Мотивация агрессивного поведения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мотивация агрессивного поведения»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Мотивация агрессивного поведения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретический анализ понятия мотивации агрессивного поведения
1.1 Понятие агрессивность, его характеристика
1.2 Теоретические концепции, объясняющие природу агрессивного поведения
1.3 Мотивация агрессивного поведения
Глава 2 Обзор современных теоретических и практических исследований темы мотивация агрессивного поведения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения феномена агрессивности определяется тем, что, помимо количественного увеличения агрессивных и насильственных действий, происходит углубление агрессии в сторону увеличения жестокости, цинизма, увеличения количества преступлений, совершаемых под влияние ситуативных, импульсивных поведенческих реакций, характеризующихся нерациональными решениями и степенью ущерба, нанесенного потерпевшему. А также увеличение количества агрессивных и насильственных действий, направленных на себя (аутоагрессия).
Проблема агрессивности - одна из самых острых психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, как сферу проявления агрессивного поведения. При изучении проблемы феномена агрессивности одним из важных вопросов является изучение различных факторов, указывающих на особенности усвоения и усвоения форм агрессивного поведения.
Проблема агрессивности в современном обществе, пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день. И двадцатый, и начало двадцать первого века были отмечены большим количеством преступлений человека против человека. Кроме того, сложившаяся сегодня в нашем обществе сложная социально-экономическая ситуация приводит к росту различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Однако следует отметить, что агрессивные тенденции могут наблюдаться в различных проявлениях и у разных возрастных групп людей, будь то дети, подростки, взрослые или люди пенсионного возраста.
Все большее внедрение информационных технологий, ускорение темпа и изменение качества жизни в той или иной степени способствует формированию агрессивной ориентации подростков, поскольку именно в этом возрасте формируется мировоззрение, ценностные ориентации. и мораль заложены.
Актуальность исследования мотивации агрессивного поведения заключается в усилении агрессивных тенденций и их проявлений в современном мире. Вместе с развитием общества и технологий, изменениями в характере труда и образования, а также с появлением и развитием новых информационных технологий агрессивность человека стала носить иной характер, чем несколько десятилетий назад. Изучение мотивации агрессивного поведения подростков позволит выявить причины и факторы, способствующие формированию агрессивности у населения в настоящее время, поскольку подростки являются основой формирования будущего поколения общества.
Цель исследования: систематизация знаний по проблеме мотивации агрессивного поведения.
Объект исследования: агрессивное поведение.
Предмет исследования: мотивация агрессивного поведения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ АГРЕССИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ
1.1 Понятие агрессивность, его характеристика
Проблема агрессии и агрессивности - одна из самых актуальных проблем современных наук о человеке и обществе. Важнейшие события в истории человечества - войны - массовые убийства людей. В настоящее время мировое сообщество обеспокоено нарастанием конфронтации между мусульманским Востоком и католическим Западом, ростом военных бюджетов многих стран, распространением ядерного оружия, активизацией международных террористических организаций и т.д. сделать вывод, что агрессия в различных ее проявлениях является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. во все периоды общественного развития.
Ответ на вопрос "почему это так?" невозможно найти без всестороннего анализа ключевых понятий «агрессия», «агрессивность», что и является нашей задачей. Существующие сегодня теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Некоторые из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями, в других агрессивное поведение интерпретируется как реакция на фрустрацию, в-третьих, агрессия рассматривается как результат социального обучения.
Агрессия - это открытое или скрытое, часто вредное социальное взаимодействие с намерением нанести ущерб или другой вред другому человеку. Это может произойти как реактивно, так и без провокации. У людей агрессия может быть вызвана различными триггерами, от разочарования из-за заблокированных целей до чувства неуважения [12, с. 16].
Человеческую агрессию можно разделить на прямую и косвенную; в то время как первое характеризуется физическим или словесным поведением, направленным на причинение кому-либо вреда, второе характеризуется поведением, направленным на нанесение вреда социальным отношениям человека или группы.
В определениях, обычно используемых в социальных и поведенческих науках, агрессия - это действие или ответ индивида, которые доставляют что-то неприятное другому человеку. Некоторые определения включают, что человек должен иметь намерение причинить вред другому человеку.
С междисциплинарной точки зрения агрессия рассматривается как «совокупность механизмов, сформированных в ходе эволюции для того, чтобы отстаивать себя, родственников или друзей против других, чтобы получить или защитить ресурсы (основные причины) с помощью вредных разрушительных средств. Эти механизмы часто мотивируются эмоциями, такими как страх, разочарование, гнев, чувство стресса, доминирования или удовольствия (непосредственные причины). Иногда агрессивное поведение служит снятием стресса или субъективным чувством власти. Хищное или защитное поведение между представителями разных видов нельзя рассматривать как агрессию в одном и том же смысле.
ГЛАВА 2 ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕМЫ МОТИВАЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Проведено эмпирическое исследование (Кетова Н.А. Никулин Е.А. Ильин М.Ю. Пирогова С.О.) уровня агрессивности студентов КГМУ с использованием опросной методики Басса-Дарки. Результаты обработаны и сделаны выводы, способствующие нормализации уровня внутри и межличностной агрессии в молодежной среде.
Статистическая обработка данных говорит об отрицательной динамике показателя индекса агрессивности с преобладанием непрямой агрессивности или мотивационной (вербальной и косвенной) в зависимости от возрастного критерия, что может быть следствием адаптивных процессов респондентов к образовательной и корпоративной среде учебного заведения.
Можно говорить о скомпенсированности показателей агрессивности у респондентов, несмотря на высокий уровень стрессовой нагрузки.
Полученные данные могут свидетельствовать о высокой степени психоэмоциональной устойчивости студентов КГМУ исследуемой группы. Стабильность фактора агрессивности и преобладание скрытой агрессии над физической, может являться следствием того, что респонденты принадлежат к когортеобучающихся естественно-научного направления образования, которое является наиболее сложным для освоения. Эти молодые люди успешно преодолевают испытание стрессом взрослой жизни и интенсивным темпом обучения в медицинском университете, в том числе и позитивно используя агрессию.
Было достоверно определено, что уровень агрессивности у студентов старших курсов ниже, чем у студентов первых лет обучения, что может свидетельствовать об эффективном психологическом компоненте обучения [6, c. 55].
В исследовании Суворовой О.В., Никулиной Л.А. изучались особенности влияния материнского отношения на проявления агрессивности подростков, обучающихся в общеобразовательном и гимназическом классе.
Такие показатели как вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, мстительность, нетерпимость, подозрительность у подростков гимназического класса выше, чем у подростков общеобразовательного класса. У испытуемых в общеобразовательной школе напористость (54,6%) проявляется больше, чем у подростков лицея (50%). Это показывает нам, что дети из общеобразовательной школы чаще прикладывают волевые усилия для завершения начатого дела и упорядочения активности.
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» позволил увидеть, что у матерей подростков-гимназистов позитивный интерес к детям существенно выше, чем у матерей детей из общеобразовательного класса школы (81,5% / 71,7%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление или не проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов.
Человеческую агрессию можно разделить на прямую и косвенную; в то время как первое характеризуется физическим или словесным поведением, направленным на причинение кому-либо вреда, второе характеризуется поведением, направленным на нанесение вреда социальным отношениям человека или группы.
С междисциплинарной точки зрения агрессия рассматривается как «совокупность механизмов, сформированных в ходе эволюции для того, чтобы отстаивать себя, родственников или друзей против других, чтобы получить или защитить ресурсы (основные причины) с помощью разрушительных средств. Эти механизмы часто мотивируются эмоциями, такими как страх, разочарование, гнев, чувство стресса, доминирования или удовольствия (непосредственные причины). Иногда агрессивное поведение служит снятием стресса или субъективным чувством власти. Хищное или защитное поведение между представителями разных видов нельзя рассматривать как агрессию в одном и том же смысле.
В теории, объясняющей природу агрессивного поведения, существует несколько концепций. Все они отражают взгляды и экспериментальный опыт конкретных исследователей и психологических школ.
Наибольшее экспериментальное подтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социального научения. При этом следует отметить, что до сих пор идут споры о биологической обусловленности агрессии. В различных теориях агрессия представляется не только фактором разрушения, она выполняет еще и адаптивную функцию.
Социально-психологические причины опосредуют мотивацию агрессивного поведения у осужденных амбивалентностью социальных стимулов и психических потребностей, общим всплеском негативных эмоций и сужением уровня сознания.
Развитие и проявление мотивов агрессивного поведения осужденных предопределено актуализацией доминирующих потребностей личности. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, обусловленные совокупностью внешних и внутренних условий, вызывают активность субъекта и определяют ее направленность.
Агрессивное поведение вызывается не просто комплексом различных внешних и внутренних факторов, а их системой, которая реализуется в процессе формирования мотива (мотивации).
1 Бабаев Т. М. Психологические особенности агрессивности школьников-подростков и студентов // Акмеология. – 2016. - №8. – С. 219-231
2 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М.: Прайм-Еврознак, 2005. - 512 с.
3 Ениколопов, С. Н. Агрессия в обыденной жизни / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. – Москва: Полит. экнцикл. (РОССПЭН), 2014. – 493 с
4 Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
5 Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
6 Кетова Н.А., Никулин Е.А., Ильин М.Ю., Пирогова С.О. Особенности агрессивного поведения обучающейся молодежи // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. - №5. – С. 54-59
7 Лисенков Д. Н. Многогранность мотивации // Инновации. – 2007. – №9. – С. 178-189
8 Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 272 с.
9 Михайлова, О.Ю. Психологические механизмы криминальной агрессии. Дисс. докт. псих. наук. Ростов-н/Д., 2001. – 197 с.
10 Невенчанный, С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии // Наука и современность. – 2011. - №. 1. – С. 21-28
11 Петренко, Р.А., Гетманов И.П., Кимстач В.Н. Биологические и социокультурные факторы агрессии. - Новочеркасск: Оникс. - 2008. - 91 c
12 Петренко, Р.А. Многоаспектность понятий «Агрессия» и «Агрессивность» // Гуманитарные и социальные науки. – 2010. - №4. – С. 15-19
13 Распономарева О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты. - М., 2001. – 273 c.
14 Реан А.А. Психология адаптации личности. М., 2008. – 479 с.
15 Суворова О.В., Никулина Л.А. Особенности влияния материнского отношения на проявления агрессивности в подростковом возрасте // Мир науки, культуры, образования. – 2015. - №2(51). – С. 313-319
16 Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990. – 329 c.
17 Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М. : ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1994. – 672 с.
18 Шипова Л. В. Психологический анализ феномена агрессии в теории фрустрации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - №1. – С. 84-94
19 Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений : курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М. : Апрель Пресс : Эксмо-Пресс, 2000. – 501 с.13
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты