Интеллектуальная продуктивность студентов в условиях музыкальной стимуляции
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Интеллектуальная продуктивность студентов в условиях музыкальной стимуляции»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Интеллектуальная продуктивность студентов в условиях музыкальной стимуляции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Минский государственный лингвистический университет, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты студентов без музыкального отрывка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистический анализ результатов.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ
1.1 Интеллект и интеллектуальная продуктивность
1.2 Развитие интеллекта в юношеском возрасте
1.3 Влияние музыки на интеллект
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность. Через приобщение к музыкальному искусству активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал.
Исследования, выполненные в разных странах, показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Эффективность музыкального воздействия на человека в детском возрасте объясняется той связью, которая на протяжении всего процесса эволюции человека установилась между музыкальным искусством и мозгом.
Музыкальная стимуляция – специально созданная, целесообразная организация жизнедеятельности участников воспитательного процесса, связанная с использованием образцов музыкального творчества, которые влияют на ассоциативную сферу мышления личности. В связи с этим возникает необходимость более глубокого изучения проблемы влияния музыкальной стимуляции на ассоциативное мышление студентов, что определило актуальность данного исследования.
Цель исследования: изучение интеллектуальной продуктивности студентов в условиях музыкальной стимуляции.
Объектом исследования является интеллектуальная продуктивность.
Предмет исследования – интеллектуальная продуктивность студентов в условиях музыкальной стимуляции.
Обобщение результатов научных исследований дает основание определить гипотезу исследования: музыкальная стимуляция повышает интеллектуальную продуктивность студентов.
Задачи:
1. Охарактеризовать интеллект и интеллектуальную продуктивность.
2. Рассмотреть развитие интеллекта в юношеском возрасте.
3. Изучить влияние музыки на интеллект.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ
1.1 Интеллект и интеллектуальная продуктивность
С психологической точки зрения, целью интеллекта является создание порядка из хаоса, который основан на приведении индивидуальных потребностей в соответствие с объективными требованиями реальности. Термин интеллект появился в древности, но детально изучался только в XX веке.
Большинство исследователей подчеркивают, что интеллект человека устанавливает совокупность когнитивных процессов. В ряде психологических понятий интеллект отождествляется с системой психических операций, со стилем и стратегией решения проблемы, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, которая требует когнитивной деятельности, с когнитивным стилем [4, с. 215]. В современной западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как биопсихологической адаптации к существующим жизненным обстоятельствам. Основоположниками такого понимания интеллекта были У. Штерн и Дж. Пиаже. Рассмотрим мнение некоторых исследователей.
По мнению Д. Векслера, интеллект представляет собой глобальную способность действовать разумно, думать рационально и хорошо справляться с обстоятельствами жизни. На сегодняшний день большинство психологов в той или иной степени согласны с этим определением интеллекта.
Первая работа, в которой была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта, появилась в 1904 году. С. Спирмен отмечал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от определенного общего фактора, общих способностей, выделяя общий фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, который служит индикатором специфических способностей. С точки зрения С. Спирмена, для каждого человека характерен определенный уровень общего интеллекта, который зависит от того, как он адаптируется к окружающей среде.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: изучение интеллектуальной продуктивности студентов в условиях музыкальной стимуляции.
Объектом исследования является интеллектуальная продуктивность.
Предмет исследования – интеллектуальная продуктивность студентов в условиях музыкальной стимуляции.
Обобщение результатов научных исследований дает основание определить гипотезу исследования: музыкальная стимуляция повышает интеллектуальную продуктивность студентов.
Исследование проведено на базе МГЛУ. Выборку исследования составили студенты: 45 человек. Студенты были разделены на 2 группы: первая – без музыкального отрывка выполняла тест – студенты 2 курса английского факультета, в количестве 21 человека (4 юноши и 17 девушек) в возрасте 18-19 лет; вторая – с музыкальным отрывком – студенты 2 курса в количестве 24 человек (3 юношей и 21 девушка) в возрасте от 18 до 20 лет.
Данные утверждения позволили конкретизировать задачи эмпирического исследования:
1. Разработать психодиагностический комплекс, направленный на изучение интеллектуальной продуктивности студентов в условиях музыкальной стимуляции.
2. Формирование выборки исследования.
3. Эмпирическим путем изучить уровень интеллектуальной продуктивности студентов.
4. Проанализировать и обобщить эмпирические результаты исследования. Сформулировать выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования интеллекта продолжаются на протяжении веков. В исследованиях интеллекта принимали участие как зарубежные, так и отечественные исследователи. Современные ученые очень широко смотрят на интеллект, и им явно не хватает объединяющего ядра, которое разумно позволило бы им ориентироваться в более глубоких чертах этого понятия. Изучение интеллекта продолжает оставаться проблемой для исследователей из разных областей знаний, привносящих новые идеи и мнения.
Интеллект представляет собой глобальную способность действовать разумно, думать рационально и хорошо справляться с обстоятельствами жизни.
Вербальный интеллект – это вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов.
Интеллектуальное развитие в будущем предполагает выход на качественно новый уровень, который связан с развитием творческих способностей и предполагает не только усвоение информации, но и проявление интеллектуальной инициативы и чего-то нового: речь идет о способности увидеть проблему, поставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные решения.
Исследования, выполненные в разных странах, показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Эффективность музыкального воздействия на человека в детском возрасте объясняется той связью, которая на протяжении всего процесса эволюции человека установилась между музыкальным искусством и мозгом.
Цель исследования: изучение интеллектуальной продуктивности студентов в условиях музыкальной стимуляции. Нами был использован тест вербальных понятий Дж. Барретта. Тест диагностирует уровень развития вербальных способностей: умения оперировать словами и вербально представленными абстрактными понятиями.
1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 2005. – №1. – С. 111-131.
2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2006. – 384 с.
3. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляции поведения / М. И. Бобнева. – М., 2012. – 254 с.
4. Гилфорд, Дж. П. Природа человеческого интеллекта / Дж. П. Гилфорд. Нью-Йорк.: Мак Гроу-Хилл, 1967. – 343 с.
5. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Методология социологии / Пер с фр. – М.: Наука, 2011. – 572 с.
6. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2005. – 168 с.
7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. – 448 c.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 152 c.
9. Куницына, В. Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб., 2006. – 544 с.
10. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. – М. : Смысл, 2001. – 576 с.
11. Малкина-Пых, И. Г. Справочник практического психолога / Малкина-Пых, Ирина. – М. : Эксмо, 2015. – 848 c.
12. Мясищев, В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Модэк МПСИ, 2004. – 265 с.
13. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2012. – 480 с.
14. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. – СПб. : СПбГУП, 2010. – 254 с.
15. Ратанова Т.А. Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков / Т.А. Ратанова // Психол. журн. 1999. – № 2. – С. 90-102.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 2006. – 325 с.
17. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М. : Ось-89, 2006. – 310 c.
18. Терстоун, Л. Л. Первичные умственные способности / Л. Л. Терстоун, Т. Г. Терстоун. Чикаго : научн-исслед. ассоциация, 1963. – 264 с.
19. Ушаков, Д. В. Интеллект. Структурно-динамическая теория / Д. В. Ушаков. – М., 2005. – 276 с.
20. Холодная, М. А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума. 2-е изд. / М. А. Холодная. – СПб : Питер, 2004. – 384
21. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования / М. А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
22. Якушева С.Д. Влияние музыки на интеллектуальную деятельность школьников / С.Д. Якушева, О.В. Якушева // Психол. журн. 2016. – № 2. – С. 90-102.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты студентов без музыкального отрывка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистический анализ результатов.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты