Особенности организации процесса воспитания детей с особенностями психофизического развития
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности организации процесса воспитания детей с особенностями психофизического развития»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности организации процесса воспитания детей с особенностями психофизического развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Исторические аспекты воспитания детей с особенностями психофизического развития
1.2 Методологические подходы к проблеме воспитания детей с особенностями психофизического развития
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Личностные качества и профессиональная компетентность педагога в организации воспитания детей с особенностями психофизического развития
2.2 Организация воспитания детей с особенностями психофизического развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня во всем мире очевидна динамика увеличения числа детей с особенностями психофизического развития. Для успешного вхождения таких детей в современную систему социальных отношений их обучение и воспитание организуются в интегрированных условиях, чтобы дети с особым психофизическим развитием могли полноценно участвовать в общественной жизни.
Основные интеграционные задачи в учреждении – это психофизическое развитие ребенка по принципу самодостаточного воспитания, обеспечение его права на образование с комплексным сочетанием корректирующих и реабилитационных мероприятий, а также всестороннее развитие индивидуальности ребенка, активизация его личных ресурсов и имеющегося адаптивного потенциала, ценностей и потребностей, развитие и формирование необходимых трудовых навыков.
На этом фоне педагог должен способствовать социокультурному развитию ребенка, способствовать адаптации к образовательной среде и создавать дружеские отношения между детьми в группе.
Воспитание детей с психофизическими нарушениями в обычных учреждениях помогает, с одной стороны, адаптироваться к нормальным жизненным ситуациям, интегрироваться в общество, предотвращать чувство изоляции и отчуждения, с другой стороны, ломать социальную сегрегацию и сегрегацию; создает в них чувство ответственности за членов, которые нуждаются в помощи, сочувствии и сострадании.
Цель исследования – изучить особенности организации процесса воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Объект исследования – дети с особенностями психофизического развития.
Предмет исследования – особенности организации процесса воспитания детей с особенностями психофизического развития.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Исторические аспекты воспитания детей с особенностями психофизического развития
Отношение к лицам с особенностями развития было смешанным на протяжении всего исторического развития человеческого общества и «прошло трудный, многовековой путь от нетерпимости к лишениям, от жестокости к своему носителю к состраданию, милосердию, защите и прямой материальной и моральной помощи людям с физическими или психическими нарушениями» [144].
Таким образом, Н. Н. Малофеев выделяет пять эволюционных периодов:
Первый период – «от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о людях с отклонениями в развитии (IX-VIII вв. до н.э. – XII вв., Россия: 996-1715 гг.)» [21, c. 17].
В начале развития общества отношение к людям с психофизическими нарушениями было нетерпимым. Дети с тяжелыми формами инвалидности не считались полноправными гражданами и с ними обращались как с рабами или животными. В древности в нескольких государствах (Спарта, Древний Рим) отклонения в физическом развитии детей, уродства и другие нарушения считались нежелательными и таких детей убивали. В раннем и позднем средневековье (V-XV вв.) все, что не соответствовало канонам католической церкви, было уничтожено. Инквизиция занималась душевнобольными и считала их и слабоумных «детьми дьявола» [17].
Открытие приюта для слепых в Баварии (1198 г.) – первый прецедент в государственной заботе об инвалидах. Во Франции «убежище» для слепых открыли в 1260 году.
На территории славянских государств к детям с особым психофизическим развитием относились как к «божьим людям» и даже окружала аура святости. В монастырях были открыты богадельни – первые общественные благотворительные организации для бедных, нищих и инвалидов.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Личностные качества и профессиональная компетентность педагога в организации воспитания детей с особенностями психофизического развития
Термин «профессионализм» шире термина «профессиональная компетентность». Под профессионализмом обычно понимается «особая способность людей выполнять сложные действия систематически, эффективно и безопасно в различных контекстах» [16, c. 26].
Профессиональная компетентность педагога – многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний и методы их применения в определенных педагогических ситуациях, ценностные ориентации учителя, а также интегрирующие показатели его культуры (язык, стиль общения, отношение к себе, деятельности и др.) [16].
Особенности содержания и функций образовательной деятельности определяют необходимость развития специальных компетенций, как диагностическая, организаторская, информационная, коммуникативная, мотивационная, перцептивно-социальная, аналитико-оценочная, исследовательская и др.
Профессиональная компетентность оценивается на основе уровня профессионально-педагогических навыков. Каждая компетенция имеет свое содержание, усвоение и успешная реализация которого зависит от профессиональной подготовки – набора специализированных знаний, навыков, позволяющих работать в определенной сфере деятельности [7].
В рамках образовательной интеграции к обучению и воспитанию ребенка с ОПФР привлекаются различные специалисты. Квалифицированное педагогическое сопровождение такого ребенка может оказать как специально обученный педагог-дефектолог, так и педагог, который работает со всеми детьми в группе (классе).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношение к лицам с особенностями развития было смешанным на протяжении всего исторического развития человеческого общества и «прошло трудный, многовековой путь от нетерпимости к лишениям, от жестокости к своему носителю к состраданию, милосердию, защите и прямой материальной и моральной помощи людям с физическими или психическими нарушениями». Таким образом, Н. Н. Малофеев выделил пять эволюционных периодов. На данном этапе система специального образования достигла своего пика.
Основными методологическими подходами обучения и воспитания детей с ОПФР являются:
Антропологический, гуманистический, синергетический, социально-ориентированный, культурологический, потребностный, экологический, компетентностный и деятельностный подходы.
Принцип профессиональной компетентности требует специальной подготовки, чтобы иметь возможность работать с этой категорией детей. Принцип моральной ответственности определяется соответствием способов достижения социально значимой цели, отвечающей интересам личности ребенка с ОПФР. Принцип творчества и неизменности реализуется педагогом, который постоянно пытается совершенствовать методы и инструменты в соответствии с особенностями детей.
В зависимости от степени нарушения учебный процесс делится на два раздела (первый и второй). Обучение людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, которые не могут посещать специальные образовательные программы, на втором – организовано в соответствии с индивидуальными учебными планами и программами.
Все общеобразовательные специальные школы (классы), за исключением вспомогательных школ, предлагают квалификационную подготовку, обеспечивающую развитие базовых знаний, а также оказание корректирующей помощи и поддержки.
1. Андарало, А. И. Профессиональное самообразование учителя-дефектолога класса интегрированного обучения / А. И. Андарало, В. А. Шинкаренко // Дэфекталогiя. — 2006. — № 5. — С. 37—40.
2. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В. М. Астапов. — М., 1994 – 142 c.
3. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н. В. Бабкина // Дефектология. — 2006. — № 4.
4. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. — М., 2000. – 112 c.
5. Бобла, И. М. История становления и развития специального образования детей с особенностями психофизического развития в Беларуси: пособие / И. М. Бобла, И. Ю. Макавчик. — Минск : БГПУ, 2010. — 180 с.
6. Бордовская, Е. В. Дошкольники с психической депривацией: проблемы коррекционно-развивающей работы : учеб. пособие / Е. В. Бордовская. — Спб.: [б. и.], 2004. — 99 с.
7. Бородина, В. А. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к профессиональной деятельности в области социализации детей с особыми образовательными потребностями / В. А. Бородина // Дефектология. — 2008. — № 3. — С. 87—93.
8. Варенова, Т. В. Система социально-педагогической реабилитации в Великобритании / Т. В. Варенова // Дэфекталогiя. — 1996. — Вып. 3. – C. 15-20.
9. Вопросы сурдопедагогики : История и современность / отв. ред. Е. Г. Речицкая. — М. : АКАДЕМА, 2001. — 286 с.
10. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов : пособие для педагогов / И. К. Боровская [и др.] ; под ред. Т. В. Лисовской. — Минск : НИО, 2007. — 216 с.
11. Гайдукевич, С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.] ; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. — Минск : БГПУ, 2006. — 98 с.
12. Гладкая, В. В. Научно-методические подходы к содержанию, планированию и организации коррекционной работы с детьми с особенностями психофизического развития / В. В. Гладкая // Спец. адукацыя. — 2008. — № 5. — С. 8—12.
13. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении. — Минск : Зорны верасень, 2008. — 112 с.
14. Денисова, О. А. Основы сурдопедагогики / О. А. Денисова. — М. : Владос, 2005. — 326 с.
15. Дефектология. Словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов ; под ред. Б. П. Пузанова. — М. : ТЦ Сфера, 2005. — 208 с.
16. Дружилов, С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога : психологический подход / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование / СОРАО, ИПК. — Новокузнецк. — 2005. — Вып. 8. — С. 26-44.
17. Змушко, А. М. Социальная адаптация лиц с особенностями психофизического развития в социокультурном контексте / А. М. Змушко // Спец. адукацыя. — 2008. — № 1. – C. 45-56.
18. Зыкова, Т. С. Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением слуха / Т. С. Зыкова, Т. А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5. – C. 27-38.
19. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. — М. : Чистые пруды, 2007. — 32 с.
20. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция : Исправление недостатков характера у детей и подростков : учеб. пособие / В. П. Кащенко. — М. : Академия, 2006. — 304 с.
21. Малофеев, Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н. Н. Малофеев // Дефектология. — 1997. — № 4. – C. 14-34.
22. Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании) : Закон Респ. Беларусь. 2004.
23. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно- развивающего обучения и реабилитации : пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич [и др.]; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — 2-е изд. — Минск : БГПУ им. М. Танка, 2008. — 144 с.
24. Шевченко, С. И. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений / С. И. Шевченко // Нач. шк. — 1997. — № 10. – C. 15-19.
25. Шинкаренко, В. А. Профессиональная компетентность педагога как условие повышения качества специального образования / В. А. Шинкаренко // Спец. адукацыя. 2008. — № 6. — С. 3—5.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты