Православный тип культуры
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Православный тип культуры»
по дисциплине: «Теория и история культуры»
2021
45.00 BYN
Православный тип культуры
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и история культуры
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОСЛАВИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА: СУЩНОСТЬ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
1.1 Исторические этапы развития православия
1.2 Взаимосвязь православия и культуры
ГЛАВА 2 КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ
2.1 Архитектура
2.2 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Православная культура включает в себя широкий спектр социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы общественной жизни, особенно сферу духовной жизни общества. Духовная сфера жизни общества и культуры – это в узком смысле явления мировоззренческой культуры: религия, философия, идеология, а в широком смысле - все человеческие формы жизни и культуры. Мировоззрение индивида, система ценностных ориентаций, приемлемые установки и модели поведения определяют направление и результаты целесообразности деятельности индивида в обществе. Интеллектуальная и глобальная сфера культуры решающим образом влияет на содержание и особенности человеческой деятельности, творчества, каждого материального и духовного производства. Это обстоятельство связано с важностью православной культуры в нравственном, эстетическом воспитании детей и молодежи, воспитании гражданственности, патриотизма, культуры межнационального и межрелигиозного общения.
Значение и влияние православной культуры в обществе не ограничивается сферой духовной жизни. В контексте православной культурной традиции в ее историческом развитии был создан уникальный культурный феномен - православный образ жизни. Это сфера культуры и повседневной жизни миллионов россиян на протяжении десятков поколений, межличностных и буржуазных отношений, закрепившихся стереотипов социального поведения, ставших неотъемлемой частью российской действительности. Ортодоксальная культура отношения к природе, труду и производству приобрела масштабную материальную интеграцию.
Цель данной курсовой работы охарактеризовать православный тип культуры. В соответствии с целью определены следующие задачи:
1) определить сущность и динамику развития православия как направления христианства;
2) выявить культуротворческие функции православия.
ГЛАВА 1 ПРАВОСЛАВИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА: СУЩНОСТЬ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
1.1 Исторические этапы развития православия
Распространение христианства в современной Беларуси началось довольно рано. Этому способствовало то, что уже с IX-X вв. предки белорусов: кривичи, дреговичи и радимичи контактировали с варягами, а также с купцами, которые использовали знаменитый путь «из варяг в греки» по рекам Западная Двина и Днепр. Среди этих людей были христиане, несущие информацию о Господе и Спасителе Иисусе Христе [4, с. 17].
Также стоит отметить, что в 865 г. (по другим данным 867 г.) Полоцк, являвшийся племенным центром кривичей, подвергся нападению киевских князей Аскольда и Дира, крестившихся в 60-х годах IX века. Дальнейшему знакомству с христианством могло способствовать и то, что в 907 году отряд полоцких кривичей принимал участие в походе киевского князя Олега (после 911 г.) на Стамбул. В 944 г. горожане совершили аналогичный поход с войсками князя Игоря (около 945 г.). Согласно истории крещения, в 1000 году Полоцк посетил проповедник-варяг Торвальд Кодрансон, житель Исландии, ранее побывавший в Иерусалиме и основавший монастырь св. Иоанна Крестителя, одноименная церковь которого, по-видимому, относится к более поздним актам XIV в. [5, с. 204].
Среди полоцких кривичей бывшая жена Владимира Киевского, княгиня Полоцкая Ронгеда-Анастасии и ее старший сын Изяслав, согласно Никоновской летописи, отличался особым почтением.
Первые епископы на территории Беларуси подчинялись Киевским митрополитам, которые зависели от Константинопольского Патриарха. Через Православную Церковь были установлены духовные и культурные связи с центром христианской культуры того времени – Византией, что во многом послужило причиной духовного и культурного подъема, отмеченного в XI-XII вв. [7, с. 117-118].
ГЛАВА 2 КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ
2.1 Архитектура
На протяжении всей своей истории народ Беларуси создавал очень развитую и аутентичную архитектуру. Сохранившиеся сведения о памятниках белорусского монументального зодчества, в частности (материалы по многим из них имеются в архивах Беларуси), свидетельствуют о способности их создателей, демонстрируют особенности их архитектурно-художественных направлений и достижений. Они также отражают особенности исторического развития белорусских территорий и говорят о религиозной толерантности народа Беларуси и разнообразии религиозных конфессий. Рассмотрим одну из них – православие [3, с. 54].
В дохристианской архитектуре были широко распространены храмы – особые пространства с идолами, окруженные забором и косами в местах для разжигания костров. С принятием христианства, которое вместе с развитием городов стало основной причиной формирования новых направлений в архитектуре, появился такой тип строительства, как каменный сводчатый храм, сложенный из тонких квадратных кирпичей – плинфы. В X-XI вв. храмы на территории Беларуси строились в основном мастерами, приглашенными из Византии. Первым из выдающихся культовых сооружений на территории современной Беларуси можно считать Собор Святой Софии в Полоцке, основанный между 1044 и 1066 годами. Он был построен из плинфы в технике так называемых скрытых рядов. Уже в этом памятнике были заложены фундаментальные принципы местной архитектурной школы, которые проявились в центральной пирамидальной композиции архитектурных форм. Скорее всего, такие принципы возникли под влиянием местных строительных традиций, сложившихся в деревянном народном зодчестве [8, с. 92].
Основанная на традициях византийской архитектуры, сформировалась своеобразная Полоцкая архитектурная школа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Начало распространение христианства на белорусских землях в IX-X вв. Первоначально христианская вера утверждалась в Полоцком и Туровском княжествах. В XI-XII вв. христианство распространилось на территорию Гродненского, Минского и Новогрудского княжеств. В XII веке начинается активное строительство каменных православных храмов. Во времена образования ВКЛ великими князьями предпринимаются попытки создания собственной православной митрополии в противовес Московской. После Брестской унии 1596 года православная церковь в Великом княжестве Литовском как канонически целое перестала существовать. Только в 1833 году восстановлена Полоцкая, созданы Виленская (1840) и Гродненская (1900) епархии. В советский период православная церковь переживает упадок, связанный с гонениями власти по отношению к религии. Возрождение деятельности православной церкви начинается в период перестройки. Дальнейшее развитие православия связано с провозглашением независимости Республики Беларусь. Начало взаимосвязи православия и культуры начинается в период Раннего Средневековья, а именно с момента образования первых княжеств на территории Беларуси. Образцом данного взаимодействия выступила Византия. Общими для всей Руси были и те глубокие внутренние процессы духовного возрождения, которые произошли в связи с принятием православия. Огромная роль принадлежала монастырям, которые кроме прямого своего назначения были и центрами просвещения, культуры, книгопечатания, изобразительного искусства и др.
2. Велика роль православия в архитектуре. Первоначально храмы на белорусских землях строили преимущественно мастера, приглашенные из Византии. На основе византийского зодчества были созданы Полоцкая (Софийский собор) и Гродненская (Каложская, Нижняя и Верхняя церкви) архитектурные школы.
1. Аверинцев, С.С. Православие / С.С. Аверинцев. – М.: Мысль, 2010. – 207 с.
2. Высоцкая, Н.Ф. Иконопись и алтарная живопись Беларуси / Н.Ф. Высоцкая. –Мн.: Беларусь, 2012. – 232 с.
3. Гісторыя беларускага мастацтва: у 6 т. Т. 1: Ад старажытных часоў да другой паловы XVI cт.; [рэд. кал.: С. В. Марцэлеў (гал.рэд.) [і інш.]; рэд. тома С. В. Марцэлеў, Л.М. Дробаў; АН БССР, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору. – Мн.: Навука і тэхніка, 1987. – 303 с.
4. Евдокимов, П.Н. Православие / П.Н. Евдокимов. – М.: ББИ, 2002. – 503 с.
5. Заерко, А. Л. История белорусской церкви. Поруганное православие. 1917-1939 / А.Л. Заерко. — Смоленск: Русич, 2013. – 382 с.
6. Кожич, М.Н. Православные ценности как духовно-мировоззренческий аспект национальной безопасности / М.Н. Кожич // Труды БГТУ. – 2016. – № 5. – С. 146-149.
7. Кожич, М.Н. Церковно-государственные отношения: история и современность / М.Н. Кожич // Труды БГТУ. – 2011. – № 2. – С. 117-119.
8. Котляров, И.В. Республика Беларусь в конфессиональном измерении / И.В. Котляров, Л.Е. Земляков. – Мн.: МИУ, 2004. – 231 с.
9. Кривонос, Ф. П. Лекции по истории Православной Церкви Беларуси / Ф.П. Кривонос. – Мн.: ВРАТА, 2012. – 240 с.
10. Круглова, Г.А. Государственно-конфессиональные отношения в современной Беларуси / Г.А. Круглова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2017. – № 5. – С. 201-209.
11. Ксенофонтов, В.В. Русский мир и его православное основание / В.В. Ксенофонтов // Социально-политические науки. – 2018. – № 2. – С. 17-20.
12. Лаврецкий, Г.А. Православное зодчество Беларуси / Г.А. Лаврецкий. – Мн.: Четыре четверти, 1995. – 103 с.
13. Лазука, Б.А. Помнікі мастацкай культуры Беларусі / Б.А. Лазука, Л.Я. Агеева, Д. Я. Баброўскі і інш. – Мн.: Беларусь, 2011. – 416 с.
14. Лыч, Л. Гісторыя культуры Беларусі / Л. Лыч, У. Навіцкі. – Мн.: Экаперспектыва, 1997. – 486 с.
15. Мірановіч, А. Праваслаўная Беларусь / А. Мірановіч. – Беласток: Беларускае Гістарычнае Таварыства, 2009. – 352 с.
16. Попов, И.А. Эволюция государственно-конфессиональных отношений в современном белорусском обществе / И.А. Попов // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2006. – № 1. – С. 35-38.
17. Сахута, Я.М. Беларускае народнае мастацтва / Я.М. Сахута. – Мн.: Беларусь, 2011. – 367 с.
18. Теплова, В.А. Православие и культура Беларуси: своеобразие в единстве / В.А. Теплова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – № 3. – 2009. – С. 131-135.
19. Харэўскі, С.В. Гісторыя мастацтва і дойлідства Беларусі / С.В. Харэўскі. — Вільня: ЕГУ, 2007. – 240 с.
20. Языкович, В.Р. Традиционные религии и церкви в современной Беларуси: масштабы влияния, направления деятельности / В.Р. Языкович // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. – 2019. – № 6. – С. 21-30.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты