Психологические особенности мышления в молодости
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности мышления в молодости»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности мышления в молодости
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: ВГУ имени П.М. Машерова
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Тип мышления» ( Методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей мышления в молодости
1.1 Понятие «мышление»
1.2 Психологическая характеристика молодого возраста
1.3 Основные аспекты изучения психологических особенностей развития мышления в молодости
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей мышления в молодости
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Молодость – период человеческой жизни, который обычно ассоциируется с развитием способности «принимать важные решения», формированием самостоятельности и ответственности за свои действия, закреплением ценностных ориентиров, построением стабильного «мирового имиджа», определением перспектив и целей жизни. Ценностные ориентации – это объективное индивидуальное отражение социальных ценностей общества и природы в психике и сознании человека на данном историческом этапе.
Изучение особенностей мышления в молодости является предметом усиленных споров на протяжении длительного времени. Часто заявляют, что мышление – это нечто несуществующее, и поэтому любые попытки измерить его не имеют никакого значения. Однако говорить об этом – значит не понимать саму природу науки. Часто в ходе дискуссии выдвигается обвинение в том, что общепринятой теории интеллекта или мышления не существует и что психологи до сих пор спорят о его природе, но психология в этом отношении ничем не отличается от точных наук.
Молодость охватывает период жизни с конца подросткового возраста от 20–23 лет до примерно 30 лет, когда человек «более или менее установлен во взрослой жизни». Верхняя граница молодости некоторыми авторами расширена до 35 лет. Молодость – важный этап развития психических способностей человека: интенсивно увеличивается творческое мышление, способность к обобщению, способность к абстрактному мышлению.
Молодость – это время оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания реализовать свои цели и идеалы. Когда вы молоды, наиболее доступными являются самые сложные профессиональные мероприятия, наиболее полное и интенсивное общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются дружеские и любовные отношения. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.
Когда человек молод, он наиболее способен к творчеству, к формулированию эвристических гипотез, максимально эффективен, поэтому прогресс в различных областях научных знаний во многом связан с деятельностью молодежи.
Молодые люди осваивают самые сложные способы интеллектуальной деятельности в самых разнообразных и современных областях науки и техники; в интеллектуальном и физическом труде. Обученные знания, умения, навыки не только реализуются, но и получают дальнейшее развитие и творческое совершенствование [1, с.258].
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей мышления в молодости
1.1 Понятие «мышление»
Мышление – это особый вид теоретической и практической деятельности, который включает в себя систему включающих в себя действий и операций ориентационного и исследовательского, преобразующего и познавательного характера [2, с.89].
Мышление – одна из важнейших способностей человека. Оно удовлетворяет его потребности в знаниях о мире, о других людях, о себе, в ценностных ориентирах и общении с другими людьми, в передаче опыта от одного поколения к другому. Благодаря процессу мышления можно производить новые знания, прогнозировать и принимать решения, анализировать и разрешать проблемные ситуации, искать новые пути существования и развития самого человека.
Мышление соотносит данные о ощущениях и восприятии – сравнивает, различает, раскрывает отношения, а через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений:
- выявляет новые, не непосредственно чувственно данные абстрактные свойства;
- выявляет взаимосвязи и улавливает реальность в этих взаимосвязях. Мышление является высшей формой познавательной деятельности [3, с.69].
Суть мышления заключается в установлении связей и отношений между познаваемыми объектами и явлениями объективной реальности. Более того, мышление отражает не только внешние, воспринимаемые свойства объектов, но и внутренние, существенные связи и отношения. И это одна из главных особенностей, отличающих мышление от других познавательных процессов (медиация).
То есть мышление опосредовано – что-то познается, что не дается непосредственно в восприятии. Другой особенностью мышления является обобщение. То есть мышление имеет знаковый характер и выражается словами. Материальной основой мышления является речь. Мышление – это мысленный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при непосредственном участии речи [4, с.122].
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей мышления в молодости
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ВГУ имени П.М. Машерова. В исследовании приняли участие 15 преподавателей данного учебного заведения в возрасте 25-30 лет. Выборка составила 5 (33%) мужчин и 10 (67%) женщин. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень развития мышления у молодых людей.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить тип мышления у молодых людей.
2. Выявить уровень мышления у людей взрослого возраста.
Методики исследования:
1. Методика определения типа мышления Г.В. Резапкиной (Приложение А).
Данная методика состоит из 29 утверждений, на каждое из которых необходимо ответить «+» или минус. Далее проводится анализ определенного типа мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что мышление является психическим процессом, который помогает взаимодействовать с окружающей действительностью. Основными видами мышления являются такие как продуктивное и репродуктивное, аналитическое и интуитивное. Основными формами мышления являются такие как наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое. Основными операциями мышления являются такие как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и т.д.
Молодой возраст, или ранняя взрослость представляет собой важный этап в рамках самосознания и личностного развития человека. Мы видим, что для данного возраста характерен длительный уровень обучения, что в свою очередь приводит к инфантилизму. Для данной категории молодых людей чаще всего характерными являются такие особенности как формирование Я-концепции, определение профессиональных и личностных особенности формирования личности, а также развитие семейных ценностей и социальной активности.
Многочисленными исследованиями установлено, что в разные периоды жизни человека происходит неравномерное развитие психических функций. Так, наивысшая степень восприимчивости социально-профессионального опыта отмечается в период от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о подвижности и гибкости отношений между памятью и вниманием.
В возрасте 26-29 лет внимание обгоняет память и мышление в своем развитии. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В возрасте 30 - 33 лет вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций – памяти, мышления и внимания, которое снижается до 40 лет. Затем снижается скорость получения информации, ее обработки и реакции на нее, интенсивность внимания, а также эмоциональная устойчивость и другие психологические показатели.
С целью определения уровня мышления у молодых людей и типа мышления, нами было проведено исследование при помощи методики Г.В. Резапкиной. В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты исследования:
– преобладание в данной выборке словесно-логического мышления. Около 52% опрошенных указывают на наличие данного факта.
1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 336 c.
2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2013. – 306 c.
3. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 c.
4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 c.
5. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. – СПб.: Питер, 2018. – 478 c.
6. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2010. – 343 c.
7. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2010. – 366 c.
8. Волков, Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2008. – 668 c.
9. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: ПО России, 2009. – 512 c.
10. Гонина, О.О. Психология развития и возрастная психология (для бакалавров) / О.О. Гонина. – М.: КноРус, 2014. – 232 c.
11. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология: Тесты / Е.В. Гурова. – М.: Аспект–Пресс, 2005. – 174 c.
12. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: КДУ, Владос–Пр., 2013. – 264 c.
13. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш. – М.: КДУ, 2013. – 264 c.
14. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. – М.: КДУ , 2013. – 264 c.
15. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Academia, 2018. – 256 c.
16. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. – М.: А–Приор, 2010. – 160 c.
17. Казанская, К.О. ВПС: Возрастная психология. Конспект лекций. / К.О. Казанская. – М.: А–Приор, 2008. – 160 c.
18. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c.
19. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c.
20. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.. – М.: Вузовский учебник, НИЦ Инфра–М, 2013. – 352 c.
21. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Academia, 2017. – 319 c.
22. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология: Учебное пособие / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2013. – 288 c.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2016. – 272 c.
24. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c.
25. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: ПО России, 2004. – 442 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Тип мышления» ( Методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты