Договор комплексной предпринимательской лицензии франчайзинг
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Договор комплексной предпринимательской лицензии франчайзинг»
по дисциплине: «Гражданское право»
2021
45.00 BYN
Договор комплексной предпринимательской лицензии франчайзинг
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)
1.1 Понятие и правовая природа договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
1.2 Виды договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
1.3 Порядок заключения договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
ГЛАВА 2 ЭЛЕМЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)
2.1 Элементы договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
2.2 Права и обязанности сторон по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
2.3 Ответственность сторон по договору комплексной предпринимательской лицензии(франчайзинга)
ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)
3.1 Изменение условий договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
3.2 Прекращение договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Институт франчайзинга обладает высоким уровнем популярности в мире. Однако в нашей стране данная форма ведения бизнеса в виду ряда причин остается невостребованной. В первую очередь, это некоторая неизученность самой сущности франчайзинга.
В литературе также отмечается недостаточная изученность правовой природы договора франчайзинга. Причиной этого служит его «многоликость», поскольку, во-первых, разные типы франчайзинга обладают различным экономическим содержанием, а во-вторых, имеются заметные различия в интерпретации франчайзинга национальным правом разных стран.
Возможность возникновения конфликта между антимонопольным законодательством и положениями об ограничении конкуренции в договорах франчайзинга. Обязательства участников договора, касающиеся ограничения конкуренции, могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или другого заинтересованного лица.
Актуальность работы обусловлена тем, что франчайзинг в последние десять лет получает все большее распространение в Республике Беларусь, появляются по-настоящему сильные франшизы, которые выходят за рубеж и осваивают уже европейские рынки, а также рынки стран СНГ. Несмотря на кризисные явления в белорусской экономике, темпы развития франчайзинга упали не сильно, подтверждая живучесть такой модели.
В Республике Беларусь создание и развитие собственного бизнеса на основе франшизы с каждым днем становится наиболее актуальным и необходимым в связи с тем, что данный институт включает в себя ряд неотъемлемых достоинств по сравнению с развитием и становлением собственного бизнеса. К таким достоинствам целесообразно отнести то, что для франчайзи это использование опыта и хорошо себя показавших методов ведения предпринимательской деятельности, а также его репутации, что будет сказываться на рекламной деятельности.
Следовательно, существует необходимость в выработке комплексного знания о франчайзинге, а также четкого нормативно-правового регулирования. Ведь до сих пор, несмотря на увеличение темпов роста франшиз в экономике, четко сформулированный всеобъемлющий закон о франчайзинговой деятельности так и не принят.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)
1.1 Понятие и правовая природа договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
В современном деловом мире ничто не стоит на месте – промедление может привести к поражению в конкуренции. Крупные компании пытаются вырасти еще больше, стать небольшими компаниями – занять свое законное место на рынке и вырасти до размеров крупных компаний. Один из наиболее эффективных способов достижения этих целей – франчайзинг. Логика франчайзинга проста: если кому-то удалось реализовать хорошую идею и заработать на ней деньги, почему бы не сдать ее в аренду другим предприимчивым людям и заработать больше? К радости как этих, так и других, франчайзинг постоянно развивается и приносит высокие прибыли.
До недавнего времени так было везде, однако не в Беларуси. Было отмечено, что Республика Беларусь имеет высокий потенциал только для развития франчайзинговых сетей, но для этого не было правовой основы [1, c. 45]. С принятием Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), где был составлен договор франчайзинга, франчайзинг развился и внес существенные изменения в торговую отрасль [2].
Все эти изменения не могли повлиять на развитие права, потому что право регулирует общественные отношения в различных сферах человеческой деятельности. Договор франчайзинга – это независимое гражданско-правовое соглашение, охватывающее различные формы продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Отметим, что понятие «франчайзинг» имеет французские корни и образован от французского «franchir», что означает «освобождать».
Первоначально этот термин определял право на свободное ведение какой-либо деятельности: на проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, строительство дорог и прочее. В средневековье такими привилегиями наделялись короли, которые предоставляли разрешения на коммерческую деятельность любого типа [3, c. 293].
ГЛАВА 2 ЭЛЕМЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)
2.1 Элементы договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
Сторонами договора комплексной предпринимательской лицензии выступают правообладатель и пользователь.
Правообладателями – субъектами исключительного права – являются физические или юридические лица. При этом понятие правообладателя не совпадает с понятием автора.
К пользователю, как стороне договора комплексной предпринимательской лицензии, требований законом не устанавливается. Вместе с тем, поскольку договор франчайзинга является хозяйственным и пользователь использует лицензионный комплекс в предпринимательской деятельности, то в качестве данной стороны договора франчайзинга может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Содержанием договора служат его существенные и иные условия.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 402 ГК, существенными условиями гражданско-правового договора выступают условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение [2].
В современном гражданском праве нет единого мнения о том, что служит предметом договора франчайзинга. Считается, что предметом этого соглашения должны считаться исключительные права правообладателя, который имеет право использования, предоставленное пользователю.
В доктрине гражданского права преобладающим становится двухобъектное определение предмета договора, включающего объект первого рода, в качестве которого выступает определенный объект (объекты) гражданских прав, и объект второго рода – действия, которые должны совершить стороны договора по поводу этого объекта. С данной позиции предметом договора франчайзинга выступают действия правообладателя, которые он должен совершить для предоставления пользователю возможности использовать лицензионный комплекс.
ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)
3.1 Изменение условий договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
Договор франчайзинга может подвергаться изменениям согласно правилам главы 29 ГК [2].
Изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не установлено ГК и иными актами законодательства или договором.
Существенное изменение условий сторон на момент заключения договора является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его сущности.
Изменение обстоятельств, если они изменились настолько сильно, признается значительным, если стороны могли это разумно усматривать, договор не был бы заключен ими вообще или был бы заключен на существенно иных условиях.
Изменения в договоре франчайзинга регистрируются в порядке, установленном для регистрации договоров франчайзинга.
В отношениях с третьими лицами стороны договора франчайзинга вправе ссылаться на изменение договора с момента регистрации этого изменения.
Соглашение об изменении соглашения должно быть заключено в той же форме, что и соглашение, если иное не предусмотрено законом или контрактом.
Просьба об изменении соглашения должна быть сделана стороной в суде только после того, как другая сторона отклонит предложение об изменении или расторжении контракта, или в течение тридцати дней, если не получено ответа, или в течение периода, указанного в предложении, законе или соглашении. ГК, а также иными законами и актами Президента Республики Беларусь может быть установлен иной порядок расторжения договора.
При изменении договора обязательства сторон продолжают действовать в измененном виде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
На сегодняшний день одной из проблем, препятствующих успешному развитию и функционированию франчайзинга в Республике Беларусь, является проблема терминологии, а точнее – отсутствие единой русскоязычной терминологии в данной сфере.
Основным источником правового регулирования франчайзинга является ГК, в главе 53 которого, раскрывается сущность взаимоотношений правообладателя и пользователя в связи с лицензионным комплексом.
По договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и прочее), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.
Договор франчайзинга двусторонний, консенсуальный, возмездный.
Сторонами договора комплексной предпринимательской лицензии являются правообладатель и пользователь. В качестве правообладателя могут выступать субъекты исключительного права – только юридические лица. В качестве пользователя могут выступать юридические лица и физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность. Поскольку ГК не запрещает осуществление предпринимательской деятельности некоммерческими юридическими лицами, то данные субъекты гражданского права могут выступать в качестве стороны договора франчайзинга.
К существенным условиям договора франчайзинга, помимо условия о предмете, следует отнести условия: о сроке, вознаграждении, объеме использования предмета договора франчайзинга.
Договор франчайзинга должен быть заключен в письменной форме и подлежит регистрации в патентном органе, функции которого в настоящее время выполняет государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности».
1 Миловзорова, Ю.С. Возможность применения франчайзинга в Республике Беларусь / Ю.С. Миловзорова // Вестн. Молодеж. науч. о-ва. –2000. – № 5/6. – С. 45-50.
2 Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 дек. 1998 г., № 218-З ; принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.; одобрен Советом Респ. 19 ноябр. 1998 г.: в ред. от 29 июня 2020 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3 Гущин, И.В. Понятие франчайзинга // Система права и законодательства Республики Беларусь: состояние, перспективы развития: материалы Респ. науч.-практ. конф., Гродно, 26-27 апр. 1999 г.: в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т ; отв. ред. И.В. Гущин. – Гродно, 1999. – Ч. 1. – С. 293-296.
4 Колядко, И.Н. Договор франчайзинга в правоприменительной практике // Правовые средства обеспечения развития экономики Республики Беларусь: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 9–10 нояб. 2007 г. / редкол.: И.Н. Колядко (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2008. – С. 205–207.
5 Сокол, С.Ф. Правовое регулирование договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Беларусь / С.Ф. Сокол, Ю.С. Миловзорова. – Минск: БИП-С Плюс, 2006 128 c.
6 Халецкая, Т.М. Франчайзинг в системе обязательственного права / Т.М. Халецкая // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2013. – № 6. – С. 81-87.
7 Шинкарь, Ю. Экономико-правовая необходимость классификации договора франчайзинга / Ю. Шинкарь // Сац.-экан. i прававыя даслед. – 2010. – № 1. – С. 73-85.
8 Сокол, С.Ф. Франчайзинг – современная правовая форма управления объектами интеллектуальной собственности Тезисы доклада Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук. Материалы II науч.-практ. конф. профессорскопреподавательского состава, аспирантов и студентов. Минск, 19 апреля 2012 г. / редкол.: С.Ф. Сокол [и др.]. – Минск: «БИП- Институт правоведения», 2012. – С. 161-162.
9 О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2009 г., № 346: в ред. от 5 июля 2018 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10 Кулис, Л.А. Условия развития отношений франчайзинга в Республике Беларусь / Л.А. Кулис // Труды БГТУ. – 2019. – Серия 6. – № 1. – С. 116-119.
11 Алексеев, А.Н. Развитие предпринимательских структур на основе франчайзинга / А.Н. Алексеев, И.В. Сыроватко // В мире научных открытий. − 2014. – № 10.2(34). – С. 22-33.
12 Жук, А.В. Договор франчайзинга [Электронный ресурс] / А.В. Жук // ЭТАЛОН-ONLINE. – Режим доступа: https://etalononline.by/document/?regnum=u01701655&q_id=1857912.
13 Корзун, В.Б. Франчайзинг: сущность, проблемы, правовое регулирование \ В. Б. Корзун \\ Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. − № 4. – С. 3-6.
14 О государственных секретах [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 г., № 170-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15 О коммерческой тайне [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 5 января 2013 г., № 16-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16 Халецкая, Т.М. Гражданское право. Особенная часть: учебное пособие / Т.М. Халецкая. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2020. – 416 с.
17 Авдеева, Т.В. Гражданское право: учебник: в 3 т. / Т.В. Авдеева [и др.]; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2010. – Т. 2. – 960 с.
18 Кривонос, А.А. Франчайзинг: от простого к сложному / А.А. Кривонос, Е.А. Кривонос. – Киев: Ассоциация франчайзинга, 2010. – 71 с.
19 Жибуль, О.В. Договор комплексной предпринимательской лицензии – франчайзинга / О.В. Жибуль // Наука и инновации. – 2018. − № 2. – С. 49-52.
20 Храпуцкий, А.Ф. Договор франчайзинга: некоторые аспекты правового регулирования / А.Ф. Храпуцкий // Правовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (21-22 окт. 2010 г., г. Минск). – Минск, 2010. – С. 190-191
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты