ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА – КАК ЭЛЕМЕНТА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ И НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Политический режим – это способ организации отношений между обществом и государством. Он характеризуется совокупностью методов и приемов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе и степенью соблюдения норм политического поведения, содержащихся в правовых актах, фактически разрешенных государством.
Смена политического режима влияет на форму правления и государственное устройство. В некоторых случаях при смене политического режима форма власти может меняться. Например, во время военных переворотов федеративные государства иногда становятся унитарными и наоборот. В некоторых случаях при смене политического режима форма правления формально не меняется, но как бы то ни было, она имеет другой смысл, другое содержание.
Можно выделить определенную зависимость между уровнем социально-экономического развития общества и политическим режимом. Чем выше этот уровень, тем демократичнее режим. Однако это, безусловно, тенденция, которая может быть нарушена в конкретных странах в отдельные периоды истории. Сегодня авторитарные и тоталитарные режимы существуют только в отсталых странах. В целом можно выделить глобальную тенденцию к установлению демократических и либеральных режимов.
На разных этапах становления человеческого общества существовали различные политические режимы, такие как авторитарный, тоталитарный и демократический. В большинстве развитых стран общество стремиться установить демократию, хотя по-прежнему существуют страны с авторитарным режимом, а тоталитарный государственно-политический режим практически себя изжил. Но как понять какой в стране режим? Ответ прост, необходимо разбираться в самом понятии «политический режим», а также знать характеристику основных его видов.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА – КАК ЭЛЕМЕНТА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Политический режим – совокупность средств и методов, с помощью которых правящие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это совокупность партийной системы, методов голосования и принципов принятия решений, составляющих в определенный период конкретный политический порядок в данной стране.
Термин «политический режим» стал применяться в научном обороте в 60-е годы XX века, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140-160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов. Само понятие произошло от латинского regimen – управление.
В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политического управления этой страной на определенный период» [1, c. 12].
В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которая считается более значимой, чем политический режим. Сторонники системного подхода достаточно часто расширяют понятие «политический режим», практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода подчеркивают, что политический режим является более гибким и динамичным явлением, чем система власти, и в течение эволюции политической системы может измениться несколько политических режимов.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ И НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
На протяжении веков изучение понятия «политический режим» вызывало интерес у всех представителей общественных наук, в том числе и у правоведов. Ученые расходятся во мнениях относительно классификации, критериев, формы и основных характеристик политических систем.
Политический режим – это широкое понятие, которое отвечает на многие вопросы, такие как отношения между правительством и населением страны, обязанности руководства страны, приобретение и передача власти. Каждая страна имеет свою собственную политическую систему. Политический режим – это совокупность методов и приемов осуществления политической власти в стране.
Следует отметить, что для человека не так важно, что его страна в итоге оформит в виде власти или в виде государственного устройства, для него каков реальный политический климат, каков его собственный экономический и правовой статус.
Существует большое количество политических режимов. Например, американский ученый Хуан Линц предложил свою классификацию политических режимов: демократия, авторитаризм, тоталитаризм, посттоталитаризм, Судан. Однако довольно простая и широкая классификация политических режимов состоит в том, что они делятся на демократические и недемократические системы. Этот режим включает в себя авторитарный и тоталитарный режимы [10, c. 94].
По содержанию «авторитарный режим» как концепция действует как особый фактор в функционировании различных социальных явлений. При составлении их внутренней характеристики можно сказать, что это определенный порядок выполнения определенных действий и взаимодействий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политический режим представляет способ функционирования политической системы общества. Она определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также их отношение к правовым основам деятельности органов власти.
Политический режим определяется следующими признаками:
– степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;
– соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
– гарантированностью прав и свобод личности;
– характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе.
Понятие «политический режим» шире, чем понятие «режим государства», так как включает в себя способы и способы осуществления политической власти не только государством, но и политическими партиями и движениями, общественными объединениями, организациями.
Политический режим обеспечивает не только стабильность политической власти, но и динамику и направленность приемлемых для власти политических отношений граждан, а также достижение целей политики, реализацию интересов правящей элиты.
Политический режим определяется такими факторами, как уровень и интенсивность развития общественно-политических процессов, структурированность правящей элиты, состояние отношений с бюрократией.
Основной типологией политических режимов является их разделение на демократические и антидемократические режимы.
1 Quermonne, J.-L. Les regimes politiques occidentaux / J.-L. Quermonne. – Paris: Seuil, 1986. – 337 p.
2 Матузов, Н.И. Теория государства и права: учеб, для вузов по направлению и специальности «Юриспруденция» / Н.И. Матузов, А.В. Малько; Сарат. фил. Ин-та государства и права Рос. акад. наук. – Москва: Юристъ, 2003. – 511 с.
3 Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. – 2-e изд. пересмотр. и доп. – Москва: Норма–Инфра-М, 2015. – 576 c.
4 Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 516 с.
5 Бошно, С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно. – Москва: Юстиция, 2016. – 406 с.
6 Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / М.Н. Марченко; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – Москва: Проспект, 2015. – 239 с.
7 Кудрявцев, Ю.А. Государственные режимы: учебное пособие / Ю.А. Кудрявцев. – СПб.: Юридический центр-Пресс, 2012. – 350 с.
8 Абрамович, В.А. Общая теория права / В.А. Абрамович и др. – Минск: БГУ, 2013. – 415 с.
9 Венгеров, А.П. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – Москва: Омега-Л, 2013. – 607 с.
10 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский. – Минск: Тесей, 2005. – 336 с.
11 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права / А.В. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – Минск: РИВШ, 2014. – 479с.
12 Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, B.C. Козлов. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
13 Кучинский, В.А. Общая теория государства и права: учебник. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.
14 Дробязко, С.Г. Общая теория права: учебное пособие для студентов специальностей «Правоведение» и «Экономическое право» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск: Амалфея, 2013. – 496 с.
15 Бердихин, А.Л. Понятие государственного режима и его место в системе смежных понятий / А.Л. Бердихин. – Москва: История государства и права, ЮРИСТ, 2014. – 42 с.
16 Лазарева, В.В. Общая теория права и государства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [В. С. Афанасьев и др.]; под редакцией В. В. Лазарева. – Москва: Инфра-М: Норма, 2010. – 591 с.
17 Погодин, А.В. Правореализация и государственный социально-правовой режим / А.В. Погодин. – Казанск: Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки», 2013. – 17 с.
18 Морозова. Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – Москва: Норма: Инфра-М, 2013. – 463 с.
19 Вебер, М. Политические работы (1895-1919) / М. Вебер. – Москва: Праксис, 2003. – 424 с.
20 Лебедев, А.Ф. Общая теория права: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Правоведение», «Экономическое право», «Международное право», «Политология» / А.Ф. Лебедев. – Минск: Амалфея, 2015. – 363 с.