктант как вид контроля образовательных достижений учащихся / Е. Г. Нелюбина, О. А. Исаева, Е. А. Черноталлова // Интеллектуальный потенциал XXI века: сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции, Уфа, 3 февраля 2019 г. – Уфа, 2019. – С. 48–50.
19 Михайлова, В. В. Графический диктант как средство закрепления знаний на уроках химии / В. В. Михайлова // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник материалов Международной научно–практической конференции, Москва, 12–14 февраля 2020 г. – Москва, 2020. – С. 278–280.
20 Егорова, Л. Н. Формы контроля знаний учащихся / Л. Н. Егорова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – № 1. – С. 65–70.
21 Методика преподавания химии: метод. указания к выполнению лабораторных работ по методике преподавания химии для студентов направления 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» / сост. А. И. Рыкова. – Курган : Курганский государственный университет, 2018. – 48 с.
22 Колосова, Е. А. Методика преподавания химии: практикум / Е. А. Колосова, Е. Е. Финкельштейн. – Самара : Самарский университет, 2013. – 32 с.
23 Организация самоконтроля на уроках химии / Л. П. Петрищева, Е. Е. Попова, В. В. Мелехина, М. В. Лиштванова // Наука и образование. – 2020. – Т. 3. – № 4. – С. 1–8.
24 Ветошкина, И. А. Нетрадиционный подход к организации контроля знаний и умений учащихся / И. А. Ветошкина // Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов: исследования, инновации и технологии: материалы научных трудов XII Международной научно–практической конференции, Астрахань, 24–27 апреля 2018 г. – Астрахань, 2018. – С. 261–263.
25 Золотов, М. А. Система методов контроля и оценки качества деятельности учащихся в модульном обучении химии / М. А. Золотов // Сборник научных трудов, посвященный 85–летию мичуринского государственного аграрного университета / Мичуринский гос. агр. ун–т; под ред. В. А. Бабушкина. – Мичуринск, 2016. – С. 84–88.
26 Коновалова, И. М. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Урок химии. 11 класс / И. М. Коновалова // Мастер–класс. – 2014. – № 4. – С. 20–27.
27 Чернобельская, Г. М. Методика обучения химии в средней школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Чернобельская. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
28 Ковель, М. И. Критериальный подход к оцениванию учебных достижений обучающихся на уроках химии / М. И. Ковель // Содружество. – 2017. – № 17. – С. 16–20.
29 Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Химия» [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – URL: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2020-2021-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie-2020-2021/304-uchebnye-predmety-v-xi-klassy-2020-2021/3821-khimiya.html.
30 Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by.
31 Кадлубай, А. В. Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования : Инструктивно-методическое письмо министерства образования Республики Беларусь, 24 июня 2020 г. / А. В. Кадлубай // Национальный образовательный портал. – URL: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2020-2021-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie-2020-2021/304-uchebnye-predmety-v-xi-klassy-2020-2021/3821-khimiya.html.
32 Учебная программа по учебному предмету «Химия» для VIII класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 27 июля 2018 г., № 76 // Национальный образовательный портал. – URL: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2020-2021-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie-2020-2021/304-uchebnye-predmety-v-xi-klassy-2020-2021/3821-khimiya.html.
33 Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Химия» [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – URL: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2020-2021-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie-2020-2021/304-uchebnye-predmety-v-xi-klassy-2020-2021/3821-khimiya.html.
34 Колевич, Т. А. Химия. 7–9 кл. : примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. Сред. образования / Т. А. Колевич, Н. В. Манкевич, О. И. Сечко. – Минск : НИО : Аверсэв, 2020. – 48 с.
35 Сборник контрольных и самостоятельных работ по химии. 7–9 класса : пособие для учителей учреждений общ. Сред. образования / Т. Н. Масловская [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2016. – 159 с.
36 Рекомендации по результатам республиканской контрольной работы по учебному предмету «Химия»,VIII класс (2019/2020учебный год) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://monitoring.adu.by/attachments/article/41/Rekomendacii_himiy_2020.pdf.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты