Феномен популярности молодежных субкультур в 20 веке
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Феномен популярности молодежных субкультур в 20 веке»
по дисциплине: «Теория и история культуры»
2021
45.00 BYN
Феномен популярности молодежных субкультур в 20 веке
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и история культуры
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 История формирования и развития молодежных субкультур
1.2 Сущность субкультуры, её основные элементы и особенности
Глава 2 ОБЗОР И АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1 Основные критерии и классификация субкультур
2.2 Анализ взаимодействия современных молодежных субкультур и моды
2.3 Новейшие тенденции современных субкультур
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современных информационных технологий, доступность получаемой информации, расширение возможностей общения между индивидуумами существенно расширяют спектр межличностных проявлений.
Современным подросткам свойственно выражать себя, противопоставляя свою личность остальному обществу. В одних случаях это противопоставление будет носит яркий, а, зачастую и откровенно агрессивный, оттенок, в других – будет проявлять признаки отчужденности, отстраненности и эскапизма. При этом, развитая интернет-среда и образованное ею киберпространство позволяют одинаково проявить себя всем личностям, независимо от черт характера или особенностей их темперамента.
В последние годы явственно отмечается исход от непосредственного живого общения в сторону индивидуально-социолектического, свойственного конкретным группам или общностям.
В 90-е гг. XX века в России мы могли с полной уверенностью говорить о противопоставлениях социолектики в общении между городом и провинцией, или отдельно взятыми возрастными группами. В настоящее же время следует делать акцент на способы контекстного взаимодействия между отдельными лицами, группами и общностями в широких, зачастую мировых, масштабах.
Актуальность темы. Если в начале 2000-х гг. распределение между представителями субкультур, формировавших современную по тем временам российскую молодежь, строилось на каких-либо определенных базисах, выражениях, понимание этимологии которых можно было проследить достаточно точно, то в настоящее время молодежная культура зависима от определенных модных веяний и тенденций свойственных определенному временному промежутку, и условно может быть скоротечной, волнообразной или постоянной.
Цель данной курсовой работы выявить проблемы молодежных субкультур.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1) раскрыть особенности субкультур;
2) определить классификацию субкультур;
3) выявить основные субкультуры.
Методологическую основу исследования определили теоретические разработки ведущих зарубежных и отечественных культурологов, философов, социологов (Т. Щепанская, А. Флиер).
При выполнении данной работы были использованы следующие методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Глава 1 МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 История формирования и развития молодежных субкультур
Существует ряд различных определений понятия «субкультура», сформулированных с позиций представителей таких наук, как психология, социология, социальная педагогика.
Подобные определения имеют, как правило, узкоспециальный характер, поэтому ограничимся этимологей (происхождением) термина «субкультура» (от латинского sub – «под» + культура) и попытаемся выявить сущность и эволюцию этого явления.
Наиболее существенной характеристикой «человека субкультурного» является его стремление к автономии, своеобразное «отгорожение» от общей базовой культуры, уход в «глубину», т. е. в пресловутое «sub» (под).
Само явление субкультурности появилось гораздо раньше, чем термин, его обозначающий. Екатеринбургский исследователь Ю. В. Шинкаренко отмечает, что еще в начале прошлого века при монархии можно обнаружить примеры, когда личности пытались «отщипнуться» от доминирующей национальной культуры, которая базировалась на традиционных и православных устоях. Эти люди определяли свои собственные ценности, нормы, образцы поведения, формировали особые символы, в том числе специфический жаргонный язык. В частности, в 1907 г. вышел в свет роман М. Арцыбашева «Санин», литературные герои которого вели разговор о раскрепощении духа, свободе любви и на практике осуществляли свои «эмансипационные» идеи.
Мгновенно по всей стране у литературного Санина появились реальные последователи. Стали создаваться субкультурные группы с разными названиями: «Санинцы», «Лиги свободной любви», «Общества пива и воли». Возникали «новые» ритуалы: собравшись вместе, спорить о современной беллетристике, пить пиво у зажженной свечи, а затем «предаваться разврату». Подобное течение с названием «Огарки» существовало и в Екатеринбурге.
До прихода большевиков к власти культуру, которую проповедовали социал-демократы, – с символикой красного кумача, потаенными «маевками», организацией «нелегальных отрядов самообороны» – можно также рассматривать как субкультуру, т. е. подкультуру по отношению к «большой», общей культуре дореволюционной России.
Глава 2 ОБЗОР И АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1 Основные критерии и классификация субкультур
Современное общество, несмотря на процессы глобализации и в целом унификации жизни огромного количества людей, является весьма разнородным. Разнообразие этнических культур, которые в основном определяли жизнь людей в прошлом, благодаря процессам глобализации медленно, но верно нивелируется (по крайней мере, в рамках европейской цивилизации). Культурное разнообразие, однако, не исчезает, а начинает реализовываться в разнообразии так называемых субкультур.
В социологии субкультурами называют систему ценностей, установок, моделей поведения какой-либо социальной группы, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры [11]. Общество распадается на множество групп, и «постепенно у каждой из них формируется собственная культура», или субкультура. Специфика каждой отдельной субкультуры может основываться на любых социальных признаках: вероисповедании, возрасте, профессии, увлечении и т. п. [2].
Интересный взгляд на субкультуру как составляющую общей культуры социума представлен в работах Т.Б. Щепанской, которая определяет субкультуру как коммуникативную систему, самовоспроизводящуюся во времени, в которой выделяются социальный уровень (социальные связи, сообщества, группы) и знаковый уровень (картина мира и составляющие ее знаки и символы, включая вербальные). В рамках этой теории делается специальный акцент на «языке» субкультуры – ее знаках – и подчеркивается, что «именно наличие вербальной специфики – особого арго и сложившегося фольклора – служит наиболее яркими и легко фиксируемыми признаками существования субкультуры» (там же: электрон. ресурс).
Не вдаваясь в подробности различных подходов к субкультурам, подчеркнем, что мы поддерживаем точку зрения, согласно которой наличие особого языка – социолекта субкультуры – является обязательным (а в некоторых случаях и достаточным) условием для того, чтобы социальная группа считалась отдельным субкультурным образованием [17].
Разнообразие субкультурных образований довольно велико и основывается на многих признаках: разнице в социальной основе субкультур, их ценностях, атрибутике и т. п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В настоящее время ситуация в плане соотношения доминирующей культуры и субкультур принципиально изменилась. После падения социалистической системы в новой России по-настоящему базовая культура, какой в свое время была традиционно-православная, а затем советская культура, пока не сформировалась.
Поэтому сейчас человеку субкультурному не от чего «отщипнуться», отделиться. Наоборот, задача субкультурного «строителя» – создать какое-то уплотнение в разреженной атмосфере национальной культуры. Эта разреженность обусловлена и новыми технологиями коммуникаций, когда не стало преград для объединения людей по любым интересам вне государственных и национально-культурных границ, когда прорисовывается культурно-экономическая модель «мировой деревни».
Таким образом, сегодня в той или иной мере субкультурно все подрастающее поколение, хотя, конечно, степень погружения в ту или иную субкультуру у отдельных тинэйджеров различна.
2. Субкультура (лат. sub «под» + cultura «культура»), подкульту́ра (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Гипертрофированная плюральность культуры, выраженная во множестве как бы равноценных и равнозначных субкультур, оборачивается для индивида отчужденностью, немыслимой во времена отсутствия многовариантности и существования жестких культурологических нормативов. Излишне простой выбор удобной культурной ниши и легкость ее смены оборачиваются тенденцией к деперсонификации.
Говоря о мультикультурализме как об общественном состоянии, следует все же помнить о его лабильной природе, т. к. сам по себе он нестабилен и раздираем внутренними противоречиями. Не имея какой-либо метакультурной парадигмы, притягивающей к себе все возможные культурные ценности, он обрекает свое существование на хрупкость. Но если эта парадигмальная централизующая область проявила бы себя внутри мультикультуральности, то, обретя целостность и стабильность, потеряла бы свою плюральность, т. е. исконную сущность.
1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста (1-е изд.). Учеб. Пособие / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2012. – С.18-21.
2. Балакеримова, И.С. Правовая культура в воспитании молодежи // И.С. Балакеримова // Правовое воспитание молодежи: семья и социум. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. – Москва, 2017
3. Гаранович, М. В. 2013. Лексикографическое описание лексики субкультур г. Перми / М.В. Гаранович. – В: Социои психолингвистические исследования. – Вып. 1. – С. 33-38.
4. Гаранович, М.В. Словари сленга субкультур г. Перми / М.В. Гаранович. – В: Наука и бизнес: пути развития. – № 4(22). – С. 95–98.
5. Дорошенко, О.М. Подростки как объект психологического воздействия кибермоббинга / О.М. Дорошенко // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. – Юнити-Дана. Москва, 2018. – С. 28-32
6. Ерофеева, Т.И. Субкультура в лингвистическом освещении / Т.И. Ерофева. – В: Социо- и психолингвистические исследования. – Вып. 1. – С. 5-10.
7. Костина, А. В. Массовая культура: аспекты понимания[Электронный ресурс]/ А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение. — 2006.— № 1.
8. Коэн, А. Содержание делинквентной субкультуры / А. Коэн // Социология преступности. – 1980. – С. 318.
9. Кравченко, A.И. Культурология. Москва: Академический проект / А.И. Кравченко. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/ cultur/kravchenko-culturologya.htm#_Toc163479072.
10. Павлов, Б. С. Над опасным «социальным придоньем» (о девиантной субкультуре подростков) / Б. С. Павлов // Социологические исследования. – 2013. – № 2.
11. Скоробогатых, Н. С. Австралийский мультикультурализм: путь к гражданскому согласию или к расколу общества? / Н. С. Скоробогатых // Общественные науки и современность. — 2004. — № 1.— С. 135—146.
12. Сыщук, О. В. Формирование мультикультурной модели социосистемы с точки зрения синергетического принципа (на примере США) / О. В. Сыщук // Вопр. культурологии. — 2009. — № 12. — С. 43—45.
13. Харламова, Д.А. Мониторинг социальных сетей как способ противодействия вовлечению несовершеннолетних в экстремистскую деятельность и профилактика делинквентного поведения с их стороны // Д.А. Харламова // ВНЕшкольник. Академия инновационного образования и развития. – Коломна, 2020.
14. Andrew Ryan Rico. Fans of Columbine shooters Eric Harris and Dylan Klebold // Transformative Works and Cultures. 2015-05-19. Vol. 20.
15. Lemieux F., Bricknell S., Prenzler T. Mass shootings in Australia and the United States, 1981-2013 / F. Lemieux, S. Bricknell, T. Prenzler // Journal of Criminological Research, Policy and Practice. 2015. Vol. 1 Issue: 3. – 131-142 pp.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты