Правовое регулирование ликвидации субъектов предпринимательской деятельности
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое регулирование ликвидации субъектов предпринимательской деятельности»
по дисциплине: «Гражданское право»
2021
45.00 BYN
Правовое регулирование ликвидации субъектов предпринимательской деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и правовая природа ликвидации субъектов предпринимательской деятельности
1.2 Основания ликвидации субъектов предпринимательства
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Порядок добровольной ликвидации субъектов предпринимательской деятельности
2.2 Особенности порядка ликвидации субъектов предпринимательской деятельности по решению суда и регистрирующего органа
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Рыночный механизм – это в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.
Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица. Даже в максимально благоприятных экономических условиях «жизнь» организации не длится вечно, иными словами, субъект предпринимательской деятельности рано или поздно может быть ликвидирован в добровольном либо принудительном порядке.
В отличие от физического лица, для которого рождение и уход из жизни – естественный процесс, создание и прекращение деятельности юридического лица требует выполнения определенной, установленной законом процедуры.
Актуальность настоящей курсовой работы связана с тем, что в нынешних условиях нестабильной экономической ситуации в Республике Беларусь, когда под влиянием объективных обстоятельств ежедневно прекращают свою деятельность юридические лица различных организационно-правовых форм, вопрос правильного правового оформления ликвидации (прекращения) юридических лиц приобретает особую значимость.
Регулярно меняющееся законодательство и, как следствие, отсутствие научных трудов, рассматривающих проблему прекращения деятельности юридических лиц в полном объеме, а также наличие некоторых недостатков в правовом регулировании, и, как следствие, проблемы его практического применения, делают изучаемую тематику особенно актуальной.
Поэтому исследование, направленное на раскрытие и анализ правовых проблем ликвидации юридических лиц, безусловно, имеет научный и практический интерес.
Объект работы – общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования различных форм ликвидации субъектов предпринимательской деятельности.
Предмет исследования – нормы права и научная литература, позволяющие выявить понятие, виды и особенности добровольной и принудительной ликвидации субъектов предпринимательской деятельности.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и правовая природа ликвидации субъектов предпринимательской деятельности
Говоря о ликвидации организации (предприятия) следует обратиться к п. 1 ст. 132 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), где дано определение понятия «предприятие». Так, предприятие как объект прав – это имущественный комплекс, который используется для осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли [1].
Предпринимательская деятельность – это основной вид хозяйственной деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность субъектов хозяйствования, осуществляемая ими на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [2, с.28].
Основной признак предпринимательской деятельности это систематическое получение прибыли, а условие ее осуществления – государственная регистрация ее участников в качестве субъектов предпринимательской деятельности [3].
Нередко предпринимательская деятельность именуется как бизнес, где все деловые отношения связаны непосредственно с производством продукции, товаров, услуг и ее движением в сфере обращения и потребления. Однако понятие «бизнес» намного шире понятия «предприятие».
С экономической точки зрения организация (предприятие) – это самостоятельный субъект хозяйствования как имущественный комплекс, который создан в соответствии с законодательством для производства продукции (услуг), обладает правами юридического лица и осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность на свой риск и под свою имущественную ответственность, преследуя цель удовлетворения конкретных потребностей и получения прибыли [4, с. 20].
Согласно п. 1 ст. 44 ГК юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом [1].
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Порядок добровольной ликвидации субъектов предпринимательской деятельности
Согласно ст. 57 ГК, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) конкретного юридического лица, а именно по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной [1].
Порядок ликвидации организаций определен в ст. 59 ГК, где содержатся общие правила проведения ликвидации: этапы, их последовательность и некоторые условия выполнения, начиная с момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) и на протяжении всего срока ее действия:
– ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации.
Помимо публикации ликвидационная комиссия принимает и все иные возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица;
– после окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Этот баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица;
– выплата ликвидационной комиссией денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена в ст. 60 ГК. Выплата производится в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В результате проведенного исследования вопросов ликвидации организации (предприятия) в Республике Беларусь можно отметить следующие пробелы в правовом регулировании такой ликвидации.
Итак, во-первых, несколько не логичным является, на наш взгляд, установление такого основания для ликвидации субъекта хозяйствования, как достижение цели, ради которой он был создан. Для создания и существования коммерческой организации целью является извлечение прибыли, а также, хоть это и не столь существенно, по критерию цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.
Таким образом, достижение цели, ради которой создана коммерческая организация, никак не может быть основанием для ее ликвидации, поскольку уже является:
а) основной причиной существования;
б) главным отличительным признаком.
Возможно, под «достижением цели» в данном случае следует понимать наступление определенного события, и тогда обстоятельства, подпадающие под этот критерий, будут подчиняться общим правилам о сроках в гражданском праве.
Статья 57 ГК [1] также содержит такие основания, как истечение срока, на который создано лицо и признание судом регистрации недействительной. Надо понимать, что судебное решение о признании регистрации недействительной, не содержит требования (решения) о ликвидации, но делает принятие такого решения обязательным для собственника. Это является важным моментом, т.к. субъектом, принявшим решение о ликвидации, также производится назначение ликвидатора (формирование ликвидационной комиссии) и в том случае, когда собственнику (учредителю) дальнейшая судьба имущества не безразлична, он имеет возможность инициировать и провести ликвидацию самостоятельно.
Нормы законодательства, посвященные порядку образования и регистрации организаций, не содержат ограничений сроков осуществления деятельности. Такие сроки могут быть установлены учредительными документами – к примеру, срочным может быть договор о совместной деятельности. То же касается и целей – их достижение само по себе не влечет необходимость прекращения деятельности, по законодательству, но может быть предусмотрено уставом, учредительным договором.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Ликвидация – это форма прекращения деятельности юридического лица, которая представляет собой процедуру, цель которой состоит в прекращении правосубъектности юридического лица без перехода прав и обязанностей такого юридического лица к иным лицам в порядке правопреемства.
Экономическая сущность ликвидации организации (предприятия) состоит в полном прекращении хозяйственной деятельности такого юридического лица посредством завершения производственной деятельности. Ликвидированное юридическое лицо перестает быть субъектом хозяйствования, исчезая из рынка предоставления товаров и услуг.
Ликвидация организации (предприятия) может быть осуществлена лишь при наличии оснований, предусмотренных законодательством, а также лишь посредством определенной процедуры, установленной законом.
Процесс ликвидации за рубежом практически аналогичен белорусскому порядку ликвидации предприятия. Различаются основания для такой ликвидации.
В частности, законодательство Украины вовсе не предусматривает возможности ликвидации предприятия по решению регистрирующего органа. Законодательство Германии предусматривает различные основания, при наличии которых возможна ликвидация предприятия. Общим для всех рассмотренных стран является обязательное уведомление соответствующих источников о ликвидации предприятия с целью того, чтобы кредиторы имели возможность осведомиться о ликвидации конкретного юридического лица.
Ликвидация организации (предприятия) может быть осуществлена в добровольном порядке, то есть по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной. В таком случае ликвидация осуществляются в общем порядке ликвидации юридических лиц.
Законодательством определен ряд оснований для принятия решения о ликвидации, однако он не является исчерпывающим, а содержит лишь те из них, наличие которых может повлечь какие-либо негативные последствия для других субъектов хозяйственных отношений.
1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Годунин, О. Р. Хозяйственное право : учебное пособие для студентов вузов юридических специальностей / О. Р. Годунов. – Минск : БГУ, 2014. – 114 с.
3. Краткий конспект лекций по хозяйственному праву [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkmog.by/docs/logist/konsprct_xoz.pdf.
4. Головачев, А. С. Экономика организации (предприятия) : учебное пособие / А. С. Головачев. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 688 с.
5. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Гражданское право : учебник. В 3 т. / А. В. Каравай [и др.]; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск : Амалфея, 2018. – Т. 1. – 864 с.
7. Филипчик, Р. И. Некоторые вопросы реорганизации и ликвидации юридических лиц / Р. И. Филипчик // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 2016. – № 22. – С. 19–25.
8. Вабищевич, С. С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь / С. С. Вабищевич. – Минск : Молодежное, 2015. – 436 с.
9. Северин, Д. Добровольная ликвидация или как повернуть процесс вспять, если вы рассчитались с долгами / Д. Северин // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь. – 2017. – № 21. – С. 15.
10. Гражданский кодекс Республики Казахстан 1994 года [Электронный ресурс] // Информационные системы Параграф. – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1006061.
11. Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств [Электронный ресурс] // Информационная правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002198_.
12. Гражданский кодекс Украины 2003 года [Электронный ресурс] // Pravo.ua. – Режим доступа: http://pravo-ukraine.org.ua/resyrsi/biblioteka/civil-pravo/grazhdanskoe-pravo-ukrainy-uchebnik-dzera-v.
13. Закон КНР «О банкротстве предприятий» 2006 года [Электронный ресурс] // Законодательство Китая. – Режим доступа: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_enterprise_bankruptcy.
14. Гражданский кодекс Германии 1896 года [Электронный ресурс] // Pravo.ua. – Режим доступа: drjv.org.
15. Смольский, А. Банкротство как общественный институт: возникновение, развитие и особенности функционирования / А. Смольский // Эковест. – 2013. – № 3–4. – С. 601–620.
16. О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 апр. 2009 г., № 469 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 57-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Налоговый кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 19 декабря 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 июня 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 декабря 1998 г., № 219-З : принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Об обращениях граждан и юридических лиц : Закон Респ. Беларусь, 18 июл. 2011 г., № 300-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты