ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПКИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА ДЛЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПОСТАВКИ (ЗАКУПКИ) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И СЫРЬЯ ДЛЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Практика ценообразования в нашей стране динамично менялась в течение ряда лет. В настоящее время происходит переход от регулируемой системы формирования цен к свободной.
В Республике Беларусь действуют нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность сельскохозяйственных предприятий в областях ценообразования и ценовой поддержки. Эти документы соответствуют принципам государственной ценовой политики и выступают в качестве фундамента при разграничении сфер регулируемого и свободного ценообразования. Для большинства видов сельскохозяйственной продукции используется последнее.
Второе десятилетие XXI века характеризуется глубокой межгосударственной экономической интеграцией, осуществляемой на международном уровне. Одним из примеров такой интеграции может служить международная организация региональной экономической интеграции «Евразийский экономический союз», участниками которой, наряду с другими государствами, являются Республика Беларусь и Российская Федерация. Заключение международного договора и создание на его основе единого экономического пространства предполагают унификацию законодательства, регулирующего экономическую деятельность, что отмечалось в наших исследованиях [1].
Являясь участниками названого международного договора и Беларусь, и Россия, как государственные образования, представляют собой систему политического управления соответствующей территорией [2], на которую возложен ряд функций, связанных с политическим управлением. Реализация функций государства сопряжена с необходимостью материального обеспечения деятельности государственных органов, реализуемого в рамках правоотношений, именуемых поставкой товаров для государственных нужд.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПКИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА ДЛЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
В нашей стране с государственным участием регулируются цены при проведении закупок сельскохозяйственной продукции и сырья для республиканских государственных нужд. Данный процесс включает перечисленные далее этапы.
1. Установление Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (с согласованием на уровне Министерства экономики Республики Беларусь) регулируемых цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, закупаемые по государственным заказам на республиканские нужды. В 2011–2018 гг. на ряд сельскохозяйственных продуктов устанавливались предельные максимальные цены. Это способствовало сдерживанию роста стоимости продовольствия на потребительском рынке. Данный способ ценового вмешательства позволяет повышать эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий, поставляющих государству продукцию, необходимую для подержания достигнутого уровня продовольственной безопасности страны [1, 2].
2. Установление состава государственных республиканских нужд и их объема. Ассортимент и количество продукции, поставляемой для данных нужд, определяются на основе прогноза социально-экономического развития Беларуси (с разбивкой по административно-территориальным единицам) и утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь на следующий финансовый год. Государственными заказчиками являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, а также иные структуры.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПОСТАВКИ (ЗАКУПКИ) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И СЫРЬЯ ДЛЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Правовую основу анализируемых общественных отношений составляют:
− в Беларуси: Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о государственных закупках), § 4 главы 30 ГК Беларуси «Поставка товаров для государственных нужд» ст. 495‒504 (при том ст. 496−504 исключены из ГК Беларуси Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З с 1 января 2013 года), а также, в силу ст. 495 ГК Беларуси, § 3 главы 30 ГК Беларуси «Поставка товаров». Кроме того, анализируемые отношения регулируется нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления;
− в Российской Федерации: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223ФЗ (ред. от 02 августа 2019 г.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «О государственном оборонном заказе», Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок), § 4 главы 30 ГК России «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» и субсидиарно, в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ, ст. 506−522 ГК РФ. Кроме того, указанные отношения регулируются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов в сфере закупок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд» в качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд применяются: льготы по налогам, льготные кредиты, целевые дотации и субсидии, приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами, другие льготы [4, с. 9]. Нужды государства в сельскохозяйственной продукции всегда регулировались особым законодательством, что обуславливается особой значимостью этих отношений. В Гражданском кодексе Республики Беларусь поставка товаров для государственных нужд урегулирована ст. 495.
Предприятия сельского хозяйства, как правило, свободны в выборе каналов реализации своей продукции. Но имеются проблемы с заключением, оформлением и исполнением договоров, обладающих специфическими особенностями. Если для примера взять торговлю зерном, то она требует разработки комплекса определенных правил торговли зерном и продуктами, которые получают при переработке зерна. В современных условиях необходимо активизировать биржевую торговлю. Ее деятельность следует направить на развитие форвардной и фьючерсной торговли.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 марта 1992 года «О товарных биржах», субъекты хозяйствования могут совершать биржевые сделки с товаром, который есть в наличии или появится в будущем. К биржевым сделкам также относятся форвардные, фьючерсные и опционные сделки.
Как правило, форвардные сделки заключаются при наличии реального товара, только с отсрочкой его поставки, а фьючерсные сделки предполагают уплату денег за товар, через определенный срок после заключения сделки по цене, установленной в контракте.
1. Маньковский И.А. Основания и пути реформирования системы гражданского права в условиях региональной экономической интеграции // Общество, право, личность: современные тенденции развития гуманитарного знания : сб. ст. междунар. заоч. науч.-практ. конф., Минск, 26‒27 нояб. 2018 г. / Междунар. ун-т «МИТСО» ; редкол.: И. А. Маньковский (гл. ред.) [и др.]. Выпуск восьмой. Минск : Междунар. ун-т «МИТСО», 2019. С. 120-124.
2. Маньковский И.А., Вабищевич С.С. Гражданское право. Общая часть: в 3-х т. Т. 2 (полутом 2): Гражданские правоотношения. Изд. 2, стереотип. Минск: Междунар. Унн-т «МИТСО», 2016. С. 155-188.
3. Маньковский И.А., Вабищевич С.С. Гражданское право. Общая часть: в 3-х т. Т. 1: Введение в гражданское право. Изд. 2, стереотип. Минск: Междунар. Унн-т «МИТСО», 2015. С. 219-228.
4. Маньковский И.А. Гражданское право Евразийского экономического союза: современное состояние и направления унификации // Жизнь права: правовая теория, правовая традиция и правовая реальность : матер. IV междунар. науч.-практ. конф., г. Краснодар, 8 июня 2019 г. / Краснодар, : Кубанский гос. ун-т, 2019. С. 111-118.
5. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы. – Минск : 2016.
6. Абр ам ов а , Г. П. Система рыночных отношений / Г. П. Абрамова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2014. – № 6. – С. 17–18.
7. Сайганов , А. С. Анализ эффективности производства продукции растениеводства в сельскохозяйственных предприятиях / А. С. Сайганов // Весцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусі. – 2015. – № 1. – С. 22–37.
8. Сельское хозяйство Республики Беларусь. Статистический сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 232 с.
9. Отчет о результатах реализации Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы за 2017 год [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. – Минск, 2021. – Режим доступа: http://www.mshp. gov.by/programms/bfa76e1141996f75.html.
10. Об особенностях поставки сельскохозяйственной продукции для республиканских государственных нужд: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2014 г., № 350 (ред. от 4 мая 2018 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Версия 4000.00.30 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11. Об установлении предельных максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию (растениеводство) урожая 2018 г., закупаемую для государственных нужд: постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь, 27 марта 2018 г., № 34 // Консультант Плюс: Беларусь. Версия 4000.00.30 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 13 июня 1994 г., № 437 (ред. от 23 июля 2015 г., № 625) // Консультант Плюс: Беларусь. Версия 4000.00.30 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13. О выплатах в виде субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 февр. 2018 г., № 90 // Консультант Плюс: Беларусь. Версия 4000.00.30 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14. О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 окт. 2014 г., № 954 (ред. от 25 мая 2018 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Версия 4000.00.30 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Обзор по актуальным и проблемным вопросам реализации согласованной (скоординированной) аграрной политики [Электронный ресурс] // Департамент агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/APK-rus_n.pdf.
16. Шагайда, Н. И. Тенденции развития и основные вызовы аграрного сектора России [Электронный ресурс] / Н. И. Шагайда, В. Я. Узун // Центр стратегических разработок. – Режим доступа: https://www.csr.ru/wp-content/ uploads/2017/11/Doklad_selskoe_hozyai-stvo_veb.pdf.
17. Минпромторг назвал дату введения продуктовых карточек в России [Электронный ресурс] // Lenta.ru Экономика. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2018/02/15/foodstamps/.
18. Об установлении предельных максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая 2015 г., закупаемую для государственных нужд: постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь, 30 марта 2015 г., № 11 (ред. от 10 дек. 2015 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Версия 4000.00.30 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Об установлении предельных максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая 2016 г., закупаемую для государственных нужд: постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь, 24 марта 2016 г., № 13 (ред. от 22 апр. 2016 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Версия 4000.00.30 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Об установлении предельных максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию (растениеводство) урожая 2017 г., закупаемую для государственных нужд: постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь, 23 февр. 2017 г., № 16. // Консультант Плюс: Беларусь. Версия 4000.00.30 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.